Культура | Константин Мацан | 20.04.2013 |
Акафист — так называется небольшое богослужение, текст которого «адресно» посвящен какому-то святому, Божией Матери или Христу. В Русской православной церкви за последние три века акафистов написано немало, и большинство из них — в той или иной степени слепок с самого первого и главного акафиста — Похвалы Пресвятой Богородице. Это богослужение ежегодно совершают в субботу пятой недели Великого поста, а сам день называют Субботой акафиста.
Современного человека может удивить слово «похвала». Действительно, не слишком ли фамильярно обращаться с ней к Божией Матери — как будто мы ее за что- как будто мы ее за что-то одобряем и поощряем? Впору вспомнить отрывок из Довлатова: «У Лемкуса в одной заметке было сказано: „Как замечательно говорил Иисус Христос — возлюби ближнего своего!“ Похвалил талантливого автора». Но Похвала Пресвятой Богородице — конечно же, не обычное одобрение. Хвалить Божию Матерь мы не дерзнем. Мы можем Ее только восхвалять. И корень этого — чувство благодарности. А ведь ничто не делает человека более искренним, чем благодарность.
Что же произошло и почему понадобилось по-особенному благодарить Пресвятую Богородицу? По преданию, в 626 году Константинополь с нескольких сторон осаждали варварские племена. Когда силы защитников были уже на исходе, а поражение казалось неизбежным, жители прошли вокруг города крестным ходом и, спустившись к морю, погрузили в воды Босфора свою величайшую святыню — Ризу (часть одежды) Пресвятой Богородицы. На море — до этого момента совершенно спокойном — тут же поднялась страшная буря и потопила неприятельские корабли. У жителей Константинополя не осталось сомнений, что за них заступилась лично Божия Матерь. Это была суббота пятой недели Великого поста. Так в Константинополе установилась традиция ежегодно в этот день совершать торжественное богослужение в честь своей Заступницы. Эта служба и получила название «Похвала Пресвятой Богородице». Постепенно традиция расширялась и стала общей для всей восточной Церкви — в том числе и для Русской.
Одно из ключевых слов в акафисте Пресвятой Богородице, как и во многих других, — «радуйся»: «Радуйся, Невеста Неневестная». Казалось бы, ничего странного: в греческом языке это слово — обычная форма приветствия. Но в русском она обретает особое звучание. Мы привыкли при встрече здороваться — желать друг другу здоровья. А тут — пожелание радости. И это по-своему раскрывает некую интуицию, свойственную христианству как таковому: да, вера в Бога подразумевает и смирение, и покаяние, и несение своего креста, но все это ради одного — ради обретения радости. Радость быть с Богом — то, к чему человек предназначен от рождения. И если с пожеланием: «Радуйся!» не стыдно обратиться даже к Пресвятой Богородице, и так в этой радости пребывающей постоянно, то каким же огромным утешением эта радость может стать для обычного человека, которому по жизни так ее не хватает.
Служить акафист Пресвятой Богородице не запрещено в Церкви в любой день, но в субботу пятой недели Великого поста он становится обязательной частью богослужения. Причем читают его не целиком от начала до конца, а четырьмя частями. Так возникает ощущение многократно повторяемого процесса: поблагодарить единожды — недостаточно. Это хоть и не каноническое установление, но по-своему символичное. Просить у Богородицы помощи нужно не только в трудную минуту, но всегда по жизни. Жители Константинополя просили у Нее заступничества в ситуации земной опасности — когда нападали враги. Но с христианской точки зрения, любой человек в любую эпоху находится и в духовной опасности — когда на него нападают его собственные грехи. И эта опасность не менее реальна. Разница только в том, что враги набегают по временам, а грехи — непрерывно. И если врагов физических можно теоретически одолеть и самому с оружием в руках, то против врагов духовных по большому счету нет иного оружия, кроме Божией помощи.