Труд | Сергей Кравец | 17.04.2013 |
Вышли в свет уже 30 томов энциклопедии, начатой еще в прошлом веке по благословению патриарха Алексия II. А недавно под председательством патриарха Кирилла в храме Христа Спасителя были подведены итоги первой половины проекта и определены задачи на вторую. Об этом беседуем с руководителем церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергеем Кравцом.
— Так это точно — середина пути?
- Да, теперь уже ясно, что всего будет не более 60 томов. Мы прошли букву «И» — самую объемную в церковном православном алфавите, она заняла у нас девять томов. Сейчас приступили к букве «К». А в русском алфавите тот, кто пришел к этой букве, достиг середины.
— Тут вас ждет еще и символическая веха — статья «Константинополь"…
- Действительно, именно на этой статье 100 лет назад прервалась и уже никогда не возобновилась наша предшественница — дореволюционная православная энциклопедия. Тогда помешала Первая мировая война.
— И с тех пор в мире так и нет аналога нынешнему проекту?
- Нет. Появилась в 60-е годы греческая энциклопедия, но она узконациональная. Там, например, русская тема представлена только Сергием Радонежским и Серафимом Саровским, зато много чего об античных богах, нимфах и прочем. Мы же делаем, как это принято у русских с их всемирной отзывчивостью, общеправославную энциклопедию, и поэтому ей можно пользоваться в разных странах.
— А почему все-таки нельзя было заранее определить точный объем трудов?
- Обычно энциклопедии выполняют кодифицирующую функцию, то есть подводят итог накопленного знания, становятся его верхушкой. Ну, а эта энциклопедия — исследовательская, основание горы знаний. Большинство тем здесь вообще впервые рассмотрены с научной точки зрения. Нам зачастую приходилось не ссылаться на фундаментальные исследования, а самим их создавать.
Канонизация святых в 2000-м еще прибавила сотни статей. Было также принято решение включить в энциклопедию западных святых до разделения Церкви — это тысячи статей. Это те святые, которые действовали на Западе во времена, когда христианская Церковь была единой. У нас про них вообще практически ничего не знали. Да и католики о них как-то подзабыли. И когда мы теперь представляем свои тома в Европе, то слышим: а в России-то, оказывается, знают о наших святых, которых мы неправомерно забыли.
Именно поэтому Православная энциклопедия востребована сейчас и в других конфессиях — она вводит в научный оборот материалы единой Церкви, которых больше нигде нет.
— А для нашего читателя какие-то открытия в первой половине проекта сделаны?
- Конечно, их очень много. Вот самый простой пример. XIV век. Умирает великий князь московский Иван Иванович Красный. На престол воcходит его сын Дмитрий Иванович — будущий Донской. Ему 12 лет. И если судить по прежним учебникам истории, то получается, что 12-летний мальчик замечательно распоряжался всей многосторонней и очень сложной политикой того времени. На самом же деле все было по-другому. По завещанию Ивана Ивановича главой боярской думы и опекуном юного князя стал тогда митрополит Алексий, будущий святитель. И, собственно, он вместе с московским тысяцким реально управлял Москвой, защищал и укреплял Московское княжество.
Или взять 1547 год — венчание на царство Иоанна Грозного. Почему вдруг это произошло, кто создал саму программу венчания? А вот был такой митрополит Макарий, о котором тоже прежде ничего не говорилось. Хотя это человек такого масштаба, что, например, пока он был жив, ни о какой опричнине и речи быть не могло… Без таких людей наша история временами представлялась просто бессмысленной. И только вводя церковно-исторические реалии, мы начинаем многое понимать.
— Возможен ли перевод энциклопедии в электронный вариант?
- Смотря какой смысл в это вкладывается. Электронная версия, просто повторяющая книжную? Все-таки больше смысла в том, чтобы создавать новые возможности и новую свободу передвижения по миру знаний. И такой проект есть. Это портал «Знание», который уже подготовлен к началу работы ведущими энциклопедиями страны.
Вот самый простой пример. Как бы выглядела в портале «Знание» статья о великой русской реке Волге? Во-первых, читатель найдет о реке все мыслимые сведения. При этом, нажав кнопку, можно сравнить, скажем, сток Волги со стоками Амазонки, Нила. Тут же возникает куча подсказок, объясняющих, например, почему один берег реки высокий, а другой низкий. Можно посмотреть на все города на Волге. И от Городца уходить, допустим, к Александру Невскому, потому что он здесь умер. К народным промыслам, потому что здесь они есть. В сторону церковного искусства — к Александро-Невской лавре. В сторону армии — орден Александра Невского. В сторону истории — через битву на Ладоге. Мы как-то от статьи «Волга» прошли до статьи «лазер»: во время войны физический институт, в котором работал Виталий Гинзбург, был эвакуирован в Казань, на волжские берега…
Самая простая электронная версия Православной энциклопедии есть — первые 17−20 томов доступны на сайте. Но это однорядное движение. А вот представить себе целый структурированный мир знаний с отличными дорогами — это уже совершенно другое. Но его можно построить только на базовом достоверном знании, которое создается при работе над книжной версией.
— Православная энциклопедия уже стала и популярным сайтом, и телепрограммой, и кинокомпанией. Последняя картина, «Орда» Андрея Прошкина, собрала множество престижных наград. А уже идут разговоры о гениальном сценарии Юрии Арабова, по которому у вас будет сниматься новый фильм. Что это за проект?
- У нас действительно есть замечательный сценарий Юрия Николаевича Арабова. Очень необычная в сегодняшнем кинематографе, святочная история. О том, как на землю был послан бес, чтобы погубить простого монаха, который своей жизнью мог заслужить (и заслужил-таки!) венец праведника… Эта ситуация открывает для режиссера Николая Досталя массу возможностей. Ближе всего это к такому гоголевско-лесковскому началу, может быть, к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», к «Левше». Очень нужный сегодня фильм, в котором даже отрицательные герои сделаны с теплым чувством и юмором. На главную роль режиссер выбрал актера Александра Яценко. Мы с этим проектом уже получили поддержку Фонда кино. Правда, это примерно пятая часть необходимых средств. Фильм будет не такой дорогой, как «Орда», но тем не менее полнометражный, с натурными съемками. И сейчас мы ищем дополнительное финансирование, причем не столько благотворителя, а скорее партнера, который войдет с нами в производство и получит соответствующую долю прав. Надеемся найти, с тем, чтобы фильм поскорее пришел к зрителю.