Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко04.05.2013 

Помните о внутреннем, и внешнее настроится
7 мая — память святого мученика Саввы Стратилата

В правление царя Аврелиана жил славный Савва в Риме, имел чин воеводы. Родом он был из племени готов, часто посещал христиан в темницах и помогал им от своего имения. За великую чистоту и воздержание Бог наделил его властью над нечистыми духами. Будучи обвинен в том, что он христианин, святой Савва мужественно вышел пред царем, бросил к его ногам воинский пояс и во всеуслышание исповедовал Владыку Христа. Его подвергли многим истязаниям — бичевали, строгали железом, опалили свечами, но он не испустил дух от этих смертоносных мучений, а, напротив, предстал пред всеми живым и здоровым. Его товарищи по оружию, воочию убеждаясь, что Бог помогает Савве, приняли веру Христову. Сразу 70 из них были по царскому повелению обезглавлены, святому Савве явился в темнице Сам Христос Господь в ослепительном свете и укрепил своего святого мученика. Савву приговорили к смерти через потопление в воде, он был брошен в глубокую реку, где и предал свою душу Богу. Случилось это в 272 году.

Как-то с одним рабом Божиим разговаривали о жизни современной Церкви, о молитвенном обращении ко Господу, о Крестном ходе, о внешней деятельности Церкви. Вроде и людей много в церкви, но как бы за внешним, — да, правильным, нужным и важным, — не потерять то, что важнее и главнее.

Это извечная история, которая возникла еще на страницах Священного Писания. Христос пришел в гости к Лазарю, и его две сестры Марфа и Мария по-разному служили Христу. Марфа заботилась, как накормить, уложить спать, почистить одежду. Мария же села у ног Спасителя и слушала Его слово. Внешняя деятельность дала повод Марфе попрекнуть Марию, причем прибегнув к авторитету Христа: ну правильно, ей обидно было — она хлопочет, а Мария? Поэтому Марфа применяет манипулятивную технику — прибегая к старшему, говорит: «Скажи, пусть мне поможет» (что, мол, расселась). А Господь, Который знает, что важно, что второстепенно, отвечает, дважды произнося ее имя, в Его словах звучит упрек: «Марфа, Марфа, ты суетишься, заботишься о многом, одно нужно на потребу, Мария выбрала благую часть, которая не отымется от нее».

Так вот, спасение человека, прихода, Церкви, государства, спасение всего мира зависит именно от тех людей, которые сидят у ног Спасителя и слушают слова Его. Именно ради тех, кто стремится стяжать благодать Духа Святого, Господь сохраняет этот мир.

К сожалению, очень часто приходится сталкиваться, особенно внутри Церкви, с такой ситуацией: человек прорвался сквозь мирские тернии к Церкви, вошел, вдохнул свежий воздух истины, обрадовался, подучился некоторым навыкам внешней жизни и успокоился. Успокоился и заснул, и плывет по течению, — и когда пытаешься как-то растормошить, объяснить, что недостаточно просто в Церкви быть, а необходимо изо дня в день стяжать благодать Духа Святого Божия, предпринимать определенные упражнения: если ты не двигаешься вверх, ты обязательно скатываешься вниз, а толку нет. Незаметно, прикрываясь внешним благополучием и правильностью присутствия в Церкви, человек замерзает. Выражается это в отсутствии жажды праведности, нежелании читать святых отцов, в нежелании трудиться над молитвами, в нежелании систематически, вдумчиво готовиться к церковным таинствам — соединению со Христом.

Такое самодовольство очень настораживает. Потому что зацикленность на внешнем, нежелание погружаться во внутренний мир это плохо. Особенно это заметно на воспитании детей. Приходит мамочка и говорит: «Такие-то и такие проблемы с ребенком, делать уроки не заставишь, хамит, дерзит. Как быть? Как его наказать?». Вот здесь тоже можно сказать: «Марфа, Марфа, печешься, суетишься о внешнем, а сосредоточиться нужно на внутреннем» — детки всегда выдают такую реакцию, протестуя против ситуации в семье. Это происходит бессознательно — ребенок хочет привлечь внимание к себе через всякие безобразия, а мы пытаемся внешне его как-то ограничить, наказать, запретить, лишить. Но это же не решение проблемы, а примерно как если нищему, не стремясь как-то вникнуть в его жизненную ситуацию и всерьез попытаться помочь, просто бросают пятачок. Помочь реально ребенку или самому себе можно всегда только одним путем — очистив внутреннее чаши: тогда и внешнее будет чисто. Надо подумать, поговорить с ребенком, начать за него молиться, терпеть его, учить его любить, смиряться, понимая, что Господь очень часто через самых близких людей дает нам уроки терпения, смирения и любви.

Если мы сосредоточимся на внутренней жизни для общения с Богом, это обязательно отразится на взаимоотношениях с ближними, с детьми, и даже на физическом здоровье: многие болезни так и называются «психосоматические». Человек кашляет или страдает язвой, или астмой, или сердечными какими-то приступами не потому, что он болеет, — с душой непорядок. Следует помнить, о чем нужно заботиться в первую очередь: помните о внутреннем, и внешнее настроится. Помогай нам всем Господь.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53068


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru