Вестник Русской линии | Анатолий Степанов | 15.01.2001 |
Осенью 1905 года, когда революционными беспорядками были охвачены все крупные города, а убийства верных слуг Царя стали чуть ли не повседневными, по всей стране начали создаваться многочисленные черносотенные организации. Общество активной борьбы с революцией и анархией в Петербурге, Общество русских патриотов в Москве, Русское братство в Киеве, Патриотическое общество в Тифлисе, Царско-народное общество в Казани, Народная монархическая партия в Саратове, Союз «Белое знамя» в Нижнем Новгороде, Народная партия порядка в Курске, Самодержавно-монархическая партия в Иваново-Вознесенске и десятки других организаций звали народ на борьбу с революцией.
Произошли изменения и в Русском Собрании. Начавшаяся смута вынудила и эту организацию перейти от чтения докладов и проведения литературных вечеров к активной политической деятельности. Однако новые задачи требовали прежде всего новых руководителей. И 19 марта 1906 года князь Дмитрий Голицын отказался от поста председателя под предлогом расстроенного здоровья. За заслуги по организации РС он был избран ее первым почетным членом. Не сразу удалось избрать нового председателя. Наконец, после долгих поисков 29 октября 1906 года председателем Совета Русского Собрания был избран князь Михаил Шаховской. С этого времени РС значительно активизировалось и начало превращаться в полноценную политическую организацию.
28 декабря была принята программа, в основу которой была положена русская триада «Православие, Самодержавие и Русская Народность». Программа четко объясняла причины смуты: умаление веры в народе, расхищение Самодержавия представителями бюрократического слоя, ослабление национального чувства и патриотизма, упадок русского просвещения, инородческое, в особенности еврейское, преобладание во всех сферах русской жизни. Выход из этого состояния Русское Собрание видело в призвании выборных от народа, «которые сумеют на деле осуществить истинное единение народа с Царем в деле государственного строительства».
Основные положения программы были таковы. Православная Церковь должна и в дальнейшем оставаться господствующей как основа русского просвещения и народного воспитания. Церкви должна быть гарантирована свобода внутренней жизни и управления, в основании церковного строя должно лежать устройство прихода. В программе особо отмечалось, что православными русскими людьми нужно считать и старообрядцев.
Неограниченное Самодержавие, будучи совершеннейшей формой правления, является «залогом исполнения Россией ее всемирно-христианского призвания, внешнего государственного могущества и внутреннего государственного единства». Программа признавала жизненно необходимым единение Царя с народом «посредством центральных выборных совещательных учреждений, постоянно или периодически созываемых или местного самоуправления».
Программа провозглашала, что Русская народность должна занимать в России господствующее положение. Россия должна быть единой и неделимой, никакие автономии в ней не допустимы. В окраинной политике на первое место должны быть поставлены общегосударственные интересы и готовность каждой народности служить России. Русский язык должен быть государственным во всех учреждениях. Основой социального строя должна оставаться сословность как «организующее общественное начало, обеспечивающее порядок и дисциплину и неразрывно связанное с Самодержавно-монархическим строем». Но сословия должны быть гибкими.
Еврейский вопрос предлагалось разрешить особо «ввиду освященной талмудом и в то же время стихийно живучей враждебности еврейства к христианству и нехристианским народностям и стремления евреев ко всемирному господству».
Принятие программы потребовало внесения изменений в устав Русского Собрания. 27 января 1907 года общее собрание приняло решение дополнить устав РС. В статью третью, которая регламентировала права организации, был внесен пункт «ж», который гласил, что Русское Собрание имеет право «принимать участие в выборах в члены Государственного Совета и Государственной Думы… для проведения в жизнь целей, поставленных Русским Собранием».
Словом, русский народ очнулся и по всей Империи стал подниматься на борьбу с крамолой, создавая для этих целей многочисленные национальные союзы и общества. Но настоящим массовым движением стал «Союз Русского Народа» . 22 октября 1905 года в Петербурге состоялось первое организационное собрание будущего Союза.
А 8 ноября 1905 года был создан Главный Совет Союза Русского Народа. Его председателем был избран доктор Александр Дубровин. Товарищем председателя стал инженер Александр Тришатный, которого вскоре сменил Владимир Пуришкевич, казначеем — купец Иван Баранов, секретарем — присяжный поверенный Сергей Тришатный. Помимо них в первый состав Главного Совета вошли известные деятели черносотенного движения: неизменный защитник черносотенцев в судах, присяжный поверенный и публицист Павел Булацель, известный публицист, специалист по финансам и еврейскому вопросу Георгий Бутми (на фотографии), художник, автор проекта нагрудного знака СРН Аполлон Майков (сын известного поэта), председатель Совета петербургского Гостиного Двора купец Павел Сурин и др.
Уже 21 ноября Союз организовал первый массовый митинг в Михайловском манеже. А 28 ноября вышел первый номер газеты «Русское знамя» печатного органа Союза. В уставе цель Союза определялась как «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего Отечества — России единой и неделимой». Уставные положения СРН перекликались с основными постулатами программы Русского Собрания, что и не удивительно. Согласно программным положениям СРН, Православная Церковь должна сохранить господствующее положение в России. Только через веру, богослужение и таинства можно установить прочное общение и единение Царя со своим православным народом. Выход из смуты виделся союзникам в реформировании церковно-государственных отношений, так чтобы основой церковного и государственного строения стал церковный приход как правоспособная и дееспособная церковно-государственная единица.
Подавляющее большинство членов организации были крестьяне, много было ремесленников, мелких служащих, наемных рабочих, т. е. костяк организации составлял простой народ, но в СРН входили представители всех сословий России. Это давало полное основание руководителям говорить о том, что СРН это и есть русский народ.
Высшим органом Союза провозглашались Всероссийские Съезды Русских Людей, но их решения имели для СРН рекомендательный характер. Обязательными были решения совещаний и съездов представителей отделов СРН, которые время от времени созывались для обсуждения важнейших вопросов и координации действий. Текущими делами ведал Главный Совет СРН, который состоял из 12 членов и 18 кандидатов. Он избирал председателя, его товарищей, казначея и секретаря. Со временем СРН стал иметь такую структуру: губернские отделы, уездные отделы, городские отделы (в крупных городах делились на районные) и сельские подотделы.
Союз рос стремительно. Новые отделы открывались по все России. Причина первоначальных успехов Союза Русского Народа стала понятной, когда удалось выяснить обстоятельства возникновения Союза. Обычно рассматриваются две версии. Первая: Союз был организован Петербургским градоначальником (впоследствии дворцовым комендантом) генералом Владимиром Дедюлиным. Вторая: Союз появился в результате инициативы «снизу» — его создал доктор медицины Александр Дубровин.
Однако ни та, ни другая версия не соответствуют истине. Вот свидетельство одного из основателей СРН петербургского купца Ивана Баранова. По его словам, Союз Русского Народа был создан по инициативе настоятеля Воскресенского монастыря Новгородской епархии игумена Арсения, который как раз и свел воедино доктора медицины Александра Дубровина, художника Аполлона Майкова, самого Баранова и московского мещанина Константина Полторацкого (организатора общества «Народная охрана»). Эти люди собрались в октябре 1905 года на квартире Баранова, где и «зародилась мысль об организации большого союза, который встал бы на защиту Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности».
Сам игумен Арсений рассказывал об этом историческом событии так: «В первых числах октября 1905 года прибыл я в Петербург из своей обители — Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе от истребления православных. Толпа русского народа, узнав о моем прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день была переполнена плачущими.
12 октября Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием „Союза Русского Народа“. Эта мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей, между которыми присутствовал некто уважаемый Иван Иванович Баранов. Все одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением. После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию союза. Все мои почитатели с любовию спешили присоединиться к нам и между прочим — Александр Иванович Дубровин, которого единогласно мы избрали в председатели. Благодаря неутомимой энергии г. Дубровина, наш союз стал быстро разрастаться и привлек миллионы истинно-русских людей со всей России».
Вот она причина первоначальных успехов Союза Русского Народа — его создание благословила сама Матерь Божия! А организатором Союза выступил священнослужитель Божий!
http://rusk.ru/st.php?idar=6032