Русская линия
Вера-Эском Евгений Суворов10.04.2013 

Вильгортское сретенье

Дети и бабушки

Давно заметил, путешествуя по Северу России, что приходская жизнь во многом зависит от настоятеля. Каков батюшка, таков и приход. Если священник считает, что главное — оказать помощь ближнему, утешить болящего, то и весь приход занимается социальным служением. Если настоятель ратует о просвещении, то прихожане миссионерствуют. А вот приход святого Евфимия Кочева в селе Вильгорт Сыктывдинского района Республики Коми активно занимается духовным воспитанием детей. Почему? Настоятель его, отец Дмитрий Хрусталёв, хорошо понимает, что если сейчас мы упустим детей, не научим их порядочности, честности, не приведём к Богу, то у нашей страны не будет будущего.

Репетиция новой сказки «Тёплый хлеб»

При воскресной школе храма открываются всевозможные кружки, мастерские. Действуют даже два театра — теней и кукол. Дети сами изготовляют героев своих будущих сказочных представлений и сами же показывают нравоучительные истории-сказки в школах, детских садах и на епархиальных детских мероприятиях, научая маленьких зрителей различать добро и зло.

В один из воскресных дней перед Великим постом я попал на репетицию новой сказки. Надо было видеть, как общее действие увлекает 6−8-летних мальчишек и девчушек! Маленькие актёры не только говорят за своих героев: кукольных лошадок, медведей, петушков, кошечек, собачек и зайчиков, но и стараются управлять ими так, чтобы они выглядели живыми. А надо ещё запомнить текст и говорить выразительно, уметь прокукарекать, как петушок, или промяукать, как кошка. Как тут не увлечься и не сопереживать такому представлению?!

Вильгорт

Екатерина Андреевна принимает в дар цветы и книги

Впрочем, в Вильгорте я заметил особое отношение не только к детям, но и к пожилым. После службы в храме отец Дмитрий объявил с амвона, что одной из старейших прихожанок, Екатерине Андреевне Лапшиной, исполнилось 70 лет. И пригласил всех на праздничную трапезу. И вот почти весь приход собрался в трапезной за чаем с очень вкусными рыбниками, испечёнными самой именинницей.

Подарив виновнице торжества букет цветов и многотомник поучений святых отцов, настоятель отметил:

— Екатерина Андреевна показывает пример молодым в крепости веры и послушании. Я вижу, как ей нравится участвовать в богослужении, знаю, что каждый день она укрепляет себя чтением Священного Писания и святых отцов. Именно любовь к храмовому богослужению является лакмусовой бумажкой для каждого христианина, показывает, насколько он любит Бога. Мы желаем вам многая и благая лета!

Надо ли говорить, как приятно было услышать эти слова от настоятеля юбилярше. И все присутствующие, поздравляя Екатерину Андреевну, испытывали радость не меньшую, чем она. Эта семейная атмосфера тепла передалась и мне. За чаепитием сам собой завязался разговор.

Сельчане

— Екатерина Андреевна, вы давно в Церкви?

— Да я всю жизнь с детства верила, хоть и активной коммунисткой была, — ответила она. — Пока у нас свой молитвенный дом не открыли, я в соседнее местечко Кочпон на службы ходила, потом в Пичипашню, когда там появился храм. 30 лет проработала в совхозе «Сыктывкарский» бригадиром. Когда на поля выходила, всегда «Отче наш» про себя читала, за людей и за урожай постоянно молилась.

Совхоз-то у нас был крепкий, хороший, и урожаи большие собирали. Хоть и продавали потом всё за копейки, но считался «миллионером» — долгие годы был одним из самых преуспевающих в республике.

— Не жалеете, что колхозы и совхозы распались?

— Вначале очень сильно переживала. Наш совхоз ведь в советское время весь город кормил. На вильгортские поля закупать свежий урожай капусты, свёклы, морковки горожане на автобусах приезжали. А сейчас овощи из-за границы привозят — из Китая, Голландии, из Польши. Поля зарастают. Конечно, обидно. Но решила: зачем же переживать, старого не вернёшь.

— А ведь Вильгорт не только сельским хозяйством занимался, — вспомнил я. — Читал недавно, что с самого своего образования в 1586 году он был селом ремесленников, которые поставляли дрова, мебель, валенки, гармошки, балалайки, туеса, посуду, всякие другие изделия.

Заслышав наш разговор, настоятель уточнил:

— Только надо понимать, что Вильгорт в ту пору состоял почти из десятка деревень. Зто Захаровка, Пичипашня, Ляпыд, Силапиян, Дав и другие. К нашему Вильгортскому приходу относились и деревеньки Давпон и Чит, которые позже слились с городом Сыктывкаром. В этих деревеньках, в том числе в Даве, были свои деревянные часовни, в Ляпыде имелся молитвенный дом, ну, а в самом Вильгорте стояла каменная Сретенская церковь. К сожалению, в советское время всё разрушили.

— Получается, ремесленники были обыкновенными крестьянами, раз в деревеньках жили?

— Так одно другому не мешало, — подтверждает батюшка. — Лето у нас на Севере короткое, а что зимой делать? И каждая деревня занималась чем-то своим: в Силапияне жили кожевники, они шкуры выделывали. В Грезде были столяры. Деревня Дав дрова поставляла для Усть-Сысольска, нынешнего Сыктывкара. В самом Вильгорте музыкальные инструменты делали. Знаете, наверное, на балалайках и гуслях знаменитого вильгортца Семёна Налимова играл Великорусский оркестр В. В. Андреева. Кстати, памятник Налимову у нас в центре села стоит — на том месте, где раньше был памятник Ленину.

Разговор за столом стал общим. Мне, горожанину, было непривычно видеть, что все прихожане давно знакомы друг с другом: кто-то вместе работал в совхозе «Сыктывкарский», кто-то в сельхозтехникуме или местном профтехучилище. Как одна семья! И все они знают и уважают старшего Хрусталёва — отца священника, который работал здесь в разное время в СПТУ-2, райкоме и совхозе «Сыктывкарский».

— Так вы, получается, в своём родном селе стали батюшкой? — спрашиваю отца Дмитрия.

— Я жил здесь в детстве. Потом в город переехал. А сейчас дом родительский в Вильгорте достраиваю, может, удастся окончательно всей семьёй перебраться сюда.

Все вместе

Вильгорт

Отец Дмитрий Хрусталёв благословляет прихожан

После трапезы мы остались с батюшкой вдвоём, и я стал расспрашивать о жизни прихода. Что необычно: название прихода отличается от имени храма. А получилось так вот почему.

Советская власть, закрыв Сретенский храм, поначалу пыталась приспособить его под клуб. Даже план сделали, на котором предусмотрели и «курилку» — под колокольней. Прихожане протестовали против закрытия, особенно активно выступал староста церкви Евфимий Кочев, он же собирал и подписи под протестом. Его за это арестовали и в 1937 году расстреляли. Храм же спустя год разобрали на кирпичи и увезли для строительства Сыктывкарского деревообрабатывающего завода.

Когда в 2009 году в Вильгорте была зарегистрирована православная община, то её решили назвать в честь последнего старосты — святого новомученика Евфимия Кочева. А название храма (сейчас это молитвенный дом) постановили оставить прежнее, как в старину, — во имя Сретения Господня.

О Ефиме Петровиче Кочеве мы уже писали («Вера», № 401, Кикэ Епэ — русский святой). Это был обычный по тем временам крестьянин-ремесленник, мастерил туеса, столярничал, в его семье было пять дочерей и три сына. Как отмечал внук новомученика Сергей Кочев, дети уже не были такими верующими, как их отец. Одна из дочерей стала большевичкой, была руководящим партработником в Усть-Сысольске. Она погибла спустя год после отца, в концлагере для жён репрессированных номенклатурных деятелей. Между тем среди детей, внуков и правнуков святого оказалось немало достойных людей, таких как герой Советского Союза Николай Оплеснин. Сейчас многие из них разлетелись по всему миру, пришли к Богу. Среди правнуков — монахиня Горненского монастыря в Иерусалиме, уже похороненная на Святой Земле.

— Новомученики должны стоять перед нашими глазами и многому нас научить, — говорит настоятель. — Как получилось, что отцы умирали за Христа, а дети становились большевиками? Откуда вообще богоборчество появилось? Ведь что-то произошло перед революцией с воспитанием подрастающего поколения. Наверное, были утрачены духовное единство народа, его общинность.

Одна община — игры взрослых и детей.

Полоса препятствий для самых маленьких

Поэтому мы стараемся, чтобы у нас был не приход, а община, одна православная семья. Это особенно важно в наше время — чтобы человек мог найти здесь поддержку, понимание, ответы на свои духовные вопросы. Почему люди из Церкви уходят в секты? Это же проблема, и её нельзя замалчивать. Да потому, что во многих храмах между прихожанами нет общения после богослужения. Надо организовывать не просто чаепития, а именно такую жизнь, чтобы прихожане чувствовали активную поддержку друг друга. В том числе нужно проводить неформальные мероприятия, совместный отдых, выезды на природу. Мы устраиваем концерты не только на Пасху и Рождество, но и ко Дню пожилого человека, ко Дню бабушки. Вот специально собрали фотографии наших бабушек и вывесили их на стенде. Всем было очень интересно. Стараемся не пропускать дни рождения наших прихожан, поздравлять их, чтобы они знали, что здесь их любят, помнят и заботятся о них.

— Да, семейная атмосфера чувствуется у вас, — говорю батюшке. — Да и молитвенный дом очень уютный. Здесь раньше кто-то жил?

— Нет, это здание бывшей аптеки. Когда владыка благословил меня стать настоятелем создаваемой общины в честь новомученика Евфимия Вильгортского, первым делом встал вопрос о помещении для молитвенного дома. Тогда в районной администрации нам предложили выбрать или полуразрушенное здание бывшего садика, или вот эту заброшенную аптеку.

Надо сказать, прежний глава района, а ныне министр культуры Республики Коми Артур Альбертович Рудольф очень нам помог. Сам он не скрывает своей принадлежности к православной вере. Артур Альбертович записан в наших синодиках как Артемий, такое имя дали ему при святом крещении. Молимся, чтобы Господь укрепил, дал силы и мудрость для служения на новом посту. Он настоящий русский человек, любящий свой народ, хотя по происхождению он немец. Больше бы таких людей было во власти.

И вот, осмотрев оба здания, мы выбрали здание аптеки. Оно было в запущенном состоянии: стёкла выбиты, система отопления разморожена. И когда мы вместе с главой района пришли сюда, ходили по разбитым стёклам, смотрели на побитые стены и разбросанные всюду лекарства, я думал: «Неужели здесь будут совершаться богослужения? Если мы приведём это здание в порядок, то произойдёт, несомненно, чудо Божие».

Это было в июле 2009 года. У меня в ту пору не было ни помощников, ни средств. И действительно, Господь явил чудо. Нашлись и помощники, и средства. Мы приступили к ремонту, когда на улице уже похолодало, в ноябре. Восстановили систему отопления, вставили стёкла, заменили полы, подремонтировали потолки, стены. И уже в феврале отслужили первую литургию.

И ещё у меня возникло такое ощущение, как будто это здание нас специально ждало: тут очень удобно, всё рядом — трапезная, кухня, воскресная школа. У меня даже есть свой кабинет и отдельное помещение для ризницы.

И что я ещё заметил… Церковь — это как центр преображения. До нас всюду в округе была грязь, никто её не убирал, снег не чистили. А когда мы здесь появились, обустроились, наши прихожанки разбили цветники, освещение сделали. Не только рядом с нами стало чисто и красиво, но и всё вокруг начало преображаться.

Знание и вера

— А как давно воскресная школа у вас работает? — продолжаю расспрашивать.

Закулисье театра теней

— Спустя полгода, как молитвенный дом открыли, у нас начался первый учебный год. Решили долго не раскачиваться, поскольку важно не упустить наших детей. Мы пока только нащупываем правильный подход к нашим детям, ведь нужно, чтобы одновременно им было и интересно, и чтобы они обрели настоящую, живую веру, приучились к дисциплине. Кроме занятий, проводим для детей активные игры, выезжаем с ними на природу. Стараемся не пропускать мероприятий, которые устраивает молодёжный отдел епархии. Участвуем в молодёжных лагерях — в летнем и зимнем. Для взрослых, конечно, большой труд проводить эти мероприятия, но мы сознательно откладываем все свои дела, едем с нашими детьми, участвуем во всех конкурсах. Во время школьных каникул стараемся посещать святые места — ездили к святыням села Иб, паломничали в Усть-Вымский монастырь. Надо, чтоб дети знали: наша земля богата не только ресурсами, но имеет и большую православную историю.

— Ещё у вас есть два детских театра…

— Да, детям там нравится. На прошлое Рождество сделали постановку в театре теней: с помощью вырезанных из картона фигурок и прожектора они показывали на экране небольшие нравоучительные сценки на тему Священного Писания.

Вильгорт

Дети со своими сказочными персонажами после спектакля

Для театра кукол детишки сами куклы делают, потом их раскрашивают. Хотим организовать при храме мастерскую, чтобы мальчики после воскресной школы что-то делали своими руками, а девочки занимались рукоделием. Путь к сердцу ребёнка лежит не столько через теоретические уроки, сколько через практику: общий труд, походы, небольшие детские молебны.

Ждём наших отроков, когда они подрастут и будут участвовать в богослужении. Есть мысль при храме сделать детский хор. Воскресная школа должна давать не только знания, но и живую веру. Когда дети вместе с родителями во время молебна просят о хорошей погоде, о том, чтобы поправились болящие братик или сестричка, и потом видят, что Господь слышит эти молитвы, то у них появляется первый религиозный опыт. Он становится опорой в переходном возрасте, когда происходит переоценка ценностей. Если его нет, то, к сожалению, детей лет с пятнадцати мы начинаем терять. Они уходят из храма, и это тоже очень большая проблема Церкви. Я знаю немало примеров, когда в православных семьях дети вместе с родителями вначале ходят в храм, постоянно исповедуются, причащаются, а потом, достигнув совершеннолетия, уходят из Церкви, всё больше погружаясь в пучину грехов. Никто и ничто их не может остановить. На нашем приходе мы осознаём эту опасность и пытаемся что-то делать, чтобы не допустить до этого. Молимся постоянно, чтобы Господь уберёг наших детей от таких искушений и соблазнов.

В воцерковлении очень помогают нам крестные ходы. Мы берём детей и в Великорецкий крестный ход, и в наш, Стефановский. И как бы ни было трудно, но мы уже убедились, что Николай Чудотворец, Стефан Великопермский не оставляют тех, кто смиренно к ним прибегает, посылают утешение и помощь. Дети вместе со взрослыми преодолевают все трудности и начинают пламенеть перед Богом.

— В воскресной школе вы сами преподаёте или кто-то вам помогает? — спрашиваю батюшку.

— Руководит школой Надежда Кимовна Мокрецова. У неё нет педагогического образования, но она не побоялась взяться за трудное дело. Сама преподаёт и ищет таких же неравнодушных людей.

Чистая душа

Побеседовал я и с Надеждой Кимовной. Она приводит в храм уже своих внуков. Сама же духовным чадом священника Дмитрия Хрусталёва стала задолго до перевода его в Вильгорт, ещё когда батюшка служил в кафедральном Стефановском соборе в Сыктывкаре.

Вот её рассказ о том, как Господь привёл к педагогическому служению.

— Когда я на службы ходила в собор, то всегда на исповедь старалась попасть к отцу Дмитрию. Там священников много, а он мне всех больше по сердцу пришёлся. Всегда во время исповеди задавал наводящие вопросы, все грехи вытаскивал из меня. Помогал раскаиваться. Книги разные давал, чтобы я могла увидеть в себе ещё какие-то недостатки. Я к нему лет шесть ходила, а потом, смотрю, моего батюшки нет. Когда узнала, что его перевели в Вильгорт, то попросилась приезжать к нему сюда. Батюшка благословил, и вместе с другими прихожанами помогала молитвенный дом обустраивать, а потом воскресной школой стала заниматься.

По образованию я инженер-конструктор по деревообработке. Оканчила и бухгалтерские курсы, работала бухгалтером-экономистом. А с детьми заниматься мне всегда нравилось. Хотя, конечно, сейчас страшно подумать, сколь великое дело мне доверено. Поддерживает то, что приход у нас замечательный, атмосфера очень благожелательная, все друг другу помогают. Среди преподавателей воскресной школы — две матушки, жёны отца Дмитрия и отца Стахия; они родные сестры, поют на клиросе. Матушка Ольга, супруга о. Стахия, — регент хора. Помогают и родители наших учеников, у которых имеется специальное образование. Например, Людмила Владимировна Юшина — профессиональный художник. Она занимается с детьми в Доме ремёсел, а у нас преподаёт рисование и лепку из пластилина. Такая красота получается!

Алтарники Савватий и Андрей из Сретенского храма села Вильгорт

И знаете, в воскресную школу приходят не только дети прихожан, но ещё и невоцерковлённых родителей. А потом они через своих детей, через посещение спектаклей начинают потихоньку воцерковляться.

— А вы сами когда к Богу пришли?

— Мама меня ещё маленькой в церковь водила. С детства я запомнила вкус причастия, и мне казалось, что ничего вкусней быть не может — ни конфеты, ни шоколад. Мы с мамой ходили в кирульскую церковь, а там, на куполе, Господь Вседержитель в облаках нарисован. И когда я обращалась к Богу с молитвой, то всегда представляла Господа таким. У мамы семья была большая — 12 братьев и сестёр, поэтому у нас очень много родни. Один мой дядя был глубоко верующим. И так получилось, что он воспитывал меня как свою родную дочь, много рассказывал о Боге, разные притчи любил повторять.

Он говорил мне, что всегда нужно уповать на помощь Божью и во всём видеть Божий Промысел. Господь всё управит, только нужно Его об этом просить, молиться и не грешить. Приучал не унывать и не отчаиваться, если вдруг случится какое-то несчастье. Если даже в жизни всё складывается против тебя и закрываются все двери, то ты помолись Богу — и Он тебе откроет форточку, а ты маленькая, ты в неё пролезешь.

И я в этом неоднократно убеждалась. Когда училась в институте, однажды я не смогла подготовиться как следует к очень сложному экзамену. Выучила только один билет, помолилась — именно этот билет мне и попался. Училась я в Архангельске, общежитие было далеко от института, а возвращаться иногда приходилось поздно ночью. Бывало, в тёмных переулках парни приставали. Я тогда начинала читать про себя «Отче наш» — и они отходили от меня.

Мама растила меня одна. К ней много сваталось разных мужчин, но, если она видела, что они недостаточно внимательны и добры ко мне, сразу разрывала с ними все отношения. Так что чувствую вину, что из-за меня она недополучила семейного счастья. Сама же я очень хотела, чтобы был у меня любящий, добрый муж. Когда пришло время и ко мне стали свататься один за другим разные парни, то никто мне не нравился. И я стала молиться: «Господи, помоги мне. Пожалуйста, найти такого жениха, чтобы мы всю жизнь любили друг друга, я хочу быть ему верной женой». И мне Господь послал именно такого замечательного человека. Живём мы душа в душу. У нас двое взрослых детей, трое внуков. Всегда и везде вместе. И в храм сюда вместе приезжаем. Муж помогает мне декорации для кукольного театра делать. Сцену нам смастерил. Человек он мастеровой.

— А почему вы решили заниматься кукольным театром?

— Инициатором была Наталья Анатольевна Мартынченко. Она при Доме ремёсел руководит театром теней. Дело в том, что воспитание детей в маленьком возрасте, пять-десять лет, лучше идёт через театр кукол. Дети очень живо погружаются в сказку и понимают, кто из героев поступает хорошо, кто плохо, делают правильные выводы, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Сейчас мы репетируем русскую народную сказку «Тёплый хлеб», а до этого ставили спектакль по белорусской народной сказке «Заячья избушка». Дети через эти спектакли, через общие дела учатся коллективизму, взаимовыручке. Также это чувство локтя, братства проявляется в походах, командных соревнованиях и в костюмированных спектаклях к Рождеству и Пасхе.

Сейчас очень много прекрасной духовной литературы для детей. На уроках Закона Божьего мы стараемся читать отрывки из житий святых, чтобы в них обязательно был воспитательный момент. Детская душа восприимчива ко всему святому, она впитывает всё, как губка. Эти занятия и мне самой в жизни очень сильно помогают. Я тоже многому учусь, в том числе у детей.

По молитвам

Вот так, не имея ещё большого храма, приход святого Евфимия Вильгортского взялся за главное — спасение душ. Хотя строительство храма также в планах.

— Нам выделили участок в 10 соток в центре села, — рассказывает отец Дмитрий Хрусталёв. — Это недалеко от того места, где раньше стояла старая Сретенская церковь. Но этой земли хватит только для строительства храма. И мы сейчас добиваемся, чтобы рядом нам выделили дополнительный участок под православную гимназию.

Старый Сретенский храм (справа). А таким будет новая Сретенская церковь

Храм мы хотим строить из кирпича. Потребуется много средств, которых у нас пока нет. Готов только эскизный проект. Всего же на разработку проектной документации нужно 300 тысяч рублей. Это с учётом того, что её готовы нам сделать на льготных условиях. Вот хотя бы эти деньги для начала найти… Есть внутренняя убеждённость, что, если будем правильно жить и правильно молиться, Господь пошлёт Свою помощь. Сердце любой общины — это храмовое богослужение, Евхаристия. И мы стараемся как можно чаще служить. Иногда бывает до четырёх раз в неделю. Я ведь чувствую, что, когда священник часто служит, это и ему лично очень помогает, и всему приходу. Даже хозяйственные дела быстрее начинают двигаться…

Во время нашего разговора батюшка провёл меня по всем прихрамовым помещениям. Показал в воскресной школе компьютер, проектор, экран для кукольных представлений. Всё это подарено самими прихожанами. На стеллажах рядом с детской библиотекой лежат красочные матерчатые куклы. Даже не верится, что они сделаны детьми, настолько профессионально и красиво выполнено. С другой стороны здания — большое помещение детской мастерской, в которой пока ничего нет, кроме самодельных табуреток, которые ещё нужно покрасить и отлакировать.

Несмотря на то что в нашем разговоре отец Дмитрий ни разу ничего не сказал о своих делах от первого лица, только «мы» да «наш приход», я хорошо понимаю, что без живого участия самого настоятеля ничего бы этого не было. И прихожане чувствуют, что о. Дмитрий заботится о них, молится не только по запискам. Не зря в Сретенский молитвенный дом приезжают верующие из города, иногда целыми семьями. Да и сами сельчане приходят сюда вместе с бабушками, дедушками и детьми. Действительно, здесь как одна большая семья.

Евгений СУВОРОВ

Фото автора и из архива прихода св. Евфимия Вильгортского

Бдрес прихода: 168 220, Республика Гоми, Сыктывдинский район, с. Вильгорт, ул. Мичурина, д. 5. Тел. 89 128 679 927. Группа прихода в соцсети «ВКонтакте»: http://vk.com/club48885559, stalru@mail.ru. Настоятель священник Дитрий Вячеславович Хрусталёв.

http://www.rusvera.mrezha.ru/680/3.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru