Православие.Ru | Протоиерей Андрей Ткачев | 13.04.2013 |
Рядом с нами, даже прямо на нас самих имеются неоспоримые доказательства бытия Божия. Это наши уши и глаза. Вот притчи говорят: «Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь» (Прит. 20:12)
Притчевая речь иногда кажется простой до банальности, но это обманчивое впечатление. Дело не в том, что Господь сотворил всё, в том числе и человека, а значит — его уши и глаза. Дело в том, что глаза и уши чрезвычайно сложны, это подлинные ювелирные творения и одновременно — точно настроенные механизмы связи с внешним миром. Их сложность и точность заставляет смеяться при слове «эволюция» и снимать шляпу при слове «Творец».
Одним словом, мы можем погружаться в тему еще очень долго, и каждый шаг вглубь будет говорить только в пользу бытия Великого Художника, — только Ему под силу создать такое «обыкновенное чудо».
Но Соломон помянул не только глаз, но и ухо. Пусть в поликлиниках «ухо» привычно идет рядом с «горлом и носом». У нас, согласно Притчам, ухо будет идти в паре с глазом. Что же ухо? Оно у нас трехчастное. Есть наружное ухо, среднее и внутреннее. Сначала звук говорит в ушную раковину, где усиливается. Затем достигает барабанной перепонки. Книжка пишет, что минимальная вибрация барабанной перепонки совершается с диаметром в один атом водорода (!). В исходное положение после колебания перепонка способна возвращаться за 0, 005 секунды. Далее! В среднем ухе расположены самые маленькие косточки нашего организма: молоточек, наковальня и стремечко. Все эти косточки непрестанно трудятся в соответствии с названиями: стучат, реагируют на стук и проч. Мистика, как и в случае с глазом, лишь увеличивается по мере продвижения вглубь. Мы и видим и слышим мозгом, тогда как смотрим и слушаем глазами и ушами, как вспомогательными органами, транспортирующими звуковые и зрительные импульсы. Мозг интерпретирует получаемые сигналы. Для сравнения: фортепиано имеет 240 струн и 88 клавиш, а внутреннее наше ухо имеет 24 тысячи «струн» и 20 тысяч «клавиш», которые действуют постоянно и позволяют нам слышать невероятное количество и разнообразие звуков.
Вся эта сложность не экспонируется на выставках. Она действует непрестанно в самом что ни на есть бытовом режиме, представляя собой именно «обыкновенное чудо». И мой вопрос удваивается: откуда взялись и как могут существовать, наряду с неверующими офтальмологами, неверующие лор-врачи?
Не менее сложен и зуб человеческий. Так что вопросы простираются далее, до дантистов, и способны лишить сна любого чувствительного выпускника медицинского ВУЗа. Но мы не будем чрезмерно тревожить совесть эскулапов. Лучше вспомним еще одну цитату из Писания. Это уже не Соломон, но отец его — Давид. Вот что он говорит тем, кто не боится грешить на том основании, что якобы Бог не видит: «Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93: 8−9)
Давид не знал о строении глаза столько, сколько знает современный преподаватель кафедры офтальмологии. Давид не имел доступа даже к тем популярным знаниям, которые доступны всякому человеку, умеющему читать. Но Давид имел Бога в разуме, и сердце имел обрезанное. Оттого и были очевидны ему явления мира духовного. Тот, Кто создал сложнейший орган слуха для человека, Он видит все! Создавший сложнейший орган зрения видит тоже все! Не просто много видит, а все видит! Даже не думайте с писком уползать в привычные щели и норы. Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? Дело уже не во врачах, а во всех людях, большинство из которых почему-то не считает необходимым думать о постоянном присутствии Премудрого.
Послушаем еще несколько строк того же псалма, чем и окончим беседу на сегодня.
«Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны. Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!» (Пс. 93:10−13)