Фома | Алла Митрофанова | 13.04.2013 |
В немецком Дармштадте есть вокзал, который городом используется очень редко, если не считать аренды части помещения велосипедным магазином. Эта нехарактерная для немцев расточительность имеет историческое объяснение. Дело в том, что здание было построено только с одной целью — доставлять в город вагоны земли из российских губерний. Таких вагонов было более четырехсот. А еще в Дармштадт привозили гранит — с Урала, Кавказа и из Сибири. Не потому, что своего гранита в Германских землях не было, а потому, что в Дармштадте строили русский православный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, покровительницы матери императора Николая II. Решили, что церковь должна быть в буквальном смысле из русского камня и стоять на русской земле. Ее возводили для императрицы Александры Федоровны Романовой, урожденной принцессы Гессен-Дармштадтской. Ей и императору Николаю хотелось и в Германии иметь возможность молиться в православном храме. Церковь построили на личные деньги императора. Стиль постройки называют ранним ярославским. Проектировал церковь Леонтий Бенуа, получивший за эту работу звание придворного архитектора. Эскизы богослужебной утвари были утверждены царицей Александрой.
Романовы бывали в Дармштадте раз в полтора-два года. Александра Федоровна, которой при рождении дали имя ее матери — Аликс, была шестым ребенком из семерых, родившихся в семье Великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV. Одну из старших ее сестер звали Элла, ей суждено было стать великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. В родительском доме они пережили две больших трагедии: еще младенцем умер один из их братьев, а спустя несколько лет от дифтерии скончались мать и младшая сестра. Оставшись наполовину сиротами, Элла и Аликс часто и подолгу гостили у своей бабушки, английской королевы Виктории.
Рядом с русским храмом в Дармштадте стоит Свадебная башня. В народе ее называют «Пятипалой», или «Короной города». Ее выстроили ко второй свадьбе Великого герцога Эрнста-Людвига, родного брата Эллы и Аликс. Башня символизирует пять династических браков между детьми Дармштадтского герцогского дома с представителями других европейских династий.
Внутри храма необычное убранство: мало росписей и икон, над алтарем возвышается мозаичный образ Божией Матери. По тому, как выполнен Ее Лик, можно угадать стиль русского мастера Виктора Васнецова. Эскизы действительно принадлежат ему, а выполняли работу братья-художники Фроловы. Иконостас привезли из Лондона. Он всего в один ряд (благодаря чему прекрасно видно алтарную мозаику), расписывал его модными в то время масляными красками Карл Нефф. По стенам пущен орнамент из лилий — эти цветы были особенно любимы Александрой Федоровной (еще ей нравились гвоздики и розы). Во внутреннем убранстве храма старались реализовать идею райского сада, поэтому в декоре много цветов и виноградных листьев.
С внешней, уличной стороны храм украшен мозаичными иконами святых покровителей Царской семьи. Здесь и святитель Николай, и благоверный князь Александр Невский, и родители Иоанна Предтечи — праведные Елизавета и Захария. Над крыльцом — образ святой равноапостольной княгини Ольги, покровительницы старшей дочери императора Николая.
Среди главных святынь храма — фрагменты Плащаницы, расшитой собственноручно Александрой Федоровной, и Казанская икона Божией Матери, принадлежавшая Великой княгине Елизавете Федоровне. В Дармштадтский храм ее передал священник, который перевозил мощи святых мучениц Елизаветы и Варвары из России на Святую Землю. В Лике Божией Матери многие угадывают сходство с самой Елизаветой Федоровной.
Еще сохранились двусторонние хоругви, изготовленные по благословению императрицы специально для этого храма.
В Дармштадте было несколько домов, принадлежавших герцогскому роду. В саду Розенгартен можно увидеть развалины дворца, где частенько останавливались Романовы. Другой дворец стоял в центре города, он был разрушен в бомбежку 1944 года. Тот, что на снимке, — неплохо сохранился. Но Романовы не очень любили этот дом. «Русская комната» с памятными вещами, которая находилась внутри, передана сейчас городскому краеведческому музею.
Судьбу Гессен-Дармштадтской династии можно назвать трагической. В 1918 году в России погибли Елизавета Федоровна, Александра Федоровна и все ее дети. В 1937 близ Дармштадта скончался их брат Эрнст-Людвиг. К тому времени он уже не был Великим герцогом — он отрекся от престола в результате Ноябрьской революции 1918 года в Германской империи. Его вдова и старший сын Георг Донатус вместе со своей беременной женой и двумя детьми погибли в авиакатастрофе, когда летели в Англию на свадьбу младшего сына — Людвига. Брак Людвига, в свою очередь, оказался бездетным, поэтому после его смерти в 1968 году наследников по мужской линии в роду Гессен-Дармштадтских не осталось.
В притворе храма святой Марии Магдалины в Дармштадте висят два портрета — императора Николая II и его супруги Александры Федоровны, ныне уже святых царственных страстотерпцев. Портреты были написаны задолго до канонизации Царской семьи. Сразу после того, как в 1981 году Русская Православная Церковь за рубежом признала их святыми, здесь появились и икона, и лампада, которую никогда не гасят. Каждый год 17 июля, в день расстрела Царской семьи, в этот храм на праздничную литургию стекаются сотни людей.
В общине храма сегодня есть и сербы, и румыны, и болгары, и немцы, и, конечно, русские. Служат здесь два брата, протоиерей Иоанн и священник Константин Гринчуки. Прихожанка храма Екатерина Эгенбергер устроила нам потрясающе интересную экскурсию с рассказом об истории храма. А начинался разговор в небольшой трапезной, где нас ожидало обильное угощение. Места там немного, но двери открыты для всех. Кстати, среди прочего на столе стояла тарелка с крашеными яйцами. Их здесь можно видеть круглый год. Дело в том, что в магазинах Дармштадта продаются уже сваренные яйца, которые, чтобы не путать со свежими, выкрашивают в разные цвета. Такое вот бытовое напоминание о Пасхе.
Благодарим Паломнический центр апостола Фомы в Европе и лично Тимофея Китниса за помощь в подготовке материала.
Фотографии Николая Шешина.