Русская линия
Переправа Алексей Осипов05.04.2013 

Страшнее всего — теплохладность!

Сегодня Алекей Ильич — собеседник Переправы.

— С какими главными искушениями сталкивается сегодня православный предприниматель в России?

— Три наиболее очевидных искушения стоят перед ним. Первое — это государственные законы, на которые жалуются все, всегда и повсюду. Они, по отзывам специалистов, противоречивы, часто двусмысленны и просто жестоки по отношению к предпринимателям. Но, что самое печальное — нет никакой надежды на их улучшение. Если же и объявляются так называемые подвижки в законодательстве, то, как правило, по принципу: «шаг вперёд — два назад».

Второе искушение — это засилье таких человеков-чиновников, для которых закон является лишь инструментом для достижения своих личных целей. Отсюда так много произвола в разрешении не только насущных деловых проблем, но и самых, казалось бы, ничтожных. И надежда на изменение ситуации здесь, пожалуй, ещё меньше, чем в первом случае.

Эти два искушения всегда присутствовали в России (и только ли в ней?), что прекрасно показал, например, Гоголь в своих «Мёртвых душах». Помните, как Антон Антонович Кувшинное Рыло никак не хотел оформлять Чичикова, пока тот не сунул ему ассигнацию, и чиновник эдак аккуратненько придавил бумажку. Через полчаса документ был готов.

О третьем искушении как-то меньше всего говорят и думают, но оно и является главным и куда более непреодолимым, чем первые два. Оно — это мы сами, наши страсти, вожделения, эгоизм, которые очень точно обозначил и лаконично представил всего в трёх словах преподобный авва Дорофей: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. С этим искушением мало кто борется, его просто не замечают и… не хотят видеть. А оно-то и портит сам фундамент всей деятельности человека и губит и его, и дела.

Потому христианство постоянно призывает: человек, будь сам хорошим, тогда и дело твоё будет исправным, ибо из горького источника не может течь сладкая вода (ср.: Иак., 3:11,12). Если мы хотим хороших законов и справедливых чиновников, то должно прежде всего очистить свою совесть, свой ум и своё сердце от всякого зла. Русская мудрость давным-давно определила этот закон жизни: «По Сеньке — и шапка».

Это — закон духовный, и он совершенно ясен: пока мы не возьмёмся за себя, не решимся жить по заповедям Евангелия, не будем очищать себя покаянием, наша жизнь не наладится, не получим мы ни внутренней радости сердца, ни тех внешних достижений, которые действительно могли бы удовлетворить нас. И наслаждения, и богатство, и слава всегда скоротечны, легко как дым растворяются от самых подчас нелепых так называемых случайностей и перипетий жизни.

— Что вы можете сказать о событиях на Манежной площади ?1

— Боюсь, что здесь мы будем гадать на кофейной гуще. Надо много знать, чтобы делать какие-то объективные выводы. Но ясно, что там не совсем всё ясно. Я в себе-то не разберусь. Нет сомнений, что мы во веки веков не будем знать той кухни, на которой готовятся подносимые народу блюда. Или иначе скажем так: на сцене мы видим только марионеточный мир, а кто под сценой управляет живыми куклами — знают очень немногие. И на эту кухню нас никогда не пустят.

— Вспоминается начало 90-х, когда ещё была какая-то свобода слова, горячие дискуссии. Спрашивают одного политика, что он думает по поводу перестройки — была ли она организована или же наступила спонтанно. Он отвечает: «Я думаю, что у нас вряд ли кто может вообще что-то организовать».

— Хорош политик: у нас, оказывается, такие катаклизмы происходят случайно. Он, значит, считает, что вокруг него — одни глупцы, которым можно говорить что угодно.

— Но ведь та закулиса — это тоже смертные люди со своими слабостями, делающие ошибки, как и мы. Их коэффициент интеллекта не выше и не ниже многих знакомых нам людей. Но и они становятся марионетками инфернальных сил.

— От того, что и они марионетки, людям нелегче. Вот события в Краснодаре. Небольшая группа людей руководила целым регионом. Как это могло случиться? Во-первых, они были одержимы жаждой богатства, власти, и эти страсти совершенно подавили в них самое человечное в человеке — совесть. И, во-вторых, естественно — хитрость, коварство, железная дисциплина. Почему же нельзя предположить того же самого у этих «марионеток инфернальных сил» в масштабах целого государства и всего мира? Посмотрите, какая идёт сейчас глобальная концентрация власти в узком кругу почти невидимых лиц. Используя созданный ими инструмент — Америку, они ведут себя как краснодарские бандиты, только остановить их уже некому.

— Но Господь ведь своих верных не оставит?

— Это надо расшифровать. Что значит «своих», что значит «верных», что значит — «не оставит»?

Сходить в церковь, поставить свечку, поисповедоваться, причаститься — это уже свой, уже верный? А если при этом злые мысли, чувства, желания? А лукавые слова, нечестные дела, поступки?

Внешняя церковная жизнь, благотворительность, совершённая напоказ или с внутренним тщеславием, разговоры о христианстве и богословские рассуждения — всё это без исполнения заповедей Евангелия делает человека не своим, а фарисеем, отчуждённым от Христа. О таких сказал Господь: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф., 7:21−23).

Каждое наше внешнее и внутреннее деяние служит одному из двух — или действительно приближает к Христу, или удаляет от Него. Ибо не Он нас, а мы Его оставляем.

И самое, возможно, губительное оставление Бога, поскольку оно менее всего заметно, то, о котором написано в Апокалипсисе: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (Откр., 3:14−17). Вот, оказывается, насколько страшна теплохладность — такая «церковная» жизнь с более или менее ревностным исполнением того, что положено, но без борьбы со своими страстями, без понуждения себя к молитве и покаянию, без сострадания и благожелательства к окружающим людям.

Быть своим, верным означает жить по заповедям Евангельским, то есть не осквернять своей совести не только нечистыми делами, но и мыслями и желаниями.

У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть интересный образ. Человек, пишет он, подобен кораблю, у которого за кормой плетётся небольшая дощечка. Но эта дощечка — руль, от поворота которого часто зависит жизнь или смерть корабля, придёт ли он к пристани или попадёт на рифы и разобьётся. Этим рулём у человека является его ум, его мысль. «Деятельность человека, — писал он, — всецело зависит от того состояния, в котором находится ум его».

Поэтому духовная жизнь невозможна без очищения ума от всего скверного, греховного. И для этого крайне необходима молитва. Под ней разумеется, естественно, не вычитывание молитв и выстаивание в храме, но искреннее покаянное обращение к Богу. Как возможно научиться ей? Святые Отцы нашли изумительное средство — краткую молитву, которую можно произносить и сидя, и стоя, и лёжа, и в транспорте, и на работе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня» (вариант: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного»). К ней надо приучать себя, понуждая совершать её как можно чаще. При ней ум не успевает рассеяться. И молиться, конечно, нужно о грехах, а не только о здоровье и благополучии. Ведь сколько дел совершаем мы против своей совести! Потому духовная жизнь совершенно невозможна без молитвы. Это — закон.

— Предпринимателю двадцать четыре часа в сутки приходится находиться в некоей экономической среде. Что это за модель экономики, которая сложилась в мире и к которой хотят приучить русского человека последние 20−25 лет? Большинство коротко говорит, что это рыночная экономика. Это христианский проект или протестантский? Или это проект иудаистский? Поясните этот момент, чтобы предприниматель понимал — на каком поле, по каким правилам и с какими судьями он играет.

— Мне кажется, что дело не столько в том, чей проект, сколько — каков он? Основной порок рыночной экономики заключается в том, что он совершенно игнорирует духовно-нравственную основу экономической деятельности, потому так непросто заниматься ею христианину. И этот порок имеет далеко идущие пагубные последствия, которые грозят не только каждому непорядочному бизнесмену, но в конечном счёте и гибелью всему человечеству. Данный порок современной экономики порождён прежде всего небывалым развитием гордости и алчности, совершенно заглушающих голос совести, а также глубоким невежеством, незнанием того, что нравственные и духовные законы столь же неотвратимо карают нарушающего их (хотя, как правило, и не сразу), как и законы физические, биологические, психические. Но поскольку действие нравственных законов не моментально и не прямолинейно, как у законов физических, то страстный и глупый человек думает, что можно и не обращать внимания на голос совести. Свои беды и неудачи он всегда объясняет происками недругов, вымогальщиков, случайностями, но никак не своими далёкими от чистоты совести деяниями. И в результате человек оканчивает свою жизнь духовно опустошённым, захламленным всякими грехами, с которыми и переходит в мир посмертных страданий.

— И всё же чья эта модель?

— Эта модель, скорее всего, выстроена по иудейским принципам, которые были усвоены и оправданы западно-христианским сознанием, начиная особенно с эпохи Реформации (XVI век). Посмотрите, сегодня всё поставлено на платформу денег. Спорт, искусство, политика, деловая жизнь. Ещё до революции Ельчанинов (А.В. Ельчанинов (1881−1934) — священник Русской православной церкви, литератор. — Прим. ред.) писал, что иудейская религия — это религиозный материализм. Земные ценности в ней играют первостепенную роль. Возможно, вы встречали известное высказывание Рокфеллера в одной воскресной школе: «Рост деловой активности — это просто выживание сильнейших… Американскую розу можно вырастить во всём великолепии её красоты и благоухания, которое вызовет восторг у созерцающих её, лишь беспощадно обрезая слабые ростки вокруг неё. Это… всего лишь претворение в жизнь закона природы и Божьего закона». Вот какой бог у Рокфеллеров!

И сегодня этот бог, который вместо сострадания слабому и помощи нищему повсюду насаждает принцип насилия, борьбы за господство, за власть, торжествует. Вот что страшно! Ницше, философию которого называют философией жизни (какой жизни, интересно?!), в своих «Сумерках богов» писал: «Больной — это паразит общества». Не удивительное ли согласие между этими двумя господами?!

Во времена Христа в иудействе было два основных направления — фарисейство и саддукейство. Первые признавали и Бога, и ангелов, и душу, и бессмертие. Саддукеи же всё это отрицали, то есть были атеистами. Но вот парадокс: все они были в одной синагоге, вместе судили Христа. Почему?

Христос сказал, что царство Божие внутри человека, и видимым образом оно не придёт, то есть не будет ожидаемого земного благоденствия. Это для иудеев обоих направлений было ужасной ересью, ибо, по их убеждению, Мессия для того и придёт, чтобы устроить царство Божие на земле. Отец Александр Мень писал, что в иудаизме нередко понятие царства Божия связывали с внешним торжеством Израиля и фантастическим благоденствием на земле. Святой Ефрем Сирин о воцарении антихриста писал, что «всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его… иудеи».

И многие христиане (не Церковь!) заражены той же идеей земного царства Божия. Уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) обличал иудействующих христиан. В России это — ожидание царя-помазанника. Но что писали об этом наши русские святые? Преподобный Нектарий Оптинский на вопрос: «Будет ли царь в России?» — отвечал: «Антихрист, антихрист, антихрист». Преподобный Зосима Соловецкий: «Когда услышите, что пришёл на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это — антихрист». Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль [Мф., 5:13] предвещает их и ясно обнаруживает, что [наш] народ может и должен сделаться орудием гения из гениев [антихриста], который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии».

Земное царство, всемирная монархия Христа — это извращённое понятие, которое станет центральной идеей антихриста. Как избежать его? Находясь даже в подобной атмосфере, должно смотреть умом туда, вверх, а не сюда, в землю. И чем бы мы ни занимались, никогда недолжно забывать о смысле человеческой жизни, о том, что мы смертны и потому, по слову апостола Павла, не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр., 13:14).

— Есть ли принципы православного ведения хозяйства?

— Главный принцип — стараться всеми силами соблюсти основной закон человеческой жизни, подтверждённый Самим Христом: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12). Этот закон непоколебим, он действует всегда и не зависит ни от каких внешних обстоятельств.

Основа же, на которой лишь может православный предприниматель вести свои дела по-христиански, показана в замечательных словах преподобного Иоанна Пророка: «Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что». Под смирением в данном случае подразумевается прежде всего твёрдая вера в благой и премудрый промысл Божий, который всё в жизни человека устраивает к его духовной пользе, его спасению. Это смирение предполагает принятие любых результатов своей деятельности, в том числе и полный её провал, с благодарностью Богу. Но такая вера возможна лишь при условии, что человек стремится во всём поступать по воле Божией. И эта вера вознаграждает его в преизбытке в самом серьёзном вопросе — избавляет его от уныния и отчаяния в неудачах, спасает от тщеславия и гордыни в успехах.

Есть много различных моментов в организации предпринимательской деятельности, которые, оздоровляя духовную и нравственную атмосферу коллектива, способствуют его внешнему успеху.

Вот знакомый предприниматель. Он хорошо платит, люди туда готовы идти. Но он ввёл строжайшее правило: кто будет «упражняться» в пошлых словечках, ругаться, затевать всякие перебранки, уже не говоря о пьянстве, увольняется с работы. И ему удалось добиться здоровой нравственной атмосферы в коллективе, что встретишь нечасто. У него на предприятии устроен небольшой домовый храм, продаётся выверенная православная литература, диски. Обращено внимание на одежду. Полуголых женщин там нет.

Замечательный пример православного хозяйствования можно видеть у настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), который организовал крупный сельскохозяйственный комплекс «Воскресение» в Рязанской области.

Дай Бог, чтобы такие нравственные оазисы стали добрым началом для всех, стремящихся строить свою хозяйственную деятельность на православных принципах.


1 Митинг российской молодёжи на Манежной площади, прошедший 11 декабря 2010 года, против этнопреступности в связи с убийством выходцами с Кавказа болельщика «Спартака». Протестная акция переросла в крупные столкновения с милицией и ОМОНом. В результате пролилась кровь и многие митинговавшие были задержаны.

http://pereprava.org/privacy/2076-strashnee-vsego-teplohladnost.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru