Русская линия
Нескучный садПротодиакон Констнтин Маркович11.05.2013 

Неделя Антипасхи

Неделя (т. е. Воскресный день — слав.) Антипасхи завершает восьмидневный цикл празднования Пасхального торжества. Само слово «Антипасха», (с греч. «напротив Пасхи, вместо Пасхи») указывает на то положение, которое этот воскресный день занимает в церковном календаре — два воскресных дня как бы поставлены «напротив» друг друга, как начало и окончание самого значимого церковного праздника. Другое название — неделя о Фоме (Фомина) — связано с тем, что в богослужении этого дня вспоминается история уверения св. ап. Фомы.

Пляска. Клавдий ЛЕБЕДЕВ (1852−1916).

Праздник Антипасхи был установлен в IV в. Поводом для него стал существовавший в то время порядок принятия в Церковь новых членов. Крещение оглашенных (катехуменов — греч.) т. е. тех, кто готовился к принятию таинства св. Крещения и прослушал в течение Великого поста специальные поучения о христианской вере (катихизис), совершалось накануне ночного пасхального богослужения, и те, кто принимал Крещение, облачались в белые крещальные одежды (лат.- альбы). Эти одежды полагалось носить все дни пасхальной седмицы, а на восьмой день после произнесения епископом слов молитвы и благословения белые одежды снимались и убирались в церковную ризницу, а новокрещеные облачались в обычную повседневную одежду. В одной из своих проповедей блаж. Августин называет второе воскресение после Пасхи «Dominica in Albis» (День Господень в белых одеждах).

На Божественной литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 20. 19−29.) о явлении воскресшего Господа апостолам и уверении апостола Фомы, который усомнился в истинности воскресения Христа из мертвых. Вечером первого дня Своего воскресения Христос явился перед учениками, даровав тем самым им великую радость. Однако Фома в то время отсутствовал, а когда услышал весть о воскресении от апостолов, видевших Господа, то усомнился и сказал, что не поверит в Воскресение до тех пор, пока сам не увидит и не дотронется до ран, нанесенных Христу во время крестных страданий. Спустя восемь дней, когда апостолы вновь собрались вместе, и Фома был с ними, Христос вновь явился им. Он повелел Фоме рассмотреть и осязать Его раны, с тем чтобы он поверил, что перед ним предстоит не призрак, а живой Иисус, его возлюбленный Господь и учитель. Фома, уверившись, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» В ответ на это исповедание Христос говорит Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие!»

Ап. Фома обладал скептическим складом характера, пытливостью и склонностью подвергать сомнению то, что казалось ему не согласным с трезвым рассудком. Но в сердце Фомы горела любовь к Иисусу, он был когда-то готов даже пострадать вместе с Ним (Ин. 16. 11). Христос является в восьмой день ради того, чтобы не оставить своего ученика без радости о воскресении. «А ты, когда видишь этого ученика неверующим, — говорил св. Иоанн Златоуст — подумай о человеколюбии Господа, Который и ради одной души показывает Себя в ранах, приходит и для спасения одного, хотя и более других упорного». Слова Христа «..блаженны не видевшие и уверовавшие», на первый взгляд, звучат как мягкий укор, указание на несовершенство веры ученика. Однако блаженный Августин видит в них провозвестие о принятии веры Христовой всеми народами. «Он использовал прошедшее время, когда говорил эти слова, как Тот, Кто в Своем предопределении знал, что будет в будущем, как если бы это уже свершилось».

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. В Индии он принял мученическую кончину за то, что обратил ко Христу сына и жену правителя индийского города Мелипура (совр. Ченнаи или Мадрас). Он был заключен в темницу, претерпел пытки и, будучи пронзен копьями, отошел ко Господу. В Индии, в штате Керала проживает многочисленная этнорелигиозная группа, называющая себя «христиане апостола Фомы», принадлежащая к нескольким церквам древне-восточной (нехалкидонской) традиции (это христианские церкви, которые сохраняют богословские и богослужебные традиции древневосточных христиан, не принявших учения IV вселенского собора).

Согласно церковному уставу, в день Антипасхи впервые после недели Мясопустной (масленницы) совершаются венчания. В народе седмица Антипасхи получила название «Красная горка». Изначально языческий праздник восточных славян, означавший наступление весны и зарождение новой жизни, с распространением христианства Красная Горка соединилась с Антипасхой.

В Красную Горку обычно встречались молодые парни и девушки и знакомились для будущей семейной жизни. К сожалению, в наше время в России широко распространено грубейшее суеверие, согласно которому нежелательно венчаться в мае, «чтобы не маяться». Наоборот, пасхальное радостное время, которое всегда совпадает с маем месяцем, является лучшим временем года для создания семьи и бракосочетания. Радость Пасхи Христовой, которая является знамением Божественной любви к человеческому роду, и радость супружеской любви, приводящая к созданию христианской семьи, гармонируют друг с другом.

http://www.nsad.ru/articles/nedelya-antipashi


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика