Вестник Русской линии | Сергей Григорьев, Анатолий Степанов | 01.06.2001 |
Вступление
В июне этого года Ватикан планирует визит Папы Римского Иоанна Павла II на Украину. На первый взгляд, это — ординарное событие. Политические и религиозные лидеры регулярно обмениваются и официальными и неофициальными визитами. Практика взаимообменов стала нормой международной жизни. Целью таких визитов обычно является улучшение взаимопонимания, укрепление связей, установление более тесных контактов между народами. В средствах массовой информации такого рода визиты зачастую называют визитами доброй воли.
Иную окраску носят поездки религиозных деятелей. Во-первых, межконфесииональные границы, нередко не совпадающие с межгосударственными, требуют особенной осторожности при их пересечении. Во-вторых, сами визиты зачастую имеют не дипломатический, а пастырский характер. В этом случае визитер не может считаться гостем в обычном смысле этого слова, так как он является духовно наставлять верующих в той стране, в которую приехал, а значит, — неминуемо вмешивается в ее жизнь. Такое вмешательство не всегда бывает благотворным, более того может осложнить межконфессиональную обстановку, обострить противоречия в обществе. Тогда визит доброй воли превращается в свою прямую противоположность. В связи с этим поездки религиозных деятелей обычно готовятся особенно тщательно обеими сторонами, их сроки и программу стараются увязать с религиозной ситуацией в обществе.
Визит Папы Римского на Украину в этом смысле из ряда вон выходящий. И дело тут не только в том, что Украина — исконно православная страна. Ранее, посещая даже и нехристианские страны, Ватикан согласовывал визиты Папы с доминирующей конфессией. Нынешний визит не только не согласован со священноначалием канонической Украинской Православной Церкви, но и готовится вопреки многочисленным протестам епископата, клира и мирян. Это свидетельствует о том, что целью визита является не улучшение взаимопонимания между людьми, а демонстрация своей силы, закрепление победы Католицизма над Православием на Украине.
В самих по себе планах католической экспансии нет ничего удивительного. Это — давняя традиция Ватикана. Экспансия и прозелитизм органично присущи католицизму, ведь «непогрешимый» Римский первосвященник считает своей территорией весь мир, ложно понимая завет Христа «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16. 15). Вместо мирной проповеди Благой вести Понтифик ожесточенно, не стесняясь методами, насаждает свой собственный культ. Преградой этому культу всегда было и остается Православие, поэтому неслучайно, что именно православные народы больше других пострадали от папизма. На протяжении веков Римские первосвященники умело направляли волны агрессии Запада на Православный Восток. Немало было пролито крови, но немногого достигли паписты. Православные с оружием в руках сумели отстоять свое право исповедовать неискаженную латинянами Божественную истину.
Эпоха глобализации, в которую стремительно вступает современный мир, позволила Ватикану разработать новую тактику. Одним из основных элементов глобализации является расширение коммуникационных возможностей. И весьма показательно, что начало глобализационных процессов в мире совпало с избранием такого коммуникабельного Папы. За 20 с лишним лет своего понтификата Кароль Войтыла совершил около ста визитов в различные страны мира, но до последнего времени ему не удавалось ступить на православную землю. Пока сильно было единство братских православных народов, в первую очередь, русских, украинцев и белорусов, для Папы двери в православный мир были закрыты.
Но как только это единодушие было нарушено, как только в семье православных народов образовались трещины и щели, тут как тут явился со своими визитами Войтыла. Начал он с окраин. Первыми странами, принявшими Понтифика на территории бывшего СССР, были прибалтийские государства Литва, Латвия и Эстония. Но это было только началом. Папа рвался в православные страны. И два года назад ему удалось впервые проникнуть на территорию православного государства. Фронт единства православных народов был прорван в Румынии. Католики, как обычно, воспользовались тяжелым экономическим положением в одной из самых слаборазвитых православных стран.
Затем взоры Ватикана обратились на бурлящий Кавказ. Тут, правда, началось с осечки. Армянская Церковь попросила отложить визит Папы в самый последний момент, — смертельно заболел Католикос Гарегин I. Римского первосвященника это не смутило, он не постеснялся настоять на своем, объявив, что желает попрощаться со своим «собратом». Но Господь не допустил: незадолго до начала визита уже сам Войтыла подвернул ногу во время богослужения в Кракове.
Все же полтора года назад он на Кавказе побывал. Нынешние власти православной Грузии, пытающиеся в чужих краях найти себе покровителей, сумели вырвать согласие у Грузинской Церкви на посещение Римским Понтификом древней Иверии. Несмотря на мощную пропагандистскую компанию в поддержку визита Папы, организованную в грузинских СМИ, православный народ Грузии ясно продемонстрировал неприятие папского присутствия на своей земле. Накануне визита Синод Грузинской Православной Церкви напомнил своей пастве, что католики принадлежат к иной вере, и поэтому православным на их молитвенных собраниях находиться не подобает. Папе запретили проведение публичной мессы на центральной площади Тбилиси, и он вынужден был ограничиться зимним стадионом. Не сумел Войтыла проникнуть и в алтарь древнего храма в Светицховели, хотя очень туда стремился и уже было пошел к Царским вратам, но его остановили грузинские клирики.
Немного радости доставил тот визит Понтифику. Однако дело было сделано, еще один шаг к вожделенной цели многовековой латинской экспансии — осквернению своим присутствием сердца Святой Руси Москвы, был Войтылой совершен.
Теперь нужно было совершить следующий. Православие на Русь пришло из Греции, и победное шествие католицизма должно было пройти через землю древней Эллады. Но в Греции не желали видеть Папу. Тогда в Ватикане придумали хитроумный ход: стареющий Понтифик, не как глава Римско-Католической церкви, а как простой паломник, на старости лет хочет пройти дорогой апостола Павла, а она, как известно, лежала через Элладу. Длительные дипломатические и политические маневры привели к успеху. Хотя и с оговорками, но согласие на паломничество Папы Войтылы в Грецию все же было получено.
Его поездка сопровождалась волной протестов православной общественности, в которых совсем потерялись запоздалые фарисейские извинения Папы за разграбление латинянами святынь Константинополя в 1204 году. «Папа гоу хоум!» были едва ли не самыми мягкими пожеланиями римскому первосвященнику от православных греков.
Следующим и последним шагом перед Москвой должен стать Киев. В конце лета прошлого, 2000 года, резко активизировались контакты Ватикана и украинского политического истеблишмента. К процессу подключаются руководители правительства, депутаты-националисты украинского парламента. Официальные лица Украины, стремясь повлиять на общественное мнение, утверждают, что приезд Папы резко поднимет престиж украинского государства в мире. Националистические и прокатолические СМИ нагнетают антиправославную истерию.
На этот раз Ватикан решил пойти ва-банк. Совершенно очевидно, что добиться согласия на папский визит канонической Украинской Православной Церкви католикам никакими маневрами и лукавыми обещаниями не удастся. Ведь Украина, более чем любая другая страна пострадала от католического варварства. Не прошло и десяти лет, как униаты греко-католики буквально разгромили три православные епархии Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую. И это положение сохраняется до сих пор, католики и не думают возвращать награбленное.
Усугубляет и без того сложную межконфессиональную обстановку в Украине раскол в Православии. Дух раздора, которому немало поспособствовала непомерная гордыня бывшего украинского экзарха, а ныне изверженного из сана и анафематствованного Филарета (Денисенко), пожинает плоды своей губительной деятельности. Вне пределов матери-церкви, в расколе оказалась значительная часть украинцев. Ситуация для католической экспансии сложилась крайне выгодная.
И этим не преминул воспользоваться Папа-поляк.
Ватикан пренебрег сложившейся традицией хотя бы формального согласования своих поездок по миру с представителями большинства верующих. Июньский визит Папы Войтылы, если он состоится, будет первым в истории случаем, когда римская курия, не считаясь с мнением основной конфессии, организует визит Папы, опираясь исключительно на политические маневры своих немногочисленных, но влиятельных сторонников.
В недавнем интервью «Труду» и «Российской газете» президент Украины Л.Д. Кучма, объясняя мотивы своего приглашения Римского Папы, метко назвал Понтифика «крупным политическим деятелем, сумевшим переступить через многие каноны». Президент Украины, наверное, хотел сказать Папе что-нибудь приятное, но комплимент получился уж очень двусмысленным.
Воистину, Римский Папа эпохи глобализации — поляк Кароль Войтыла — войдет в историю не только, как папа-путешественник, но и как разрушитель канонов и традиций межконфессиональных отношений.
I РАЗДЕЛ
ЦЕРКОВЬ СЧИТАЕТ ВИЗИТ НЕСВОЕВРЕМЕННЫМ
Украинский вояж Папы в зеркале оценок русских архиереев и ученых
Святоотеческие правила запрещают не только священнодействия на чужой канонической территории, но даже и посещение ее без согласования с правящим архиереем. Сложившуюся веками практику не смели нарушать даже отколовшиеся от Церкви еретики. До последнего времени придерживались традиции и римские первосвященники, согласуя свои вояжи с мнением первенствующей религиозной конфессии страны посещения. Каково же оно?
Позицию всей церковной полноты выразил Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Мы предлагаем читателю выдержки из интервью Его Святейшества, в которых он определил свое отношение к планам визита Папы. Важнейшим является также мнение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. Оно недвусмысленно высказано в официальном послании Папе Римскому и интервью киевскому еженедельнику «Новый век». Подтверждением незыблемости позиции УПЦ МП служит заявление Богословской комиссии, текст которого читатель также найдет в этом разделе.
Наиболее обстоятельно позиция Церкви изложена епископом Тульчинским и Брацлавским Ипполитом в интервью, которое он дал пресс-секретарю Союза Православных Братств К. Фролову. Размышления Преосвященнейшего Ипполита представляются нам настолько важными, что мы решили поместить текст интервью полностью, несмотря на его внушительный объем. Мы посчитали необходимым предложить читателю и мнения некоторых влиятельных в нашей Церкви архиереев митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, архиепископа Львовского и Дрогобычского Августина и других архипастырей, высказанные ими в обращениях и интервью «Русской линии» и иным СМИ.
Наконец, мы приводим в этом разделе наиболее интересные комментарии священников и ученых, которые размышляют о политических и исторических аспектах папского визита на Украину. Читатель найдет здесь интервью протоиереев Всеволода Чаплина, Дмитрия Смирнова и Дэвида Тильмана, известных богословов профессора А.И. Осипова и диакона Андрея Кураева, политологов Н.С. Леонова и К.Ф. Затулина.
II РАЗДЕЛ
ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД ПРОТЕСТУЕТ
Сообщение о готовящемся визите Папы Римского на Украину вызвало шквал протестов православной общественности, возмущенной откровенным игнори-рованием позиции священноначалия Украинской Православной Церкви. Духо-венство и представители православных общественных организаций обращались с увещеваниями к самому Римскому понтифику, украинским католикам и униа-там, предупреждали, что итогом папиной поездки станет обострение, и без того непростых, межконфессиональных отношений в стране. Взывали к трезвомыс-лию и государственной мудрости президента Украины, депутатов Верховной Рады, всех влиятельных политических сил страны, понуждали их задуматься о социально-политических последствиях папского вояжа на Украину. Обраща-лись за молитвенной помощью и духовно-нравственной поддержкой к право-славному народу Украины, России и Белоруссии. Искали поддержки у властей и общественности России, обращая внимание на то, что визит римского перво-священника неизбежно приведет к ослаблению позиций России на Украине, создаст новые препятствия к сближению братских народов.
География протестов широка и многообразна. Здесь и Киев, и Одесса, и Донецк, и Харьков, и Черновцы, и другие города и веси Украины. Здесь же и Москва. В этом разделе мы представляем читателю тексты наиболее важных обращений и заявлений духовенства и мирян Украины и России против визита Римского Понтифика на святую землю Киевской Русиз>
http://rusk.ru/st.php?idar=6072