Русская линия
Вестник Русской линииМитрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)01.06.2001 

ВИЗИТ ПРИВЕДЕТ К ОБОСТРЕНИЮ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Из книги «Крестовый поход Кароля Войтылы»

Письмо митрополита Киевского и всея Украины Владимира к Предстоятелю Римско-католической церкви

Ваше Святейшество!

Прежде всего, позвольте сердечно поблагодарить Вас за поздравления, направленные Вами к моему 65-летию. Из Вашего послания я впервые, хотя и косвенным образом, получил подтверждение из Рима о готовящемся визите Вашего Святейшества в Украину.

Нам было известно о приглашениях посетить нашу страну, направленных Вам Президентом и правительством Украины, а также украинскими римско-католическими и греко-католическими иерархами. Безусловно, можно понять католическую паству Украины, желающую видеть главу своей Церкви у себя дома. Мы также с должным пониманием относимся к позиции руководства Украинского государства, которое стремится вести более открытую внешнюю политику и таким образом повышать престиж нашей страны на международной арене.

Вместе с тем необходимо вспомнить, что большинство населения Украины всегда было и остается православным по своему вероисповеданию. Весь исторический уклад жизни нашего народа, его культура и традиции теснейшим образом связаны с Православием. Украина является органичной частью Православного Востока. Подавляющее большинство православных верующих Украины составляет паству Украинской Православной Церкви. В связи с этим вызывает недоумение тот факт, что визит Вашего Святейшества в нашу страну начал планироваться и готовиться без официального уведомления нашей Церкви и какого-либо приглашения с ее стороны.

Данная ситуация была обсуждена иерархами Украинской Православной Церкви, которыми было единогласно принято решение обратиться к Вашему Святейшеству с просьбой отложить Ваш визит в Украину, дабы он состоялся в более благоприятное для взаимоотношений между нашими Церквами время и дабы Украинская Православная Церковь могла официально принять участие в приглашении Вашего Святейшества и подготовке программы Вашего визита.

Главной причиной этого решения является неурегулированность отношений между греко-католиками и православными в Западной Украине. Конечно, сегодня никто не совершает явного насилия. На этом фоне, не без участия официального Ватикана, создалась иллюзия, что данная проблема урегулирована, и что Ваш визит будет способствовать окончательному мирному разрешению межконфессионального конфликта в Западной Украине. Однако такой взгляд является глубоким заблуждением. Даже при отсутствии вспышек насилия, отношения между православными и греко-католиками в этом регионе продолжают оставаться крайне напряженными. До сих пор во многих местах Западной Украины православные не имеют возможности использовать храмовые здания, захваченные греко-католиками. Ни одна из договоренностей по данной проблематике, заключенных между Московским Патриархатом и Ватиканом, не была выполнена. В связи с вышеизложенным есть опасение, что Ваш предполагаемый визит лишь закрепит существующее ныне положение вещей, крайне неблагоприятное для нашей Церкви.

Вашему Святейшеству, несомненно, известно, что в течение последнего десятилетия греко-католиками захвачено свыше тысячи храмов, в результате чего разгромлены три епархии Украинской Православной Церкви — Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. Полноценная церковная жизнь в этих епархиях до сих пор не восстановлена. Та видимость мира между православными и греко-католиками в Западной Украине, которая может быть создана с помощью Вашего визита, будет означать попытку построить мир без справедливости, который никогда не бывает прочным и вообще не является подлинными миром в христианском понимании этого слова.

После заключения подобного «мира» страдания православного народа в Западной Украине будут продолжаться. И разве сможем мы протягивать друг другу руки, создавая иллюзию согласия и благополучия, когда страдает народ? Миллионы простых православных верующих отвергнут этот визит, что поставит меня и весь епископат Украинской Православной Церкви в ситуацию, когда мы не сможем встретиться с Вами. Посему мы официально заявляем, что в случае визита Вашего Святейшества в Украину в предлагаемые сроки между нами не будет встречи, и ни один из клириков нашей Церкви не примет участия в программе визита.

Другой проблемой, представляющей собой препятствие для Вашего визита в Украину в настоящее время, является неясность в отношении Римско-католической Церкви к расколам, существующим среди православных нашей страны. Вам, безусловно, известно о двух раскольнических структурах, имеющихся в Украине, — так называемых «Украинской православной Церкви — Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви» На всех переговорах между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью говорилось о необходимости признания со стороны Ватикана исключительно канонических православных структур в Украине.

Если же в ходе Вашего предполагаемого визита произойдет встреча Вашего Святейшества с кем-либо из раскольнических лидеров, особенно с лже-патриархом Филаретом, анафематствованным нашей Церковью, это будет означать, что Римско-католическая Церковь игнорирует принципы канонических отношений между Церквами и грубо вмешивается в наши внутренние дела, поддерживая раскольников своим авторитетом. Это может повлечь самые неблагоприятные последствия в отношениях между Римско-Католической Церковью и православными.

Отказ от соблюдения экклезиологических принципов межцерковных связей будет означать практическое прекращение всяких отношений между нашими Церквами, а, следовательно, — закат эпохи Второго Ватиканского Собора в православно-католических отношениях. Мы молим Господа, чтобы этого не случилось и чтобы понтификат Вашего Святейшества не разрушил принципов православно-католических отношений, которые были с таким трудом обретены благодаря мудрым действиям Ваших предшественников и выдающихся православных иерархов.

Надеемся, что Вы, Ваше Святейшество, примете во внимание все вышеизложенное и во имя дальнейшего позитивного развития отношений между двумя великими Церквами отложите свой готовящийся визит в Украину. Мы искренне убеждены в том, что, если Вы проявите должное понимание чувств православных верующих, это вызовет справедливую поддержку широких слоев населения Украины и будет способствовать достижению мира и согласия между христианами двух Церквей.

Изложенное выше является официальной позицией сорока двух архиереев Украинской Православной Церкви.

С любовью о Господе, надеждой на понимание и искренними благопожеланиями.

+ ВЛАДИМИР МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ


Из интервью еженедельнику «Новый век»

Газета «Новый век» обратилась к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с просьбой высказать позицию Украинской Православной Церкви как самой многочисленной конфессии в Украине по поводу этого визита.

— В январе этого года состоялись Священный Синод Украинской Православной Церкви и Архиерейский Собор. И Синод, и Епископат рекомендовали Предстоятелю УПЦ обратиться с письмом к Святейшему Папе Римскому Павлу II и высказать нашу точку зрения по поводу его визита в Украину. Это совсем не значит, что мы вмешиваемся в государственные дела и оспариваем право Президента Украины на приглашение главы державы Ватикан и Главы Римо-Католической Церкви. Мы уверены, что Президент руководствовался благими намерениями в деле укрепления международного имиджа Украины в результате этого визита. Но вместе с тем все Церкви имеют право высказать свое мнение по этому поводу. Украинская Православная Церковь считает июньский визит несвоевременным, а вернее, преждевременным.

— Какими аргументами оперировала УПЦ?

— В частности, в своем послании Папе Римскому мы высказали обеспокоенность тем, что на протяжении последнего десятилетия греко-католиками было захвачено более 1000 православных храмов, в результате чего практически разгромлены три епархии Украинской Православной Церкви — Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. Этот факт говорит о том, что существует только видимость мира между православными и греко-католиками. А неопределенность отношения к этому Папы Римского может укрепить греко-католиков во мнении о правильности захватнических действий по отношению к православным. Хотя и захватывать уже просто нечего… Опять же нас не поймут наши верующие, если мы окажем Его Святости теплый прием, из чего они смогут сделать вполне логичный вывод, что иерархи УПЦ согласны с таким несправедливым положением дел.

— Точка зрения священников и прихожан УПЦ объективна и бескомпромиссна. Но есть другой «православный патриарх», который всячески приветствует визит Папы.

— Эти вопросы мы также затрагивали в нашем обращении к Папе Римскому и акцентировали его внимание на том, что до сих пор не выяснена точка зрения Римо-Католической Церкви к православным расколам в Украине. На всех переговорах между Московским Патриархатом и Римо-Католической Церковью говорилось о необходимости признания со стороны Ватикана исключительно канонических православных структур в Украине, куда, естественно, не входят ни УПЦ-КП, ни УАПЦ. Но нам до сих пор не известно, собирается ли Папа Римский встречаться с раскольниками? Если да, то так называемый патриарх Филарет получает своеобразный карт-бланш для дальнейших инсинуаций и манипулирования общественным мнением.

— Не дожидаясь развязки событий, Филарет уже сегодня пытается использовать негативное отношение УПЦ к визиту Папы в своих интересах. Во всяком случае, пресса, ему симпатизирующая, пугает общество будущими серьезными столкновениями и обвиняет УПЦ в том, что она будет инициировать гражданское неповиновение.

— Я, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, выражаю мнение сорока двух архиереев УПЦ, которые считают визит Папы Римского в Украину несвоевременным, о чем мы и поставили его в известность, подчеркнув, что между нами не будет встреч и ни один из клириков нашей Церкви не примет участия в программе визита. Но это вовсе не означает, что мы будем призывать к противоправным действиям наших прихожан.

— События 9 марта четко показали, к каким непредсказуемым последствиям могут привести политические игры и призывы к гражданскому неповиновению. Как Церковь относится к проявлению такого рода «патриотизма»?

— Попытку расколоть общество нельзя оправдать ничем. Причем, у нас часто происходит подмена понятий, вследствие чего национализм отождествляют с патриотизмом. Эта очень опасная тенденция уже имела в истории самые страшные примеры. Мы сегодня постоянно слышим от некоторых политических деятелей о необходимости объединения православных Церквей, о возрождении духовности, о соборности Украины. К прискорбию, они же и провоцируют народ на раздоры и конфликты. Но, согласно Священному Писанию, для Церкви все равны, для нее нет разделения, особенно по национальным признакам. Все во Христе имеют полную свободу, одинаковые права и возможности. Я бы очень хотел, чтобы политики попытались оценить свою жизнь не только с партийной или служебной точки зрения, но, прежде всего, с точки зрения Евангелия, заповедей Христовых, с точки зрения ценностей вечных.

В православных храмах ежедневно совершаются службы Божьи и на ежедневной Божественной литургии поются заповеди Нагорной проповеди Христа, в которой говорится: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся» (Мф. 5, 9). А слово «мир» для украинского народа имеет особое значении. Ведь только в последнем столетии наш народ испил чашу испытаний до дна — революции, войны, голодоморы. Поэтому, повторяю, патриоты Украины не могут призывать и подталкивать соотечественников к кровопролитию.

— Ваше Блаженство, все мы знаем, сколько Вы затратили сил для того, чтобы межконфессиональные конфликты не переросли в межконфессиональную войну. Часто прихожане УПЦ просили Вас благословить на адекватные действия по отношению к раскольникам и греко-католикам, которые захватывали и захватывают наши храмы. Может быть, УПЦ должна занять более жесткую позицию?

— Я всегда призываю не давать волю эмоциям и гневу, хоть и справедливому. Это, повторяю, самый ошибочный путь. Мы стараемся решить конфликт законным путем, обращаемся в местные органы власти, суды.

— У нас только сегодня был в редакции священник о. Иоанн из Львовской области, у которого забрали храм раскольники-филаретовцы. Так он свою правоту доказывает 8-й год. Не слишком ли долгий путь к торжеству закона и справедливости?

— Но другого пути нет. На насилие нельзя отвечать насилием. А наша Церковь тем и сильна, что укрепляет наши силы и дарит чувство терпимости, всепрощения, рассудительности. Церковь убеждает: всем нужен духовный мир, любовь и взаимопонимание. Я думаю, что страсти со временем улягутся и мы сможем едиными устами и единым сердцем славить Бога.

http://rusk.ru/st.php?idar=6075


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru