Русская линия
Православие в Украине16.04.2013 

Арестован прямо в храме…
Одесский мартиролог

Пребывая под постоянным контролем и наблюдением, испытывая каждодневное давление со стороны власти и карательных органов, священнослужители продолжали нести свой пастырский крест служения Богу, Церкви и людям.

Поражает количество следственных дел и арестов священно- и церковнослужителей. С другой стороны, внутренняя политика Советского государства была направлена на истребление идеологического врага любой ценой. И без использования уголовно-правового механизма общественных взаимоотношений «…провозглашение отделения церкви от государства и школы от церкви осталось бы простой декларацией, если бы оно не подкреплялось совокупностью правовых норм, устанавливающих определенный порядок взаимоотношений между религиозными организациями, обществом и государством».[1]

Так, уже в Уголовный кодекс УССР 1922 года, а затем и в Уголовный кодекс УССР 1927 года были включены главы, содержащие нормы, в которых предусматривалась ответственность за нарушение положений, задекларированных в Декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 года.

Объектом данных преступлений признавались общественные отношения, возникающие при реализации деятельности, имеющих прямое отношение к удовлетворению религиозных потребностей граждан.

Священники на Соловках

Характерно, что только одна норма (ст. 115 УК УССР 1927 года) имела отношение к правам верующих, остальные — накладывали ограничения на деятельность религиозных объединений, а статьи 110 и 112 УК УССР 1927 г. вносили провокационные формулировки «диспозиций норм». Совершенно очевидно, косвенно преследуя цель дискредитации религиозных вероучений, эти нормы были предназначены для фабрикации уголовных дел в рамках антицерковной борьбы.

Уголовно-следственные дела №№ 3398 и 20 345, хранящиеся в Архиве УСБУ в Одесской области, приоткрывают завесы тайны над судьбами священников Матвея Рудницкого и Иустина Светляченко.

Священник Матвей Рудницкий

Священник Матвей Яковлевич Рудницкий родился 7 сентября 1880 года в с. Окны Красноокнянского р-на Одесской области в семье учителя, позже принявшего священный сан.

На момент ареста служил священником в с. Сычавка Коминтерновского р-на Одесской области.

Согласно заполненной анкете, в день ареста, еще с дореволюционных времен и до 1924 года, Матвей Яковлевич Рудницкий работал учителем церковноприходской школы, в 1924 году был рукоположен в сан священника, окончив семинарию и духовную академию.[2]

Несколько раз арестовывался. В частности, в 1926 году был арестован и освобожден, но не был судим. В 1928 году снова был задержан, до суда дело не дошло, а в третий раз был задержан и судим по ст. 58 УК УССР, вследствие чего был осужден на 2 месяца принудительных работ.

О семье известно, что у священника было четверо детей: сын Евгений, по специальности агроном; сын Георгий; дочь Вера Нестеренко, работающая на момент ареста священника Рудницкого учителем в с. Осиповки Фрунзовского р-на; дочь Дубова — домохозяйка.

15 сентября 1937 г. Коминтерновским РО НКВД УССР издано постановление об избрании меры пресечения для Рудницкого Матвея Яковлевича, обвинявшегося «в преступлениях, предусмотренных ст. 54−10 УК, выразившихся в том, что Рудницкий, работая попом в с. Сычавка, проводит свою к.р. работу, организовывает религиозные общины и проводит незаконно религиозные обряды в других селах, через старух собирает средства на реставрацию церкви, незаконно проводит крещение детей… Рудницкий, как поп, имеющий влияние, и оставление его на свободе может повлиять на ход следствия, и он может скрыться от суда».

Священнику Рудницкому М.Я. было определено содержание под стражей в Одесской тюрьме.

В тот же день под № 90 был выписан ордер на арест.[3]

Арестован священник Рудницкий 26 сентября «в церкви с. Сычавка», при нем было найдено неизвестное письмо и 100 рублей.[4]

В справке начальника Коминтерновского РО НКВД УССР сказано, что: «Рудницкий М.Я. обвиняется в том, что наряду с проведением религиозных обрядов, проводил агитацию против Соввласти, говорит: «Терпите, бог дал эту власть на время дьяволу, но скоро она переменится, уговаривал на проповеди — держать закон, держать свою веру. Проживая в с. Сычавке, без ведома местной власти проводит в других селах религиозные обряды, крестит детей и пр., через своих старух-кликуш проводит сбор денег на восстановление церкви в с.Сычавке. Имеет переписку с заграницей, получал оттуда доллары».

Согласно протоколу обвиняемого, от 27 сентября 1937 года священник Матвей Рудницкий, кроме детей, имел брата Николая, пенсионера, проживающего в Знаменке, а также брата Василия, профессора в Харькове, сестра Анна проживала на тот момент в г. Одесса по ул. Свердлова № 81.

Что касается самого Рудницкого Матвея Яковлевича то до 1903 года работал учителем церковноприходской школы с. Гандрабуры вблизи города Ананьева и возле ст. Мардаровка в с. (неразборчиво).[5]

Становится известным, что псаломщиком Матвей Яковлевич служит с 1898 года.[6]

С 1903 года до 1918 был псаломщиком и учителем, в 1918 году рукоположился в диакона, продолжая учительствовать.

В 1924 году стал священником, был направлен в с. Карабаново Фрунзовского района, где и служил до момента закрытия местной церкви в декабре 1935 года.

В январе 1936 года выехал к брату в г. Знаменку, где и прожил до марта месяца того же года. С 15 сентября 1936 года назначен священником в с. Сычавку, где прослужил до ареста.

Как заявил сам обвиняемый, «раскулачиванию не подвергался, в 1929 году был обложен налогом в 700 руб., который не выплатил, за что судим по ст. 58, осужден на 2 месяца исправительных работ». В 1925 году снова был арестован за пребывание в Харькове без регистрации на протяжении 3 дней, но не судим. В 1929 году был судим за неуплату сельскохозяйственного налога. В 1930 году арестовывался, якобы, за подделку обновления икон.

Из того же протокола допроса: «В 1935 году в газете была прочитана статья, что церковь закрывают, я посоветовал общине написать инспектору культа, ответа община не получила. И церковь закрыли, а у меня забрали паспорт».[7]

На протяжении всего допроса священник Матвей Яковлевич Рудницкий отказывается от личного участия в контрреволюционной организации, хотя и признает факт ее существования.

Согласно обвинительному заключению от 29 сентября 1937 года, где сказано, «что Рудницкий, б. руководитель женского восстания, организовал массу, чтобы последние не дали закрыть церковь. Как служитель культа прибыл в с. Сычавку и наряду с проведением религиозного обряда стал проводить к.р. работу, уговаривает колхозников, чтобы последние собирали средства на ремонт церкви, несли в церковь крестить детей, говорит колхозникам, что новая конституция вернула нам права и разрешает проводить религиозные обряды и сейчас надо требовать возврата церкви. Рудницкий, будучи попом, эксплуатировал детей в возрасте от 8 до 12 лет.

Следствием также установлено, что поп Рудницкий пропагандирует среди населения, что в недалеком будущем будет война и будет перемена власти, в СССР нет свободы, свобода только на бумаге, агитировал о неподписании на заем, не дал закрыть Сычавскую церковь, говорит, что Соввласть ничего не сделает, она еще слаба.

Допрошенный в качестве обвиняемого Рудницкий признал себя виновным частично".[8]

После вынесенного обвинительного дела следственное дело было передано на рассмотрение Судебной Тройки при УНКВД по Одесской области.

Протоколом № 56 от 22 октября 1937 года Судебная Тройка при УНКВД по Одесской области вынесла решение о заключении обвиняемого священника Рудницкого в ИТЛ сроком на 10 лет, считая срок с 15 сентября 1937 года.

Реабилитирован 15 февраля 1994 года.

Священник Иустин Светляченко

Священник Иустин Трофимович Светляченко родился 1 июня 1880 года в с. Кошница Дубоссарского р-на МАССР в крестьянской семье.[9]

Рукоположен во священника в 1932 году. Жена — Светляченко Елена Михайловна. Дети: София 1916 г. р., Наталия 1918 г. р., Александра 1921 г. р., Раиса 1923 г. р., Хрисанф 1925 г. р., Вера 1926 г. р., Анна 1930 г. р., Людмила 1933 г. р., Константин 1937 г. р.

На момент ареста 12 марта 1938 года являлся священником в с. Артировка Чернянского р-на МАССР.

Согласно постановлению о начатии следствия от того же числа обвинялся в том, что «он — служитель религиозного культа, проводит антисоветскую агитацию».

В справке же сельского совета с. Артировка указано: «Светляченко Иустин Трофимович является служителем религиозного культа при Артировской церкви и своей антисоветской работой создал в Артировке целый монастырь, куда стекались люди с окрестностей на 60 км, и крестил детей, прежде чем они были зарегистрированы в ЗАГСе при сельском совете».[10]

По показаниям свидетелей: «занимался лечением на дому», «почти ежедневно к нему приезжают люди из других сел. Заезжают к нему на квартиру и проводят лечение». А из «крамольных» высказываний священнослужителя приводят: «Нужно молиться Богу, а что за мной бегаете, а церковь закрываете», «Если будете молиться, то будете лучше жить».

Из протокола допроса обвиняемого: «В августе месяце 1937 года я прибыл в с. Ахтырку Чернянского р-на на должность священника церкви синодальной ориентации. …Будучи священником в с. Ахтырке начал знакомиться с местным населением и с правлением религиозной общины.

…Я враждебно был настроен к Соввласти и вошел в контрреволюционную организацию церковной общины. Я лично распространял слухи о скорой войне немцев с СССР.

…Я лично осуществлял связь с архиереем Рогутом Гавриилом, прож. в гор. Балте и был дважды у него на свидании. Рогута я лично знаю с 1934 года. Рогут мне посоветовал изучать настроения колхозников и распространять провокационные слухи о скорой перемене Соввласти".

16 апреля 1938 года по делу обвиняемого Светляченко было вынесено заключение в том, что «Светляченко Иустин Трофимович — священник синодальной ориентации. В сентябре месяце 1937 года был завербован в контрреволюционную организацию — членом религиозной общины с. Ахтыровка Чернянского р-на.

Как член контрреволюционной организации проводил религиозную пропаганду, а также распространял провокационные слухи о перемене Соввласти и прихода немцев на Украину.

Сознался в том, что является членом контрреволюционной организации. В ведении контрреволюционной работы. Изобличается показаниями свидетелей".[11]

Дело было передано на рассмотрение Особой Тройки НКВД МАССР.

Постановлением Особой Тройки НКВД МАССР от 17 апреля 1938 года обвиняемый Светляченко И.Т. был приговорен к расстрелу.[12]

Приговор приведен в исполнение 21 апреля 1938 года.[13]

Реабилитирован 8 сентября 1989 года.[14]

Архимандрит Евфросин (Билаш)

http://orthodoxy.org.ua/content/odesskii-martirolog-arestovan-pryamo-v-khrame-chast-12−70 536


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru