Вестник Русской линии | Анатолий Степанов | 15.01.2001 |
В 1906—1908 годах черная сотня становится самым массовым общественно-политическим движением. Изданный в конце 1906 г. список включал 272 патриотических организации, действовавших в более чем 200 городах и селах Российской Империи. По подсчетам Департамента полиции в это время черносотенцев насчитывалось около 500 тысяч человек. Современный исследователь Ю.И. Кирьянов называет для первой половины 1906 года цифру в 400 тысяч человек. Сами же черносотенцы числили в своих рядах значительно большее число единомышленников — до трех миллионов. Столь разительное расхождение в цифрах объясняется разной методологией подсчета. Полиция, несомненно, подсчитывала только более-менее активных участников черносотенного движения. Но были еще и пассивные члены, и таких, естественно, было значительно больше. Это — те, кто разделял идеологию черной сотни, кто заявлял о своем согласии с целями и практическими действиями черносотенцев. Стоит заметить, что практически все тогдашние партии России имели расплывчатые критерии членства.
В 1906—1908 годах черная сотня представляла собой такую силу, которая наводила ужас на революционеров и либералов. Один из руководителей движения астраханский купец Нестор Тиханович-Савицкий в январе 1907 года обращался к либералам: «Грозный призрак „Союза Русского Народа“, который вас так страшит, не призрак; это — тот самый русский народ поднимается, над чувствами которого вы издевались; и который потребует уже скоро вас к ответу. Это встает грозный Мститель за поруганную честь России, за ее, растоптанное вами, знамя. „Союз Русского Народа“ растет, отделы его покрывают всю Россию… Ни ваша злоба, ни ваши вопли, ни хватанье за правительство не остановят могучий рост Мстителя… Он освободит Россию от вас и выведет ее на тот путь истинной свободы народной, на котором не место вам, презренным обманщикам! Русь идет. Расползайтесь гады». В то время были все основания так писать.
Одной из главных причин широкого влияния и распространения черносотенства были всесословность и демократизм организации. В числе членов-учредителей самой массовой черносотенной организации — Союза Русского Народа — мы видим представителей дворянства, духовенства, купцов, почетных граждан, крестьян.
Предпринимались попытки привлечь в свои ряды и рабочих, — представителей того социального слоя, на который опирались социалисты. Особенно активно такая деятельность велась в Москве. Активное содействие в этом черносотенцам оказывала администрация и лично генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович (до своей мученической кончины). С начала века там существовала «Комиссия для общеобразовательных чтений среди фабрично-заводских рабочих г. Москвы». В ноябре 1905 г. было создано «Общество активной борьбы с революцией и анархией», которым руководили отставной офицер Л.Н. Дезобри и вдова чиновника В.Н. Степанова. В состав общества входили в основном рабочие.
В Петербурге активную работу среди рабочих проводил Союз Русского Народа, который имел свои отделы на ряде крупнейших заводов. Черносотенцы пытались отвлечь рабочих от пагубной политической борьбы, поддерживали их справедливые экономические требования. В 1909 году Союзом имени Михаила Архангела был организован 1-й Российский Экономический Рабочий Союз, почетным председателем которого стал В.М. Пуришкевич, а руководителем рабочий Алексей Божаков. В Киеве действовал Союз Русских Рабочих, которым руководил рабочий-литограф Клеоник Цитович. Однако, несмотря на все усилия, широкой поддержкой среди рабочих черная сотня не пользовалась.
Самой наглядной демонстрацией силы и могущества черной сотни были Всероссийские Съезды Русских Людей. Всего их было шесть, но два последних проходили уже без участия сторонников Александра Дубровина, т. е. по сути, не были уже всероссийскими. А первые четыре съезда прошли именно в период наивысшего подъема монархического движения в 1906—1907 годах.
1-й Всероссийский Съезд Русских Людей проходил в Петербурге 8−12 февраля 1906 года, изначально он был организован как Всероссийский Съезд Русского Собрания. На Съезде были представлены 30 черносотенных организаций из Петербурга, Москвы, Харькова, Одессы, Киева, Варшавы, Ярославля, Владимира, Саратова, Тамбова, Могилева, Козлова, русского населения Финляндии. 2-й Всероссийский Съезд Русских Людей проходил в Москве 6−12 апреля 1906 года. В его работе приняли участие уже свыше 300 человек. На нем были представлены делегации и из других городов империи: из Вильны, Ростова, Брянска, Орла, Нижнего Новгорода, Екатеринослава.
Но наиболее впечатляющими по размаху были 3-й и 4-й съезды.
3-й Всероссийский Съезд Русских Людей проходил в Киеве 1−7 октября 1906 года. На нем присутствовало около 500 человек, из них 200 делегатов, которые представляли 74 организации от 60 губерний и городов Европейской России и Сибири. Съезд замышлялся и прошел как грандиозная манифестация монархистов. На нем присутствовали все ведущие деятели черносотенного движения. В адрес Съезда пришли приветственные телеграммы от митрополита Владимира (Богоявленского), архиепископа Антония (Храповицкого), епископа Гермогена (Долганова), епископа Никона (Рождественского). Ободрительную телеграмму прислал о. Иоанн Кронштадтский. Съезд открылся молебном, который отслужил Митрополит Киевский Флавиан в сослужении с двумя викарными епископами, несколькими архимандритами и протоиереями. После молебна владыка обратился с архипастырским благословением и приветствием к Съезду.
Сопредседателями Съезда были избраны руководители трех крупнейших черносотенных партий председатель Совета РС князь Михаил Шаховской, председатель РМП Владимир Грингмут и председатель Главного Совета СРН Александр Дубровин. Именно на 3-м Съезде по инициативе черниговского протоиерея о. Федора Васютинского было принято решение считать день Покрова Богородицы праздником всех монархических организаций Империи.
Три съезда проходили по очереди в трех столицах: Петербурге, Москве и Киеве. 4-й было решено провести в декабре 1906 года в Иваново-Вознесенске (запасной вариант Казань или Нижний Новгород). Однако в эти сроки очередной съезд не состоялся, помешала выборная кампания в Государственную Думу. А в январе 1907 года Главная Управа Объединенного Русского Народа решила провести 4-й Съезд в Москве из-за того, что в Иваново-Вознесенске не оказалось подходящих условий для приема и размещения делегатов. О Казани и о Нижнем уже не вспомнили. Так, увы, была сорвана грандиозная пропагандистская акция под условным названием «Черная сотня шагает по России», которая должна была наглядно продемонстрировать мысль о том, что черная сотня — это и есть сам Русский Народ. И трудно теперь решить, что было причиной этого: объективные ли материальные трудности или амбиции руководителей московских монархических союзов, желавших показать свои достижения.
Однако все это не помешало 4-му Съезду стать не менее впечатляющей манифестацией силы черной сотни. Съезд проходил 26 апреля — 1 мая 1907 года. Он замышлялся как своего рода символ победы над смутой. На Съезд прибыло невиданное число делегатов — около 900, и практически со всей России: из столиц, центральных губерний, Поволжья, Кавказа, Холмской Руси, Сибири. Накануне Съезда 25 апреля было совершено освящение хоругвей черносотенных организаций, которых было более 130. Съезд начался крестным ходом, который проследовал от Епархиального дома в Кремль, там — в Успенском соборе — были отслужены литургия, молебен и была освящена икона Покрова, исполненная великим русским художником Виктором Васнецовым специально для Съездов Объединенного Русского Народа. Затем у памятника Минину и Пожарскому была отслужена лития спасителям Отечества, после чего крестный ход двинулся через Красную площадь. У Иверской часовни было совершено молитвословие. Когда крестный ход, пройдя по Тверской, дошел до дома генерал-губернатора, там состоялась патриотическая манифестация с пением народного гимна.
Наконец, в церкви Епархиального дома торжественное молебствие отслужил Митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Открытие Съезда прошло при большом стечении духовенства, присутствовал ряд архиереев: Орловский и Севский Серафим (Чичагов), Тамбовский Иннокентий (Беляев), Дмитровский Трифон (князь Туркестанов), Можайский Серафим (Голубятников) и Серпуховской Анастасий (Грибановский). В ходе работы Съезда 28 апреля был заложен на Ходынском поле «Храм-памятник Русской скорби», посвященный памяти Великого князя Сергея Александровича и предназначенный для увековечения верных долгу и присяге убиенных царских слуг.
Именно в этот период подъема монархического движения одним из признанных вождей черной сотни становится московский протоиерей Иоанн Восторгов.
http://rusk.ru/st.php?idar=6034