Русская линия
Вестник Русской линии Сергей Григорьев01.02.2002 

ЦАРСКИЙ ПРАЗДНИК

Традиция празднования Нового года вообще, и 1 января в частности, имеет очень давнюю историю, и связанна она с именем первого римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой, или точкой отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания Рима, то есть 754 год до Рождества Христова, и началом года считалось 1 марта. Республиканским календарем доцезаревых времен служил весьма примитивный древний календарь децимвров, к первому веку до Р.Х. опередивший время более чем на два месяца. Цезарь устранил эти непорядки и, с помощью великого александрийского математика Созигена, ввел в официальное употребление новый календарь изумительной точности и простоты, тот самый календарь, который до сих пор используется в православной Церкви, при астрономических расчетах и исторических изысканиях. Тогда же было отменено и, установленное древним италийским сельскохозяйственным календарем, начало нового года 1-го марта. Вместо него за календарную эпоху принято 1-ое января, время вступления в должность первых должностных лиц Римской государства — 2-х консулов, этих республиканских царей Рима.

Консулы обладали максимально возможной в условиях римской республики личной властью. До самых последних времен республики консулами могли быть исключительно патриции, аристократы Рима, весьма твердо державшиеся за эту привилегию, потому что побывавшие на консульской должности, которую один человек мог занимать только раз в жизни, автоматически становились пожизненными членами Римского Сената. С увеличением могущества Рима росло и богатство его элиты, и ежегодное вступление в должность консулов и других высших выборных должностных лиц Рима сопровождалось особыми играми и раздачами подарков от избранных на должности. Все граждане Рима привыкли получать подарки 1 января от вступающих в должность консулов, не жалевших для этого денег. Сам Цезарь едва не разорился, оплатив невидалые до тех пор празднества для римской черни 1 января. Для римлян устраивали своеобразные лотереи: каждый по выпавшему жребию получал фант — мешок муки, раба, а кто-то дом или корабль. Не отсюда ли наш обычай не столько дарить, сколько получать в Новый год под елкой подарки от некоего «деда мороза»?
Таким образом, Гай Юлий Цезарь совместил начало года с праздниками вступления в должность высших государственных лиц. Историки прослеживают происхождение русского слова «царь» от имени Цезарь, поэтому мы с полным основанием можем считать 1 января праздником царским, он был традиционным и в первом Риме, и во втором — Константинополе, а с петровских времен и в третьем Риме — Москве. Теперь этот праздник попадает на пост, и поделом: Царя у нас нет, и царский праздник какой-то невнятный, кто-то его празднует по новому стилю, кто-то по старому, а кто-то — и так, и сяк. А виноват во всем, как всегда, папа римский: в 1582 году, несмотря на протесты выдающихся астрономов того времени и, в частности Коперника, папа Григорий XIII-й изуродовал юлианский календарь, прибавив к нему десять дней. С тех пор календарь, как своеобразная икона времени, перестал существовать в «цивилизованном» мире, его заменил разрекламированный бренд — так называемый новый стиль.

Тем не менее, мы поздравляем наших читателей с наступающим (по юлианскому календарю) и наступившем (по григорианскому), Новым годом, и желаем Вам помощи Божьей во всех добрых делах и начинаниях. В прошедшем году в нашей работе произошли серьезные изменения: «Русская линия» вошла в состав общественной организации «Православный Санкт-Петербург», мы готовимся перейти в ближайшее время на ежедневные обновления новостей, в процессе завершения работы по созданию нового программного обеспечения нашего сайта. Велики наши планы и в начинающемся году, но при всех изменениях мы будем, как и раньше, стремиться обеспечить наших читателей доброкачественной информацией, знакомить их со всеми сколько-нибудь значимыми событиями и публикациями в нашей стране и за рубежом по религиозной, политической и общественной тематике. Наша Родина возрождается после тяжелейшего кризиса, и хотя она еще очень слаба после длительной болезни, но нам отрадно наблюдать позитивные изменения в окружающей нас действительности. Мы надеемся, что Россия и Русская Православная Церковь и далее будут укрепляться, удаляясь от царившего хаоса как во внутренней, так и во внешней своей жизни, и готовы принести свою малую лепту в это святое дело. Просим простить нас за принесенные неудобства из-за не вовремя выпущенных новостей, ошибки, описки и неточности в текстах. Спаси Бог.

Примечание.
Собственно юлианский календарь просуществовал недолго, до I-го Вселенского Собора в Никее. Выработанные александрийскими учеными и утвержденные Никейским собором правила вычисления пасхи превратили календарь Юлия Цезаря в церковный юлианский календарь. Новозаветный календарь или никейская пасхалия объединяет в себе так называемый «метоновский» лунно-месячный цикл (19 юлианских лет = 6940 суток = 235 лунных месяцев по 29,53 суток), когда фазы Луны падают на те же числа юлианского солнечного календаря, и полный цикл прохождения всех дней недели по числам этого календаря (7×4=28). Наименьшее общее кратное 19-ти и 28-ми равно 532 годам, это и есть Великий индиктион, или пасхальный цикл, когда празднование Пасхи снова последовательно падает на те же дни года.
В Римской империи существовал еще один цикл, связанный со сбором налогов, это 15-ти летний индикт. Совмещая его с Пасхалией (532 г.) получаем Великий Миротворный круг, то есть 15 Великих индиктионов 532×15=7980. Он обладает одним уникальным для хронологии качеством — счет дней в нем можно вести непрерывно и последовательно в течение всего этого периода, начиная с любой условной начальной даты, что бесценно для историков и астрономов. Сейчас, если считать от Сотворения мира (человек был создан в шестой день творения в пятницу 1 марта 5508 лет до Р.Х. в полдень в новолуние), идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году и продлится до 2473 года.


http://rusk.ru/st.php?idar=6089


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru