Вестник Русской линии | Протоиерей Дмитрий Смирнов | 01.06.2001 |
Интервью протоиерея Дмитрия Смирнова интернет-сайту Страна.Ru
— Отец Димитрий, как относиться к тому, что Папа Римский заявил о своем покаянии перед православными греками? Как это можно воспринимать? Может ли быть это покаяние действительно знаком того, что Папа протягивает православным руку? Или как-то иначе к этому нужно относиться?
— Слава Богу, нам тут думать не нужно, ибо Господь сказал, что «дерево познается по плодам». Более того, деревья и называем по их плодам. Если на дереве растут лимоны, мы говорим, что это лимон, если на дереве растут бананы, мы говорим, что это банан. Мы видим очень хороший и — я это вполне признаю — правильный, но, к сожалению, рассчитанный на историческое невежество людей политический жест. Попробуем раскусить этот прекрасный на вид фрукт… Сразу возникают вопросы. Римский епископ кается перед православными за крестовые походы, совершенные западными христианами, которые разрушили и разорили православный Константинополь, и одновременно даже не желает журить свою западно-украинскую паству за то, что, допустим, изгоняют православных из их храмов, избивают, даже убивают христиан православных. Почему бы не помянуть не только средние века, а вспомнить около 300 православных храмов, разрушенных в Польше, из которой Папа Римский родом; вспомнить и переселение и расселение православных в другие земли Польши из Холмской Руси. Или хорватских усташей, которых немецкие дивизии вынуждены были останавливать в их злодеяниях против православных сербов. При чем тут крестовые походы? Это было очень давно, были тогда дикие нравы.
Да, действительно, католический Запад всегда представлял для нас, православных, для нашей самобытности угрозу очень серьезную и большую даже, чем дикий монгольский Восток, но, тем не менее, это дела давно минувших дней, и Папа не имеет к ним никакого отношения. Так каяться довольно легко. С таким же успехом я могу сейчас перед вами покаяться, допустим, в изобретении в Европе газа циклона-Б, потому что химия тоже часть европейской культуры, а в развитие химии много таланта вложил Дмитрий Иванович Менделеев, ученый моего Отечества. Поэтому я как русский человек тоже косвенно виноват. Но это абсурд! Человек должен каяться в своих проступках. Он не может покаяться в проступках своего деда, прадеда, это просто несерьезно. И это по-человечески очень дерзко брать на себя такую смелость. Но с другой стороны, таково самосознание Пап. Так Папа чувствует себя по отношению ко всему миру, а католический мир так и воспринимает Папу. И это является нашей проблемой в восприятии западного мира и западного христианства.
Можно не то что восхищаться Папой Римским как политическим деятелем, а удивляться его энергии и целенаправленности. Он, будучи весьма пожилым человеком (хотя в юности был спортсменом, лыжником), сохранил в себе такую целеустремленность, дай Бог ему доброго здоровья. Но, понимаете, у православных людей, которые в Греции из-за его приезда закрыли все монастыри, а духовенство вышло с черными шарами на улицу, этот напор вызывает отторжение, потому что незваный гость одни говорят — лучше, другие говорят — хуже,не боюсь сказать, — татарина, так как во мне есть немало татарской крови. Но дело не в национальности, а дело в том, что нельзя же так, как бы это помягче выразиться, нагло переть туда, куда тебя не только не просят, а совсем наоборот, умоляют оставаться дома. Зачем же так делать? Это совершенно не по-христиански. Этот поступок совершенно антиевангельский по духу. И в этом смысле это такой же крестовый поход, хотя никто вроде бы не идет с оружием, а с улыбкой мира.
На самом деле это — не мир, потому что Папа стремится именно туда, где его появление вызывает боль. Зачем же он идет туда, где его не ждут, и где он печалит своим пришествием людей? Только для того, чтобы выполнить свою программу, чтобы обязательно весь мир объехать? Ну что за блажь? Ведь достаточно католических стран, достаточно католических епархий, где его любят, чтут и нет опасности, что закидают помидорами, как во Франции, например. И, пожалуйста, во славу Божию. Но вот, к сожалению, позиция и практика Ватикана такова, что она вызывает у православных горечь. Почему? Потому что в отличие от православных у католиков менталитет таков, что святее Папы Римского никого нет, если он так делает, то и мы так поступать должны, потому что он является примером для подражания. И что же тогда? Вот такой нехристианский поступок становится примером для подражания для сотен миллионов людей. Это же огромная ответственность перед Богом за искажение Евангелия. Ну, зачем же устраивать цирк из таинства Церкви, которое есть покаяние? Вот что я могу сказать по этому поводу. Может быть, резковато? Но это не из-за того, что я не уважаю старого человека или хочу обидеть западных христиан, а от боли.
— Информационные агентства сообщают, что с Папой будут молиться миллионы во Львове, в Киеве, что его радостно встречают и т. д., что там большая паства греко-католическая существует, что есть приглашение президента Кучмы. Как можно это оценить?
— Я надеюсь, что вы как сотрудник средства массовой информации и я как бывший работник кинематографа, — мы прекрасно знаем, что в кино можно стоящую вещь показать как вертящуюся вокруг своей оси. Когда русский народ в количестве 50 тысяч человек пришел к Останкино и просил, чтобы не показывали этот мерзкий скорцезиевский фильм, то компания Евгения Киселева показала одного Дмитрия Васильева, и создалось впечатление, что было 2−3 человека с красным флагом. Когда же Бог наказал компанию НТВ, и они испытали то же самое, им пришлось изображать из тысячной толпы 10-тысячную, и они прекрасно с этой задачей справились. Поэтому каждый человек, имеющий достаточно средств, чтобы отпечатать какой-то листок, газету, может претендовать на то, чтобы сочинять то, о чем потом скажут: «все говорят».
Можно с таким же успехом сказать, что миллиарды людей против поездки папы на Украину, и показать эти миллиарды, как показывали, например (все видели и смеялись), кадры из Косова по всей Европе, по CNN — зимние кадры во время лета. Что якобы вот бегут албанские беженцы, которые все говорят почему-то один и тот же текст, как будто они читают это по бумажке; что там сотни тысяч убитых, замученных албанцев, но никого потом так и не нашли. Средства массовой информации недаром называют четвертой властью, потому что это просто одно из орудий политики. И весь пафос борьбы за свободу слова — это битва не за свободу действительного обмена информацией, а за свободу иметь это орудие, потому что даже один человек с помощью финансовых рычагов оплаты СМИ имеет возможность влиять на умы. Вот и все. И какая уж тут информация, если даже в объявлении погоды на сегодняшний день столько бывает не намеренного, но все-таки обмана. А уж что касается политики… Мы же взрослые люди, разве можно верить тому, что пишут на всех заборах? Мы должны разумно пользоваться этим средством, уметь читать между строк, должны все понимать, иначе мы просто несерьезные люди.
— Существует мнение, что протесты против визита Папы на Украину связаны с некими предубеждениями против католиков…
— У меня много знакомых католиков, есть и друзья, и никаких предубеждений против католиков нет, ни против поляков, ни тем более итальянцев. Речь идет о том, как нам всем тормозить процесс гибели этого мира обеими пятками и не содрать их до кости, чтоб немножко на пятках осталось мяса. Вот наша задача церковная. Разве мы можем остановить историю? Это невозможно. Христос никого не заставляет, не кричит, не гонит назад: куда вы идете? Нет, нет, нет, человек, сделай все сам, добровольно. Мы никого не хотим заставлять, но мы имеем право сопротивляться. И в этом нет греха. Только Серафиму Саровскому дано сложить руки крестом на груди и сказать: делайте, что вам угодно. Он мог бы защищаться, потому что другой святой, Александр Невский, врагов до седла разрубал на две половинки, и эти две половины тонули в Чудском озере, и тоже был свят. И это святость, и то святость, только разной формы, а суть одна.
http://rusk.ru/st.php?idar=6082