Русская линия
Вестник Русской линииМитрополит Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич)01.06.2001 

ВИЗИТ ПАПЫ НА УКРАИНУ — ЭТО ВЫЗОВ
Из книги С. Григорьева и А. Степанова «Крестовый поход Кароля Войтылы»

Интервью интернет-сайту Страна.Ru

— Владыка, как бы Вы прокомментировали слова главы внешнеполитического ведомства Ватикана архиепископа Жана-Луи Торана, который в ходе своего недавнего визита в Россию заявил, что храмы на Западной Украине у православных не отнимались, а «были возвращены законным владельцам»?

— Это абсурдное утверждение, я думаю, что оно не состоятельно, как в юридическом и в моральном плане. Если бы в Галицию в 1946 году приехали православные священники и верующие, и откомандированные монахи из восточной Украины и из России, и захватили храмы, то можно было бы говорить, что речь идет о возвращении их законным владельцам. Но ведь в 1946 году все верующие, все священники остались молится в тех храмах, в которых они находились до перехода в православие. Сегодняшние дети тех людей, трудами которых приобреталось это церковное имущество, — они же имеют право на наследство.

Когда греко-католики говорят, что они имеют право на имущество, а православные — нет, я напоминаю им евангельскую притчу о блудном сыне. Мы даже согласны на роль блудного сына в этой притче, хотя фактически блудный сын — это Греко-католическая церковь. Когда блудный сын попросил свою долю наследства, отец не возражал, хотя сын, может быть, был не прав, но он имел право на наследство. Почему сегодняшние православные дети тех же родителей, которые родили и греко-католиков не имеют права на часть имущества? Это просто аморально, то, что сказал кардинал Жан-Луи Торан, христианин так не может рассуждать. В 1990 году надо было начинать все цивилизованно, Ватикан несет вину за то, что католики вышли из четырехсторонней комиссии, и когда говорят, что Ватикан не имеет власти в отношении греко-католиков, в это я никогда не поверю. Русская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь в нормальных отношениях, почему Ватикан делает вид, что не может наладить нормальных отношений с греко-католиками?

— Владыка, преодолимы ли препятствия для визита Папы на Украину, на которые указывает Православная Церковь?

— Те препятствия, которые стоят на пути нормального диалога и визита Папы Римского легко устранимы. Это не есть что-то невозможное. Должна была быть сначала создана какая-то комиссия по подготовке визита Папы Римского, которая занялась бы устранением этих причин. У Ватикана была возможность устранить те причины, по которым Украинская Православная Церковь просила Папу отложить свой визит

— Владыка, какова нынешняя ситуация на Западной Украине?

— В некотором смысле ситуация, так сказать, стабильная, потому что местная власть и Греко-католическая церковь не заинтересованы в том, чтобы сейчас были какие-то протесты и конфликты. Для них пока гораздо проще все заморозить, так что ситуация в настоящее время «заморожена» в связи с визитом Папы Римского, но это не значит, что решаются какие-то проблемы.

— Владыка, почему Украинская Православная Церковь возражает против визита Папы в настоящее время, ведь согласно заверениям Ватикана, Папа едет на Украину как паломник, а не как глава Католической церкви?

— Папа, даже будучи главой государства, прежде всего — христианин и любому понятно, что если он христианин, то для него то, что он глава Католической церкви должно быть более ценимо чем, то, что он — глава государства. Он не может говорить, что он сначала глава государства, а потом глава Католической церкви. Он едет именно как глава церкви, потому что паломники так не ездят.

Он был как паломник в Греции, я согласен, потому что его визит не был обставлен так пышно и не было такого плана мероприятий, а здесь вся программа визита и вся подготовка к нему говорит о том, что он едет сюда, в первую очередь, как глава церкви. В связи с этим мы высказываем свое непонимание, если не сказать возмущение тем, что мнение епископата, верующих самой многочисленной Церкви, которая была матерью для всего народа, на основе которой произошло становление всего народа, игнорируется. Я считаю, что это — вызов. Визит принесет за собой целый ряд негативных последствий. Те наработки, которые были сделаны в 1970-е, в начале 1980-х годов по достижению взаимопонимания и сотрудничества между Русской Православной Церковью и Римо-католической были перечеркнуты событиями в Галичине, когда при поддержке Ватикана насильственно возрождалась уния, а приезд Папы Римского вообще отбросит все назад.

— Владыка, сообщалось о том, что возможно, во время визита Папы на Украину будет объявлено о создании здесь Греко-католического патриархата, что Вы об этом думаете?

— Мы знаем из традиции Католической церкви, что политика Ватикана такова: патриарх назначается там, где еще исторически существовал православный патриарх, то есть это будет абсурд, если в Украине, где не было и нет канонического патриарха, будет создан греко-католический патриархат. Я думаю, что этого не произойдет, потому что при всей воинственной политике Ватикана, он на этот шаг не пойдет. Ибо это будет сознательное разрушение всех связей, инициированием начала открытого религиозного противостояния.

http://rusk.ru/st.php?idar=6079


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика