Вестник Русской линии | Дмитрий Сафонов, Ф. Тараторкин | 01.01.2001 |
Во вторник в Киеве состоялся поместный собор так называемой Украинской православной церкви (Киевский Патриархат), которую возглавляет «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» Филарет Денисенко. Поместный собор его самозванной церкви призвал руководство Украины «умножить усилия по созданию благоприятных условий для объединения украинского православия, признанию единой поместной Украинской православной церкви уже в 2001 году», как об этом говорится в обращении собора. Участники собора выразили поддержку руководству Украины «в деле укрепления стабильности украинского общества, построения украинского государства, особенно в сфере духовности, укрепления морали людей на евангельско-христианской основе, сохранения и расширения диапазона общения на украинском языке».
Они также поблагодарили руководство государства за поддержку идеи создания единой Поместной Украинской Православной Церкви, а также за приглашение Вселенского Патриарха Варфоломея посетить Украину.
Кроме того, Собор принял обращение к архиереям, духовенству и мирянам Украинской автокефальной православной церкви, а также всем православным людям в Украине, которых призвал к объединению в единую Поместную Украинскую Православную Церковь, которой пока еще не существует.
«Мы рады и полны надежды, что в последний год XX-го столетия наши обоюдные желания об объединении украинского православия в единую Поместную украинскую православную церковь обрело более четкие очертания и конкретный смысл», — подчеркивается в обращении.
В документе также отмечается, что собор УПЦ Киевского патриархата в 2000 году выразил поддержку процессу объединения, и теперь такая поддержка будет выражена «соборно, от лица всей церкви (УПЦ (КП)».
В обращении также отмечается, что к делу объединения православия в Украине присоединились Константинопольская Патриархия и лично Вселенский Патриарх Варфоломей. «Приложим больше усилий, чтобы желаемое объединение стало действительностью уже в первом году нового столетия», — говорится в заявлении.
Собор Украинской православной церкви (Киевский патриархат) принял обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею, в котором приглашает его приехать в Киев в конце мая.
«Мы глубоко благодарны Вам за усилия в последнее время, за ваши молитвы о том, чтобы в Украине образовалась единая поместная украинская православная церковь, чтобы наступил конец разъединения украинского православия», — говорится в обращении.
«Основная причина разъединения — слишком печальное и тяжелое наследие чужестранного господства над Украиной, тоталитаризма и безбожия», — подчеркивается в документе.
Особую благодарность участники Собора выражают Константинопольскому Патриархату за то, что он признает присоединение Киевской метрополии к Московскому патриархату в 1686 году «незаконным, совершенным не по православным принципам».
Глава УПЦ (КП) Филарет Денисенко назвал данное обращение Собора «благоприятным и уместным», поскольку Вселенский Патриарх Варфоломей уже получил приглашение посетить Украину от президента Леонида Кучмы, председателя Верховной Рады Ивана Плюща и 240 народных депутатов, а также главы правительства Виктора Ющенко.
В конце мая будет отмечаться день Киева, также в мае будет еще продолжаться праздник Св. Пасхи. В Киеве соберется много гостей и верующих, к которым сможет обратиться с приветствием Вселенский Патриарх Варфоломей, отметил Филарет.
Филарет также напомнил, что в июне в Киев должен прибыть с визитом Папа Римский Иоанн Павел II и желательно, чтобы «Вселенский православный Патриарх прибыл в православное государство» раньше Папы Римского.
Он выразил надежду, что Вселенский Патриарх прибудет не с «пустыми руками», и с его приездом «состоится каноническое вхождение поместной украинской церкви в мировое православие».
Последние действия Патриарха Константинопольского показывают, что на Украине, как и в Эстонии, он стремится к проведению политики, направленной на установление своей юрисдикции на канонической территории Московского Патриархата. Открытая поддержка Патриархом Варфоломеем раскольников-автокефалистов в случае его визита на Украине станет примером полного попрания канонов Церкви и, возможно, приведет к окончательному разрыву между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом. Напомним, что отношения между Москвой и Константинополем итак осложнены до крайности антиканоническим стремлением Патриарха Варфоломея к утверждению юрисдикции Константинопольского Патриархата над православными приходами Эстонии.
В разговоре с корреспондентом Страны.Ru протоиерей Николай Балашов, и.о.секретаря по межправославным связям и заграничным учреждениям Русской Православной Церкви Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, отметил следующее:
«Позиция Московского Патриархата (МП) заключается в том, что единственной каноничной Православной Церковью на территории Украины является Украинская Православная Церковь (МП), возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом). В ходе своего визита в Московский Патриархат в 1993 году Патриарх Варфоломей заявил, что признает только одного канонического митрополита Киевского, а именно митрополита Владимира. Это заявление никогда не было дезавуировано. Однако, в настоящее время мы видим, что отчасти под влиянием причин не церковного, а политического свойства, происходит некоторый сдвиг в позиции Константинополя. Мы находимся с Константинопольским Патриархатом в диалоге по этому вопросу, продолжается переписка и происходят личные контакты представителей Московского и Константинопольского Патриархатов». В этой связи о. Николай Балашов выразил надежду на то, что «в процессе диалога мы сможем приблизиться к общему пониманию вопросов». Он также подчеркнул, что непременным условием такого диалога является согласование с Московским Патриархатом всех действий Константинополя, предпринимаемых в связи с украинской проблемой.
Отец Николай Балашов подчеркнул, что жесткое заявление Священного Синода в отношении Константинополького Патриарха, принятое 8 ноября 2000 г. в связи с ситуацией в Эстонии, не означает, что Московский Патриархат отказывается от встреч и диалога с Константинопольским Патриархатом. О. Николай надеется, что «при должном отношении к делу Константинопольский Патриархат может внести положительный вклад в решение вопроса о церковных расколах на Украине», подчеркнув, однако, что «подходы, которые предлагают представители Константинопольского Патриархата, их взгляды на существо взаимоотношений между Украинской Православной Церкви и раскольническими группами для нас, как и для миллионов верующих на Украине, порой представляются неприемлемыми».
История нынешнего украинского раскола весьма сложна. Филаретовская ее часть не исчерпывает всего существа происходивших в церковной жизни Украины в последние годы процессов.
В 1990 г. после смерти Патриарха Пимена (Извекова) влиятельный, почти всесильный архиерей митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был не только одним из претендентов на избрание новым Патриархом. Он был уже избран Патриаршим Местоблюстителем, и с 4 мая по 6 июня 1990 г. фактически исполнял обязанности Патриарха и возглавлял работу по созыву Поместного Собора. Но Патриархом Филарет не стал. Летом 1991 г. он еще принимал новоизбранного Патриарха Алексия II в Киеве, призывал бороться с раскольниками-автокефалистами (с теми из украинских националистов, которые требовали независимой церкви для независимой Украины). Еще весной 1992 г. он участвовал в Архиерейском Соборе и убеждал архиереев дать Украинской Церкви каноническую самостоятельность, хотя уже с 1990 г. украинское церковное управление обладало самой широкой автономией во всех внутренних церковных делах. Филарету было мало даже широкой автономии. Не став Патриархом Московским, он стремился к патриаршеству хотя бы в пределах Украины, в чем митрополита Киевского весьма поддерживал в то время президент Леонид Кравчук, а еще более поддерживали националисты-радикалы из Верховной Рады.
Положение Филарета осложняли СМИ. В «Огоньке» Александр Нежный опубликовал в 1991 г. две статьи о Филарете. Журналист обвинил митрополита Киевского в жестоком обращении с духовенством (епископа Ионафана, одного из украинских архиереев, от Филарета прятали монахи чуть не в подвале — боялись за жизнь епископа), в нарушении монашеских обетов, выразившемся в многолетнем сожительстве с некоей Евгенией Петровной и их с Филаретом детьми (!). Обвиняли Филарета и в многочисленных финансовых злоупотреблениях, присвоении церковных денежных средств, во взяточничестве. Ситуация для Филарета складывалась критическая.
Однако самое непредвиденное и печальное для Филарета произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в марте 1992 г. Большинство украинских архиереев по вопросу о независимости Украинской Церкви поддержало не его, а архиереев российских. Общий голос украинских епископов был таков: наша паства нас не поймет и отвергнет, если, вернувшись с Собора, мы сообщим ей, что теперь являемся не частью Русской Православной Церкви, а самостоятельной юрисдикцией. Дело обернулось для Филарета всеобщим порицанием и требованием уйти на покой и обеспечить проведение выборов нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Приняв смиренный вид, митрополит Филарет заявил, что если для достижения церковного мира на Украине «требуется Иона», он готов «стать таким Ионою». Филарет имел в виду образ ветхозаветного пророка Ионы, которого Господь наказал за непослушание Его воле угрозой кораблекрушения, и спутники пророка решили выбросить Иону за борт, чтобы тем самым отвести от себя гнев Божий и не быть потопленными в морской пучине. Выброшенный ради спасения судна и путешественников пророк Иона оказался во чреве морского чудовища… Архиереи в большинстве своем оценили витийство митрополита Киевского, решились ему поверить и предложили дать крестоцеловальную клятву, что он уйдет на покой после избрания своего преемника, хотя некоторые призывали Патриарха Алексия II: «Не верьте Филарету, он все равно обманет!».
И Филарет обманул. Вернувшись в Киев, он 7 апреля 1992 г., в праздник Благовещения, во Владимирском кафедральном соборе заявил, что Собор в Москве был для него Голгофой, где его распинали, и претерпел он все это ради независимости Украинской Церкви. Потрясенный Патриарх Алексий II обратился к Филарету с телеграммой-запросом: правда ли то, что мы узнаем о ваших словах? Филарет ответил — и это был его последний ответ Патриарху Московскому — в том смысле, что это не его, Патриарха Московского, дело, все происходящее на Украине в церковных делах относится к исключительному ведению самого Филарета и никого больше. Это был раскол.
Одновременно Филарет начал выступать в соборе, по телевидению и в прессе только по-украински, хотя язык знал слабовато, но новое положение митрополита-раскольника требовало воздержаться от употребления русского языка. Кроме того, необходимо было начать переговоры с прочими раскольниками — теми самыми, которых еще год назад Филарет страстно обличал. Вероятно, для достижения большей сговорчивости собеседников Филарет при поддержке друзей во властных структурах присвоил кассу Киевского Экзархата, огромные по тем временам средства, став тем самым богатейшим из раскольников, а также оформил на себя здание епархиального управления и митрополичью резиденцию в центре Киева. Вызванные Филаретом в Киев на архиерейское совещание украинские епископы отказались явиться к нему. Всем все стало ясно: Филарет, в то время формально еще не лишенный сана, больше не собрат каноническим епископам Украины. Зато прочие раскольники приступили, пусть и без большого энтузиазма, к переговорам с Филаретом, поставив перед ним ряд условий, преимущественно кадровых и финансовых. Большинство из достигнутых на этих переговорах договоренностей стали для Филарета трамплином для получения высшей власти среди раскольников и, соответственно, титула «патриарха Киевского и всея Руси-Украины» (!).
В Москве же (и в Киеве, среди сохранивших верность Патриарху Московскому архиереев и приходов, которых всегда оставалось большинство) шла подготовка к избранию нового Предстоятеля Украинской Церкви. Им стал митрополит Владимир (Сабодан), до этого митрополит Ростовский и Новочеркасский, управляющий делами Московской Патриархии, а еще раньше — ректор Московской Духовной Академии и Семинарии. Только несколько епископов (два-три, их число постоянно колебалось) и священников, безоговорочно поддержав Филарета, стали активно участвовать в его церковной политике — захвате храмов и церковного имущества, избиении священнослужителей и верующих «московской церкви», угрозах и шантаже епископов Московского Патриархата. Москва запретила Филарета в служении, затем лишила сана, потом лишила монашеского звания (теперь он уже не может называть себя монашеским именем) и, наконец, в 1997 г. отлучила от Церкви через анафематствование.
Теперь главной задачей Филарета становится своего рода борьба за легитимность — за то, чтобы в каноническом, а не раскольничьем церковном мире его хотя бы кто-то признал. С этой целью Филарет отправляется к Патриарху Константинопольскому Варфоломею, получает от него осторожную поддержку, которую впоследствии Патриарх Варфоломей спешно дезавуирует. Колебания Вселенского Патриарха Варфоломея объяснимы: Константинопольский Патриархат, пленник турецких властей в крохотном предместье Стамбула Фанаре, не имеет никакого реального влияния на церковную политику где бы то ни было. Именно поэтому Вселенский Патриарх умело использует приключающиеся поводы для подчеркивания своей «вселенскости». Поводы бывают удачные — канонические споры в Эстонии; раскол среди православных христиан Франции, часть из которых во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) еще в 1931 г. попросилась под омофор Константинопольского Патриарха, чтобы не давать подписку о лояльности советской власти, — да так и осталась в юрисдикции Константинополя. Теперь Украина. Трудно заподозрить Патриарха Варфоломея в какой-то особенной злонамеренности. Скорее всего, Вселенский Патриарх искренне верит, что под омофором Константинополя всем неприкаянным юрисдикциям будет лучше. Но вот будет ли лучше — в этом сомневаются очень многие, почти все, кроме самого Вселенского Патриарха. Тем более что речь, как правило, идет о раскольниках, которым крайне затруднительно обосновать собственную каноническую правоспособность.
Первые попытки Филарета, ставшего-таки «патриархом» Киевским и всея Руси-Украины, заручиться поддержкой Константинополя были для него сплошным разочарованием. Пока в 1999 г., а в особенности в прошлом году, Патриарх Варфоломей не заявил, что горячо поддерживает стремление верующих Украины к объединению в единую, общую для всех Украинскую Православную Церковь. Логика Филарета: кто же еще может возглавить такую единую и признанную Вселенским Патриархом церковную юрисдикцию, как не он, «патриарх Киевский»? Московский Патриархат заявляет решительный протест, украинские автокефалисты готовы к переговорам, Константинопольский Патриарх пока держит паузу. На ком остановит он свой выбор? Не на Филарете ли? «Упаси Бог!» — отвечает на это абсолютное большинство православных верующих Украины и России.
Теперь же, как выясняется, сторонникам лжепатриарха Филарета настолько не терпится засвидетельствовать о своей религиозной гегемонии в Украине, — пусть она даже и не отражает ни в коей мере реальной ситуации в церковной жизни, — что они готовы выдавать желаемое за действительное, вменяя Константинопольскому Патриарху высказанное намерение в совершенное деяние. По справедливости же даже сегодня еще трудно сказать, каким будет самое ближайшее будущее Православия на Украине, не говоря уже о его отдаленном будущем.
http://rusk.ru/st.php?idar=6024