Патриархия.Ru | Епископ Пантелеимон (Шатов) | 12.04.2013 |
Об организации жизни современной приходской общины порталу «Приходы» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Активный прихожанин — это конечно, тот человек, который регулярно посещает храм. Мне кажется, что бывать в храме каждое воскресенье обязательно. Нужно участвовать в богослужении — не просто прийти постоять, а вникать всем сердцем и умом в совершение Литургии, знать ее смысл, и не только знать, а всю жизнь углубляться в него, постоянно изучать богослужение. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, «мы очень маложизненно участвуем в Литургии».
Но, с другой стороны, нельзя сказать, что добрый прихожанин — это тот, кто просто приходит иногда в храм, получает благодать, а потом уходит к себе домой, как мышь с куском сыра в норку, и питается этой благодатью до следующего воскресенья. Прихожанин берет на себя ответственность за все, что происходит в храме. Он даже материально поддерживает свой приход, вносит свою десятину: деньгами или делами, в зависимости от собственных возможностей.
Община — это совместное воспитание детей, это забота о нуждающихся, это привлечение людей, которые ничего не знают о Боге, в храм, это встреча новых членов прихода и налаживание добрых отношений с ними. Человек входит в приходскую семью и начинает жить ее жизнью. Ведь любовь в общине, как и в семье, возникает и сохраняется только тогда, когда каждый ее член заботится об ее умножении.
Мы можем много получить в общине для себя: любовь, помощь материальную или даже просто бытовую, например, найти, кто бы посидел с заболевшим ребенком, но в то же время стремимся помочь и своим братьям и сестрам. Мы называем так друг друга в храме, и это не просто вежливая форма обращения, подобно «дамы и господа» или «дорогие товарищи», а отражение сути наших отношений в приходской семье.
Конечно, очень важно, чтобы частью приходской семьи становились и ваши дети, и ваши супруги. В храм нужно ходить вместе всей семьей — брать с собой детей, родителей; даже если супруг неверующий, можно попросить его помочь, чтобы он тоже участвовал, хотя бы немного, в жизни общины. А если «вторая половина» отказывается от веры, обязательно нужно молиться о том, чтобы Господь привел жену или мужа в Церковь.
С одной стороны, такая жизнь может показаться более трудной — все и так жалуются на постоянный недостаток времени. Но на самом деле будет не сложнее, а даже легче, ведь у тебя появится много друзей, единомышленников, помощников — того, чего нам всем так не хватает в обыденной жизни.