Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Всеволод Чаплин08.04.2013 

Покаяние — всегда дверь к Богу

Время Великого поста — это время покаяния. Об этом в течение всей Святой Четыредесятницы будут говорить наши архипастыри и пастыри, будут говорить активные миряне, выступая в средствах массовой информации, общаясь с разными людьми, в разных аудиториях, светских и церковных. Именно покаянный настрой во время Великого поста становится тем главным, что должно быть в жизни христианина в эти святые дни. Многие внешние люди будут рассуждать о том, что можно есть, а чего есть нельзя, как пользоваться интернетом, какие новости смотреть, соблюдать ли информационный пост. Это новое слово, очень важное слово. Действительно, ограничение того, что входит в тебя, то есть той информации, которая влияет на твою душевную жизнь, на твое внутренне состояние, — очень важное для современного человека ограничение. Но все-таки не случайно весна духовная — Великий пост — это прежде всего время покаяния.

Как сегодня относиться человеку к этому понятию — «покаяние»? Не получается ли так, что оно в корне противоречит тем состояниям, которые для современного человека принято считать обычными и которые, если и не рекламируется прямо, то исподволь навязываются как естественные, свойственные в обязательном порядке человеческому естеству. Какие это состояния? Это гордость и уныние. Покаяние не имеет ничего общего ни с гордостью, ни с унынием, оно противостоит обоим этим состояниям человеческой души, которые сегодня многие воспринимают как некую норму. В современном мире принято хвалиться и отрицать собственные проступки, собственные грехи. Значительная часть окружающей нас массовой культуры, политической культуры, стереотипов поведения людей направлена на то, чтобы показать окружающим людям: я — хороший, я — лучше, по крайней мере, не хуже других. Многие люди хвалятся своими достижениями, своим здоровьем, своим рассудком, своими знаниями, своими навыками, успехами в той или иной области, и при этом очень часто эти же люди стараются сделать все, и их подталкивают к тому, чтобы они сделали все, чтобы максимально забыть о своих проступках и недостатках.

Культ внешнего благополучия, не только материального и психологического, буквально захлестнул сознание многих людей через массовую культуру, через систему образования, через систему психологической и психотерапевтической помощи: «если у тебя есть мысль, что сделал что-то неверно, от этой мысли нужно избавляться», — люди пытаются бороться со своей совестью, им помогают с ней бороться.

Целые психологические и психотерапевтические школы направлены на избавление человека от неприятных воспоминаний о совершенном грехе, о совершенных неправильных поступках, о неправильных мыслях и словах, людям пытаются внушить: «вы не виноваты, да, что-то было плохое, но нужно просто забыть об этом». Нужно убедить себя в том, что любое чувство вины — это ложное чувство, что оно должно быть сглажено и забыто, что совесть — это что-то либо не существующее, либо мешающее, и сознание собственного греха, собственных ошибок, заблуждений, несовершенств, якобы, мешает человеку быть успешным, довольным собой, проявлять себя как человека здорового, как сильного, принимающего всегда самостоятельные решения". Создана целая индустрия, которая направлена на то, чтобы избавить человека от совести. Но убить ее полностью нельзя. Хотя без всяких индустрий пытаются многие люди убить ее разными способами: уходя в работу, становясь так называемыми трудоголиками, уходя в наркотики, в алкоголь, пытаясь при помощи разных новомодных методик убедить себя, что совесть можно заглушить, чувство вины можно и нужно покрыть забвением.

Тем не менее, совесть прорывается, как трава сквозь асфальт, и заставляет человека понимать. что он совершил неправильного, что он нуждается в покаянии и очищении — его душа нуждается в том, чтобы стать другой. А она не сможет стать другой только через забвение или через постоянные попытки уговорить себя, что «ты хороший, ты не делал ничего плохого, ты живешь правильной жизнью». И даже если все вокруг тебя говорят, что это не так, твоя собственная совесть тебя в этом обличает.

Итак, покаяние противостоит гордыне, оно говорит человеку: без Бога ты не можешь делать ничего, храм твоей души осквернен, и ты сам не в состоянии его очистить. Многие поступки, многие слова и мысли налагают на тебя тяжкую вину, более того — закрывают для тебя дорогу в вечную жизнь и твою нынешнюю, земную жизнь делают несчастной, потому что твоя совесть обличает тебя и побуждает тебя к тому, чтобы ты изменился. И никакое бегство в вещи, отключающие ум, но не убивающие совесть, не сможет человека окончательно избавить от вины за грехи. Об этом покаяние говорит, противостоя человеческой гордыне и самоуспокоенности, противостоя тому ложному душевному миру, который навязывается человеку теми, кто хотел бы заработать политический или финансовый капитал. Покаяние противостоит и другому — неправильному душевному состоянию, отчаянию, унынию, которое к отчаянию ведет.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53022


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru