Вестник Русской линии | Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) | 01.03.2001 |
Мы уже говорили, что Соборной именуется Церковь Христова в Символе Веры Православной.
Почему Церковь Христова именуется Соборной?
Напомним. Церковь собирает в своей полноте поместные Православные Церкви всей человеческой Вселенной. Свои вселенские качества она явила на Семи Вселенских Соборах, на которых вместе с некоторыми Поместными Соборами было выявлено догматическое и каноническое основание всей церковной жизни, жизни каждого православного христианина.
В чем еще выражается соборность Церкви?
Церковь является духовным собранием христиан. Соборно, собирательно Церковь выстраивалась, начиная с апостольского собрания в Пятидесятницу, в день Пресвятой Троицы, когда на Пресвятую Богородицу и Апостолов сошел Святой Дух в виде языков, подобных огненным (Деян. гл. 1−2).
Когда уже после дня Пятидесятницы наиболее ярко обнаружили себя соборные качества Церкви?
Этот первый Собор Апостолов, собравшийся в Иерусалиме около 50-го года по Р.Х., и образовал догматическую традицию разрешать вероисповедные нестроения общецерковным призыванием Духа Святаго для исцеления греховного разномыслия спасительным единством. Это событие описывается в пятнадцатой главе Деяний Святых Апостолов. Выражение Изволися Духу Святому и нам… (Деян. 15, 28) с той поры стало неизменной сакральной формулой и свидетельством истинности каждого окончательного соборного утверждения — плода, итога многотрудных соборных деяний (17).
Почему эта формула является залогом искренности и единства соборян?
Многих истин не бывает, верность церковного собрания истине выражается только единством, только единомыслием и единодушием. Всякая же ложь, следующая после выражения «Изволися Духу Святому и нам…», была бы смертным приговором для собравшихся, так как хула на Духа Святаго, по грозному свидетельству Иисуса Христа, не простится ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31−32). Приписывание лжи Духу Святому есть безусловное святотатство, кощунство и хула на Него.
Какие ещё есть свидетельства, что Церковные Соборы довольно рано стали обычаем, распространенным среди христиан?
Об этом свидетельствуют древние Апостольские каноны из Книги Правил. Тридцать четвертое из Правил Святых Апостолов гласит:
«Епископам всякого народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух».
Здесь впрямую ещё не употреблено понятие «Собор», но и сам характер необходимого действия, устанавляемого данным древним каноном, — общее разсуждение всех епископов области или страны под руководством первого среди них — ясно указывает именно на явление «Собор», тем паче, что и духовный результат такового совместного действия — прославление Господа во Святом Духе — прямо возводит главное духовное свойство и цель этого действия и к Пятидесятнице, и к практике Первого Иерусалимского Собора Апостолов «Изволися Духу Святому и нам…» (Деян. гл. 1−2, 15).
Слово «Собор» появляется в тридцать седьмом Апостольском Правиле:
«Дважды в году да бывает собор епископов, и да разсуждают они друг с другом о догматах благочестия, и разрешают случающыяся церковныя прекословия. В первый раз, в четвертую неделю Пятидесятницы: а во вторый, октября во вторыйнадесять день»(18).
Из чего следует в Священном Писании, что соборное действо является особым церковным установлением?
Тому есть основание в Евангелии, в Новом Завете. Господь сначала дает Своим ученикам-апостолам особую власть исцелять и проповедовать приближение Царствия Божия, власть над духами злобы и силой вражьей. Затем Он дает Своим апостолам власть принимать покаяние, власть вязать и решить. Иисус так обращался сначала к одному ученику, исповедовавшему Его как Христа, Сына Бога Живаго: Я говорю тебе: ты — Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18−19). Но тут же Он наделяет такой же властью и других апостолов, указывает, что их согласное собрание даже в малости — двое или трое — усиливает эту власть многократно — чего бы ни просили:
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 15−20).
Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни — стяжание Духа Святаго: «Стяжи Дух Мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Источник этих богодухновенных поучений, конечно же, в Евангелии, в Священном Писании. Церковный Собор же являет собой своеобразный инструмент для стяжания Святаго Духа. Соборяне в своей совокупности образуют как бы сосуд для собирания Свято-Духовской благодати. И с другой стороны, действие благодати Святаго Духа способствует большему собиранию людей, умножению соборных качеств верующего народа.
По смерти и Воскресении Спасителя Его ученики продолжали собираться:
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21−23).
Перед Своим Вознесением Иисус Христос повелевает продолжать собрания:
И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 4−8).
А вот собрание Апостолов уже после Вознесения Христа, но до Пятидесятницы:
Тогда они возвратились в Иерусалим… И, приидя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал, (было же собрание около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего… В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой… И поставили двоих Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одинадцать Апостолам (Деян. 1, 12−17, 20−26).
Так соборне поставляется новый Апостол из двенадцати уже после окончания земной жизни Иисуса Христа. Само собой разумеется, весь этот порядок — не плод их самочиния и житейского желания, но свидетельство еще об одном свойстве Апостольской власти, заповеданном Самим Господом, о власти рукоположения новых апостолов и затем епископов.
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1−4).
Конечно, обетование Спасителя о собравшихся в согласии во имя Христово, относится ко всем христианам, и мiрянам, и клирикам. Это есть образ жизни самой Церкви земной, но поскольку там же идет речь о таинстве «вязать и решить», то в первую и главную очередь эта заповедь относится к старшим пастырям, первоначально Апостолам, а потом к их полномочным приемникам власти «вязать и решить» — епископам.
Собственно, обещанное присутствие Господа посреди собравшихся и есть самый главный признак христианского Собора, о крайней противоположности которого Святой Царь-Пророк Давыд в самом начале первого псалма изрекал: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь (Пс. 1, 1−2).
И тут же Псалмопевец говорит о качествах Собора: Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1, 5).
Тут, кстати, надобно немного вернуться в область филологическую. Славянскому слову «собор» в церковно-греческом языке соответствует слово sunodon или sunodoV («синодон» или «синодос»), которое в своих корневых значениях имеет этимологию «совместный путь», «общий путь», и обозначает именно «путь» — «одос», то есть путь праведных (Пс. 1, 5), путь к истине, путь к Богу, путь к тому согласному состоянию собравшихся, когда они по праву свидетельствуют «Изволися Духу Святому и нам…»
Пятнадцатая глава Деяний Апостольских о событиях в Иерусалиме в 50-м году является нагляднейшим изображением всей этой духовной механики, когда нечестивые фарисеи не устояли в своем начетничестве, а облеченные властью благодати праведники утвердили соборное деяние:
Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживайтесь от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы (Деян. 15, 23−29).
Можно с достаточным основанием предполагать, что соборная методика уже к концу первого христианского века стала обычной и даже регулярной в духовной практике христиан. Об этом нет достоверных исторических свидетельств, но сам общинный характер жизни верующих во Спасителя требовал взаимного и совершенно добровольного согласия членов Церкви не только в вопросах вероисповедных, но и в выстраивании общинной и церковной иерархии, в разрешении хозяйственных проблем быта общины, проблем весьма и весьма существенных в условиях постоянных жестоких гонений и притеснений со стороны иноверных светских и духовных властей.
Почему древним христианам проще было искать решение своих жизненных проблем соборным согласием, чем единоличной волей старшин общин и Церквей?
Любой неоправданный верою диктат авторитета без рассуждения, любое насилие руководящего меньшинства над совестью членов христианских сообществ в этих обстоятельствах приводил бы к немедленному вырождению общины в секту. Общность, единство веры, христианского вероучения необходимо было постоянно подтверждать. Сектантство как таковое в истории религий явление древнейшее. Было оно известно и в ветхозаветные времена (ессеи, фарисеи, саддукеи и т. д.). Раскольничество и сектантство среди христиан активно заявляло о себе с середины второго века, особенно ярким проявлением был монтанизм.
Кроме борьбы с сектантством, ересями и расколами, что давала христианам соборная методика?
В этих экстремальных условиях перед христианскими общинами стояли задачи не только собственного выживания, но задачи постоянного взаимодействия с ближними и дальними сообществами единоверцев, задачи апостольского, миссионерского служения — обращения к Истине и спасению язычников, иноверцев практически из всех социальных слоев тогдашнего общества — от рабов до патрициев, от рыбаков до членов императорских семейств. Если отпадение в сектантство и уклонения в ереси в ряде случаев и происходили у христиан, то сама обширнейшая распространенность правоверного христианства в ту пору в Азии, Африке и Европе, его дальнейшая триумфальная судьба, его общая для древней Вселенской Церкви догматическая неповреждённость на протяжении первых трех веков по Воскресении Спасителя свидетельствуют о том, что промыслительное содержание веры на протяжении нескольких поколений осуществлялось не одной только строгостью общинных уставов и уставов поместных Церквей, но и свободным, совершенно добровольным единством членов Церкви — единством в исповедании веры, в богослужении, в гражданском бытии, в быту, единством, осуществляемым через соборное согласие и взаимопонимание.
Конечно, многие проблемы, связанные с единогласием, единодушием членов Церкви разрешались на обычных духовных собеседованиях пастырей с пасомыми (19).
Чем же эти собеседования отличались от Соборов?
Отличительное от благочестивого собеседования качество Собора заключается в принятии связывающего или разрешающего решения, обязательного к исполнению в дальнейшем для всех членов Церкви: утверждение догмата вероисповедования, осуждение какого-либо заблуждения, ереси или ересиарха, установление какого-либо положительного порядка или правила, запрещение неблагочестивого обычая или отмена неудобоисполнимого, отжившего канона, поставление первого епископа области или страны.
Каково достоинство соборного решения?
Духовная сила подлинно соборного решения такова, что выше её по значимости стоят только Божии заповеди.
Как достигается столь исключительное качество соборных решений?
Все соборные решения в ходе их выработки всесторонне согласуются с Божиими заповедями и установлениями, со Священным Писанием, и Священным Преданием Церкви, которое включает в себя предыдущие соборные догматы и правила, и поучения Святых Отцов.
Как изменяются соборные решения, если в этом возникает крайняя жизненная необходимость?
Соборные решения никто даже из высшего клира не вправе отменить единолично и каким-либо другим несоборным способом. Только равновеликий Собор — областной, поместный или Вселенский может изменить соборный канон, который был принят соответствующим Собором. Поскольку все вошедшие в Книгу Правил вселенские догматы и каноны Апостолов, Поместных Соборов и Святых Отцов были утверждены на Вселенских Соборах, они не могут быть изменены или отменены. Эти соборные догматы и каноны почитаются Православной Церковью неизменными. Решения Соборов Поместных Православных Церквей, созывавшиеся после Вселенских Соборов, могут быть изменены равнозначными Поместными Соборами.
Как осуществляется выработка соборного решения?
Проекты соборных решений, сама их необходимость и польза предварительно обсуждаются между совершенно равноправными участниками Собора, когда каждый может свободно высказать свое соображение. И оно в обязательном порядке рассматривается Собором, сколь бы «низкое» положение по отношению к другим пастырям ни занимал высказывающийся.
Протоколы этих высказываний назывались соборными деяниями или актами, они свидетельствовали, что решение принималось не силою чьего-либо авторитета, но свободным обсуждением, в результате которого соборяне пришли к согласию. Соборные решения, предназначенные для неукоснительного исполнения в Поместной Церкви, признавались принятыми при единодушии соборян. В расчет не принимались только мнения ересиархов, если Собор собирался по поводу их осуждения, то есть, если эти пастыри выступали там в качестве обвиняемых.
Каков процедурный порядок принятия соборного решения?
Процедура вотирования — волеизъявления каждого соборянина осуществлялась по римскому обычаю подачей записок, либо черепков с надписями, либо цветными шарами (20).
Как поступали соборяне, когда после изучения результатов вотирования не обнаруживалось единодушие?
В таком случае вариант решения продолжал обсуждаться с дополнениями или изменениями, выявлялись новые неучтенные доводы несогласных. В другом случае решение откладывалось, особенно, если принципиальные разногласия вредили церковному миру и тишине. Но самым главным инструментом согласия в поиске истины было доскональное и всестороннее рассмотрение любой самой острой и полемичной проблемы. Поскольку неоднозначные вопросы обсуждали не просто обыватели или представители гражданских партий, но Святители Церкви, они искали согласия, в первую очередь, не с собственными амбициями и интересами, а согласия решения конкретного вопроса с учением Церкви. Именно поэтому соборные обсуждения не выливались в безконечные и безсмысленные споры. Каждый искренний соборянин и Собор в целом готов был прислушаться к каждому разумному доводу и справедливому рассуждению.
Чем обезпечивалась свобода от личной, субъективной заинтересованности соборянина в исходе соборного обсуждения?
Участие в Соборе преимущественно не являлось правом епископа области. Конечно, это участие, безусловно, существовало как право, но в первую очередь это было его святой обязанностью. Об этом наглядно свидетельствуют 19-е правило Четвертого Вселенского Собора, 8-е правило Шестого Вселенского Собора, 6-е правило Седьмого Вселенского Собора, 27-е, 83-е, 87-е и 106-е правила Карфагенского Собора (21) и другие каноны. На Соборе святитель представлял не частные интересы своей епархии, но, по долгу служения, отстаивал общие интересы Церкви. Даже если на Соборе решались вопросы осуждения епископов или клириков, возникавших порой споров между ними, ни в коем случае не допускалось «партийного» размежевания, так как признавались только канонически безукоризненные доводы, а личные пристрастия ставились ни во что.
Кроме того, частные вопросы, если они не затрагивали основ учения Церкви о спасении, на Соборах не поднимались. Они относились к ведению епархии и к её взаимоотношению с митрополией. Все соборные вопросы имели характер исключительной важности, которые должны были разрешать препятствия к спасению паствы.
К чему мы обращаем внимание на этот юридический нюанс?
Церковные Соборы принципиально не были учреждениями представительными, по типу светских ареопагов и позднейших парламентов, рейхстагов, сеймов, которые были порождением эллинской языческой демократии. Соборы не являли из себя вектор влияния мест на церковный (и вместе с тем государственно-административный) центр. Скорее наоборот, Соборы обезпечивали распространение единой церковной власти на каждую из епархий, при этом сила централизованной, суммированной позиции была уже непререкаема для каждой епархии.
Почему участие в Соборе было обязанностью?
Неучастие в Соборе могло оправдывать возможное несогласие с соборным решением: «Мы не участвовали в принятии решения». Именно поэтому участие в Соборе церковными канонами постепенно ставится в твердую обязанность как для созывающего Собор Митрополита, так и для рядовых епископов. Этот юридический «нюанс» нам еще понадобится для разъяснения сути Российских Церковно-Державных Соборов.
Еще об одном, пожалуй, самом главном качестве соборного решения. Как в таинстве исповеди Архипастырь имеет исключительную власть «вязать и решить» на земле и на Небесах относительно личности или группы кающихся лиц, так и Собор Архипастырей имеет исключительную власть «вязать и решить» на земле и на Небесах относительно всей Поместной Церкви, а в случае Вселенских Соборов и относительно всей Кафолической Церкви.
Могли ли Церковные Соборы как явление возникнуть эволюционным путем?
Выработка такого онтологического свойства эволюционным путём, образование такого уникального качества накоплением частных обычаев и различных положительных оказий в духовной практике представляется невозможным. «Случайный» эволюционизм, постепенное развитие «естественным» путем чаще приводит к энтропии, распаду сложного явления, чем к накоплению положительных факторов.
Для нас очевидно, что церковные Соборы как важнейшее явление церковной жизни и церковного управления, общий порядок их проведения были учреждены Самим Христом для Святых Апостолов именно как самобытное и особое служение Богу по заповедям Спасителя. А от Апостолов соборное служение было преемственно передано епископам. Соборное служение неразрывно связано первоначально с апостольской миссией, а после Апостолов с епископской — святительской миссией. Не случайно главными лицами на древних Соборах, доподлинно известных истории, были именно епископы, а не клирики как таковые, не говоря уже о мiрянах, хотя иногда решающий поворот в обсуждениях, случалось, принадлежал и искусному в полемике и диалектике пресвитеру. Но само окончательное решение принималось именно епископами, они скрепляли его своей данной от Бога властью вязать и решить на земле и на Небесах.
Почему именно епископы, а не клир вообще, были главными составляющими церковного Собора?
Собственно священниками, то есть лицами, обладающими полнотой таинства священства, в древности называли только епископов, а остальной клир именовался по званиям: пресвитер, диакон, иподьякон… Пресвитеры не имеют власти рукополагать других клириков, не было в их власти и таинство исповеди. Это право стало им делегироваться епископами в более поздние времена, да и то с известными ограничениями: совершать таинство исповеди они могут только на территории своей епархии и исключительно с разрешения правящего архиерея. Именно поэтому епископы, как имущие для этого власть от Бога, являются по существу главными лицами в окончательном принятии соборного решения.
+ + +
ПРИМЕЧАНИЯ:
17. То есть соборных актов — собственно пространных обсуждений существа вопросов, подготовляемых к решению на Соборе. Соборные акты предваряют каноны и подобные им узаконения, они содержат и спорные моменты, и недоумения, и разногласия, которые встречаются на пути соборной истины.
18. Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, с. 17−18. Некоторые исследователи считают, что Апостольские Правила были составлены много позже кончины последнего из собственно Христовых Апостолов, чуть ли не в III веке по Р.Х., мы этого вопроса еще коснемся специальной главе.
19. Из подобных собеседований некоторые церковные историки, как, например, профессор А.П.Лебедев в книге «Духовенство древней Вселенской Церкви», выводят генезис церковных соборов. Такие собеседования не могли быть архетипом христианских соборов, как, например, «детский» раёк:
«Божья коровка!
Полети на Небо,
Принеси мне хлеба,
Белого-белого,
Только не горелого!» —
не может быть архетипом Святого Причастия, но наоборот, Таинство Причащения, безусловно, было архетипом этого фольклорного освоения духовного явления, причём, освоения весьма тонкого и мистически зрелого. Обратите внимание на последнюю строку, которая перекликается с чувствами, выраженными в предпричастном каноне, со страхом попаления души за недостойное приятие таинства.
20. Благодаря этому процедура вотирования проходила в действительно мирном духе, что не свойственно шумным голосованиям на народных собраниях. В русской церковно-исторической литературе (у В.В.Болотова, А.П.Лебедева, Ф.И.Успенского) эта процедура совсем неточно переводится как «голосование», так как это понятие и термин более соответствует нашим древним вечевым сходам, но никак не Церковным Соборам. Отрадно отметить, что и современной православной общественностью уже осознается различие между светским «голосованием» и соборным принятием решения (Знамение Единства. Доклад председателя центрального совета общероссийского движения «Россия Православная» А.И.Буркина на Соборе православных мiрян «Всенародное покаяние» 21 сентября 1999 года. // Десятина. 1999, N 17−18). При этом мы не считаем словосочетание «единогласное решение» производным от «голосования», и полагаем его вполне применимым относительно соборного решения наравне с выражением «единодушное решение», которое, конечно, точнее соотносится как с Апостольским Собором, так и с 34 Правилом Святых Апостолов. В духовном смысле «единогласие» связано с весьма важным понятием «симфония» — в буквальном значении «согласие, созвучие». Соборное решение венчалось пением соответствующих молитв, которые в древней церковной практике были «единогласными», в отличие от современного полифонического храмового пения, которое свой чувственностью более услаждает слух и душу, чем умиряет и возносит горе наш дух. Не исключено, что на некоторых соборах древности второстепенные вопросы могли разрешаться преобладающей позицией большинства, силою авторитета председательствующего и даже без формальной процедуры вотирования, но подобные случаи, естественно, не имели полной силы соборного решения и канона, но выражали распространенную позицию, которая не связывала несогласных с этой позицией пастырей. Как правило, подобные оказии с волей большинства происходили при выборе первенствующего епископа, когда в процедуре избрания участвовали не только пастыри, но и широкие слои рядового клира и мiрян. Однако эти собрания, нередко сопровождавшиеся потасовками и даже смертоубийством среди черни, вряд ли можно охарактеризовать подлинно соборными. Не случайно уже в IV веке Лаодикийский Собор постановил: «да не будет позволено сборищу народа выбирать имеющих быть поставленными во священство» (Правило 13-е).
21. Четвертого Вселенского Собора 19-е правило гласит:
«Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает, установленных правилами, соборов епископов, и от сего многия церковныя дела, требующыя исправления, остаются в небрежении. По сему определил Святый Собор, согласно с правилами Святых Отцев, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется. А епископам, которые не приидут на собор, хотя находятся в своих градах, и при том пребывают в здравии, и свободны от всякого необходимаго и неотложнаго занятия, братолюбиво сказати слово прещения» (Книга Правил, с. 59−60).
Шестого Вселенского Собора 8-е правило гласит:
«Установленное Святыми Отцами нашими, желая и мы во всем сохраняти, возобновляем такожде и правило, повелевающее быти соборам епископов каждыя области там, где епископ митрополии усмотрит за лучшее. Но как, по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то рассуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето, между святым праздником Пасхи, и между исходом месяца октовриа каждаго лета, в том месте, которое, как выше речено, изберет епископ митрополии. А епископам, которые не приидут на собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякаго необходимаго и неотложнаго занятия, братолюбиво изъявити прещение» (Книга Правил, с. 77).
Седьмого Вселенского Собора 6-е правило гласит:
«Поелику есть правило, которое глаголет: дважды в году в каждой области подобает быти каноническим изследованиям, посредством собрания епископов: а преподобные отцы Шестаго Собора, во внимание к затруднениям собирающихся, и к недостаткам потребнаго для путешествия, определили, без всякого уклонения и извинения, единожды в лето быти собору, и погрешительное исправляти: то мы сие правило возобновляем, и аще обрящется некий начальник возбраняющий сие, да будет он отлучен. Аще же кто из митрополитов пренебрежет исполнити сие, не по нужде и насилию, и не по какой либо уважительной причине: таковый да подлежит епитимии, по правилам. Когда же будет собор о предметах канонических и евангельских: тогда собравшиеся епископы должны прилежати и пещися о сохранении Божественных и Животворящих заповедей Божиих. Ибо, внегда сохранити я, воздаяние много (Пс. 18, 12): ибо заповедь есть светильник, закон свет, а обличение и наказание путь жизни (Притч. 6, 23), и: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 9). Да не будет же позволительно митрополиту из того, что приносит с собою епископ, требовати скота, или иныя вещи. Аще же обличен будет в таковом поступке: то воздаст четверицею» (Книга Правил, с. 124−125).
Карфагенского собора 27-е правило гласит:
«Подтвердити подобает на сем святом соборе, что бы по правилам Никейскаго Собора ради церковных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло имети совершенное полномочие» (Книга Правил, с. 192−193).
Того же собора 106-е правило уточняет:
«О том, яко не быти общему и всецелому собору, разве по нужде. Разсуждено, яко не есть необходимо, впредь ежегодно утруждати братию: но когда потребует общая, то есть всея Африки нужда, по граматам, откуда либо приходящым к сему престолу, тогда подобает быти собору в той области, в которую призовет потребность и удобство. Дела же необщыя, да судятся в каждой области порознь» (Книга Правил, с. 226−227). Здесь разумеются не соборы из местоблюстителей, а те, на которых должны присутствовать все епископы Поместной Церкви.
+ + +
«Перепечатка в периодических изданиях во славу Божию разрешается. Ссылка на „Русскую Линию“ обязательна. В случае публикации в периодических изданиях глав из книги Владыки Вениамина „Собор Державный“, убедительная просьба сообщать о таких публикациях по адресу пресс-службы: revnitel@mtu-net.ru а так же присылать 2 экзепляра газеты или журнала с публикацией по адресу: 125 015, Москва, Бутырская улица, д. 41/47, кв. 23. В пресс-службу Владыки Вениамина (Пушкаря), Епископа Владивостокского и Приморского. Публикация глав из книги „Собор Державный“ помимо периодических изданий в виде отдельных брошюр запрещается».
http://rusk.ru/st.php?idar=6056