Русская линия
Русский дом В. Панков10.04.2013 

Образец веры и благочестия

-27.jpg

В старинном русском городе Старица Тверской области установлен памятник первому Патриарху Московскому и всея Руси Иову. Автор скульптурной композиции — заслуженный художник России Юрий Павлович Хмелевской.

В 2010 году город Старицу посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был приурочен к торжествам, посвящённым 900-летию Старицкого Свято-Успенского монастыря, который по праву называют жемчужиной Тверской епархии. Именно здесь начал свой подвижнический и святительский путь первый Патриарх Московский и всея Руси Иов. Здесь он провёл и последние дни своей земной жизни.

Помимо патриарха Иова прославлены на всероссийском уровне и причислены к лику святых настоятели упомянутого монастыря архимандриты Герман и Дионисий. В белокаменном Успенском соборе обители до сих пор покоятся мощи схимонахини Пелагии — матери Святейшего Патриарха Иова. Она исконно почиталась жителями Старицы заступницей веры и благочестия.

Во время визита Святейший Патриарх Кирилл поддержал идею создания памятника святителю Иову и освятил место, где предполагалось установить монумент.

Фонд Возрождения Старицкого монастыря объявил конкурс на лучший проект памятника, победителем которого стал Юрий Павлович Хмелевской.

Торжественное открытие монумента состоялось в день памяти святителя Иова − 405-летия его кончины. Праздничный молебен по случаю этого события возглавлял архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Однако освящение монумента решили отложить до приезда Святейшего Патриархи Кирилла, который во время визита в Старицу в 2010 г. обещал совершить этот церковный чин.

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов отличался высокой образованностью и многими дарованиями. Он так величественно совершал богослужение, что современники говорили о нём: «Прекрасен в пении и в чтении, яко труба дивна всех веселя, услаждая и умиляя до слёз». Божественную литургию святитель служил ежедневно по памяти без богослужебных книг, знал наизусть Псалтирь, Евангелие и Апостол. Был великий постник, никогда не пил вина. «Муж, нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшен… Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», − отмечает его жизнеописатель.

Святитель происходил из посадских людей города Старица Тверской губернии, где родился в 30-e годы ХVI столетия. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Монастырское воспитание возбудило в нём желание служить Богу в иноческом образе. Но в 1553 году, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. Более 15 лет провёл будущий первосвятитель в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля.

В 1569 году Старицкий монастырь посетил царь Иоанн Грозный и обратил внимание на всесторонне образованного и духовно преуспевающего инока Иова, повелев возвести его в сан архимандрита. А в 1571 году архимандрит Иов уже был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из главнейших монастырей того времени святитель принимал участие в наиболее важных делах Русской Церкви, а нередко и государства.

В 1575 году святитель Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским.

23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление Православия в России, повышение образованности и нpaвственности духовенства, духовное просвещение народа. По инициативе святителя были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая. Учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь, проведя ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на поддержание благочиния в храмах.

Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещённых землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель также предпринял ряд мер по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах: сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

До нас дошло несколько произведений Патриарха Иова. Одно из них — «Повесть о честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в Никоновскую летопись. В этой повести описываются важнейшие события времени царя Феодора — учреждение Патриаршества, покорение Сибири, шведские войны, войны с крымскими татарами.

При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжёлые времена святитель Иов coxpaнил истинное христианское терпение, безстрашие и мужество. Он фактически первый возглавил противостояние польско-литовским захватчикам, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. И в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях он обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева.

Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, и собрал немалое войско. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников.

13 апреля 1605 года после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город практически без сопротивления был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен.

10 июня 1605 года мятежники ворвались в Кремль и, жестоко избив, выволокли Патриарха из Успенского собора на Лобное место. С него сорвали облачение и в простой телеге отправили в Старицкий Успенский монастырь, приказав настоятелю монастыря архимандриту Дионисию держать старца «в железе и всяческом озлоблении».

Преподобный Дионисий не внял строгому приказу Москвы и принял старца как Патриарха. Два года первосвятитель прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он всё время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия I царь Василий Шуйский решил вернуть на патриарший престол законного Патриарха Иова, но тот не мог более нести тяжёлый крест высокого святительского служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. На своё место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Патриарх Иов мирно почил 19 июня 1607 года и был погребён у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 г. мощи святителя были торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского Кремля, где они покоятся и поныне. Но в Старице по-прежнему почитают место его первоначального погребения: в Успенском монастыре в память о Патриархе Иове осталась усыпальница с белокаменной плитой с могилы святителя.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена (1971—1990) и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7—14 октября 1989 года.

Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля, 19 июня/2 июля и 5/18 октября.

http://www.russdom.ru/node/5879


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru