Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 18.04.2013 |
Первый был диаконом, второй — чтецом в церкви в Солуни. Первый был украшен старческой сединой, второй — юношеским целомудрием. В пору Диоклетианова гонения их обоих вызвали в суд, они с радостью откликнулись и предстали перед судом, громко исповедуя: «мы — христиане!» Удивительная картина, наверное, была, когда люди, обреченные на мучения смертные, с радостью восклицают это — вот насколько их души были полны мира, доверия Богу и надежды на Него.
Все увещевания судьи — отречься от Христа и поклониться идолам — остались тщетными. После долгого содержания в темнице, где их томили голодом, они были приговорены к смерти через потопление в море. Связав им руки, повесив каждому тяжелый камень на шею, повели их топить. Когда первым хотели столкнуть в пучину Агафопода, он воскликнул: «Вторым Крещением омываемся от всех грехов наших и чистыми отходим ко Христу Иисусу». Их тела море вскоре выбросило на берег, и христиане их погребли.
Святой Феодул явился своим знакомым как светлый ангел в белом одеянии и повелел им все оставшееся его имение раздать нищим. Эти дивные Христовы воины честно пострадали в 303 году.
Опыт святых мучеников кажется высотой недосягаемой. Это особое избрание Божие. Другое дело — житие преподобного Марка Афинского. Это путь, растянутый во времени, путь преодоления себя, путь аскетики, поэтому в практическом смысле он бывает и полезнее, и даже ближе… Именуется Марк Афинским потому, что этот город был местом его рождения. Когда окончил он высшие афинские школы, умерли его родители. Он понял, что смерть и для него неизбежна и что надлежит своевременно подготовиться к благочестному исходу из мира сего, раздал имение нищим, сел в море на одну доску с твердой верой в Божию помощь и с молитвой, чтобы Бог принес его туда, куда желает Его воля. И Бог-Промыслитель сохранил его и переправил в Эфиопию, где в пещере Марк подвизался 95 лет.
Представляете? Вековой подвиг! Какой колоссальный опыт стяжал этот человек! Не видя ни человека, ни зверя, целых три десятилетия вел он суровую брань с бесами, изнуряя себя голодом, жаждой, холодом, зноем, ел землю, пил морскую воду. Спустя 30 лет жесточайших страданий, побежденные бесы убежали от него, а ангел Божий начал ежедневно приносить ему пищу: хлеб, рыбу, фрукты. Перед самой смертью посетил его святой Серапион, который впоследствии и возвестил о досточудном жительстве преподобного Марка.
Марк спросил Серапиона: есть ли сейчас в мире такие христиане, которые если бы сказали горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», то она бы их послушала? В ту же секунду гора, на которой они находились, начала двигаться в сторону моря, но Марк движением руки остановил ее. Такой чудотворной силой обладал сей Божий человек. Перед смертью помолился он о спасении людей и предал свою душу Богу. Святой Серапион видел ангелов, взявших душу Марка, и руку, простершуюся с неба и принявшую ее. Святой Марк прожил 130 лет и упокоился около четырехсотого года.
Что-то, дорогие мои, поспешил я, посоветовав подражать его житию. На самом деле подражание должно заключаться не в копировании внешних подвигов — здесь можно дойти до безумия, до абсолютного поражения, когда человек (например, начиная жизнь в Церкви и начитавшись аскетической литературы о монашеской жизни) начинает на себя примерять эту не свойственную ему по силе духа одежду. Пытается за несколько месяцев увидеть фаворский свет, потом разочаровывается: «да, в Церкви все не так», и теряет веру и надежду, решимость жить с Богом. Нет, не нужно брать подвиги, слишком мы немощны, — а подражать нужно вере, решимости, твердости, упованию на Бога, их богообщению, стремлению достигнуть во славе цели своей жизни. Вот этими дивными свойствами преподобных обязательно нужно вдохновляться, принять их пример в свое сердце. Всякий раз, когда человек читает духовную литературу (желательно, по совету со своим духовником), он соприкасается с духом подвижника, возникает некое сообщение двух душ, и понятно, что святой в этот момент начинает молитвенно переживать за собрата по вере — человек получает дополнительную благодатную помощь для духовной жизни.
А еще очень важно, чтобы человек, соприкасаясь с Церковью, с ее опытом, с церковным Преданием, очень, очень и очень захотел спастись, чтобы это было прямо жаждой — неутолимой, никогда не удовлетворяемой жаждой Бога, по слову святителя Григория Богослова: «Бог жаждет, чтобы Его жаждали» — взаимное общение возможно только при этом условии.
Так печально бывает, когда в человеке этой жажды нет. Например, на днях причащал одного старичка больного, лет 80-ти. Понятно, «старого учить что мертвого лечить», как говорил один из преподобных Оптинских. И вроде пытаешься: «Как ко Христу, как к молитве, как у вас на душе, как с Богом-то?» Он говорит: «Да когда мне было с Богом-то выстраивать отношения? Когда мне было в церковь ходить — работал с самой юности, 60 лет работал, надо было как-то на ноги становиться, в жизни то купить, это купить». Сейчас уже что-то вырастить в его душе доброго невозможно, но как жаль, что не приобрел он за всю жизнь ни радости о Христе, ни милосердия, ни кротости, ни надежды на Бога. Ладно бы в покаянии со слезами распростерся бы: «Господи, помилуй меня, грешного, будь милостив». Оправдывается: «когда же мне было — я всю жизнь занимался».. Ну и что? Сейчас предстанет пред Богом, а Он его не узнает — человек не позвал Бога ни в молитвах, ни в таинствах, ни в Евангелии, ни в служении ближним. И кому нужны сейчас дипломы, поощрения, грамоты… «Уже 10 лет не работаю, а с предприятия приходят какие-то добрые слова, открытки». Кому они сейчас нужны, эти открытки, если душа не созрела для Царства Небесного?
Дай Бог, дорогие мои, чтобы мы все делали вовремя, — и чтобы эта жажда (а она в каждой душе есть, но часто бывает завалена холодностью, тупостью жизни) просыпалась, надо просить у Бога веры, просить, чтобы Он дал жизни духовной.