Русская линия
Вестник Русской линии Ярослав Щапов01.12.2000 

МАКАРИЕВСКИЕ ПРЕМИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И ИХ ВОЗРОЖДЕНИЕ В 1994 — 1997 гг.

Русская наука в течение XIX в. энергично превращалась из занятия главным образом иностранцев и чудаков-оригиналов, какой ее видели прежде, в важную сферу национальной жизни, охватывавшую все большее число людей и дававшую заметные результаты в различных областях и гуманитарного, и естественного, и технического знания. Одним из показателей развития научного знания было учреждение в этот период ряда премий. Премии учреждались и Императорской Академией наук, и частными лицами — состоятельными гражданами, осознававшими необходимость материального поощрения талантливых людей, преданных науке, независимо от того, кем они были — преподавателями учебных заведений, горными инженерами, чиновниками канцелярий или священнослужителями. Учредитель клал в банк определенный капитал или покупал облигации государственного займа, процентные поступления от которых за два или три года и составляли сумму премии.
Академия наук еще в XVIII в. практиковала время от времени объявление научных «задач», решение которых ею поощрялось. Но постоянными денежные премии за лучшие сочинения стали со времени учреждения камергером П.Н. Демидовым в 1831 г. ежегодных академических Демидовских премий1. В дальнейшем число премий за научные работы по самым разным темам значительно увеличилось. В память о графе С.С. Уварове, президенте Академии наук и министре народного просвещения, с 1857 г. его сыном были учреждены «Награды графа Уварова». Ломоносовская премия существовала с 1867 г., Пушкинская — с 1882 г. и т. д.
Будущий митрополит Макарий (Булгаков), тогда еще только что постриженный иеромонах, в 1841 г., при поступлении на первую должность — бакалавра Киевской духовной академии (он начал преподавать русскую церковную и гражданскую историю), дал обет все деньги за свои печатные труды собирать до тех пор, пока из них не составится значительная сумма и можно будет на проценты от нее учредить «ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвятивших себя делу науки и общеполезных знаний"2. Начав публиковать в 1842 г. свои проповеди и историко-церковные работы, он стал со временем автором многочисленных трудов. Среди них — сделавшее эпоху в преподавании «Введение в православное богословие», легшее в основу его капитального пятитомного «Православного догматического богословия», и «История Русской Церкви» в 12 томах, которые много раз переиздавались.
В 1867 г., когда в распоряжении высокопреосвященного Макария оказалась сумма 120 тыс. руб., он, тогда уже архиепископ Харьковский и Ахтырский, обратился к обер-прокурору Святейшего Синода графу Д.А. Толстому с просьбой направить эти средства в Государственный банк или Государственное казначейство для учреждения после его смерти премий его имени. Этот дар был с благодарностью принят, были высочайше утверждены положения о присуждении премий и создана особая комиссия для осуществления этого дела.
Продолжая публиковать новые работы и получать гонорары, архиепископ Макарий, назначенный в 1868 г. на Литовскую и Виленскую кафедру, не ограничился учреждением этих будущих академических премий, но, заботясь о развитии науки и знания и в церковной области, передал 25 тыс. руб. воспитавшей его Киевской духовной академии на премии за работы в области духовной литературы. Более того, для повышения уровня преподавания в духовных учебных заведениях он учредил в том же году с помощью Святейшего Синода еще одну премию — 1 тыс. руб. за лучшие учебники и учебные пособия по предметам, преподаваемым в семинариях и духовных училищах3. Таким образом, митрополитом было учреждено четыре Макариевских премии: академическая, две синодальные и одна для Киевской духовной академии.
После смерти митрополита Макария (он умер 9 июня 1882 г.) министерством народного просвещения и Святейшим Синодом были утверждены (для каждого учреждения свои) Правила о порядке присуждения премий. Основные («большие») премии должны были присуждаться ежегодно поочередно: Святейшим Синодом — по четным годам, Академией наук — по нечетным и вручаться традиционно 19 сентября, в день рождения их основателя. Эти премии просуществовали до начала XX в. — последнее присуждение их от имени Академии наук состоялось в 1913 г., от имени Святейшего Синода — в 1917.
Макариевские премии присуждались Академией наук начиная с 1885 г. по всем разделам знаний. «Отчеты о присуждении премий» зачитывались на публичных собраниях Академии и до 1913 г. публиковались вместе с подробными письменными рецензиями в виде особых брошюр (последняя публикация за 1913 г. — в 1915 г.), как Приложения к «Запискам Императорской Академии наук». Рассмотрение каждой работы поручалось Академией наук соответствующему крупному специалисту университета или другого высшего учебного заведения России, и это поручение рассматривалось как почетное: с начала XX в. рецензентам стали вручать памятную золотую медаль с надписью: «От Императорской Академии наук по премии митрополита Макария"4. Экспертный совет состоял только из академиков соответствующих специальностей во главе с непременным секретарем Академии. С отчетами на публичных собраниях выступали академики А.Н. Веселовский, Н.Ф. Дубровин, А.П. Карпинский, С.Ф. Ольденбург, А.А. Шахматов и др. Присуждались 2 полные премии (по 1,5 тыс. руб.) и 3 неполные (по 1 тыс. руб.). С 1897 г., в связи с денежной реформой и повышением курса рубля, размер премий был несколько сокращен.
По гуманитарным наукам премии получили 38 человек, среди них — известные историки М.С. Корелин, А.А. Кочубинский, Д.Ф. Масловский, Д.М. Петрушевский, А.Н. Савин, Т.Д. Флоринский, Г. В. Форстен, военный теоретик А. Редигер; филологи Н.М. Бубнов, А.Л. Дювернуа, М.И. Михельсон, В.Н. Перетц, А.Л. Петров, В.А. Францев, Л.В. Щерба и др. — авторы трудов по русской и всеобщей истории, этнографии Белоруссии, военной истории, истории вероисповеданий, истории права, славянской лингвистике. Премиями награждали за одну или за несколько книг по одной теме. Некоторые авторы удостоились премий дважды. За работы, заслуживающие поощрения, но на которые не хватало средств, давали почетные отзывы. Такие отзывы получили историки и филологи — В.В. Бобынин, В.А. Истрин, Г. З. Кунцевич, В.А. Чаговец, С.К. Шамбинаго, А.В. Экземплярский и др. Были награждены за все время две женщины: С.А. Давыдова за исследование «Русское кружево» (премия была вручена после опубликования работы) и М.В. Безобразова за книгу «К истории просвещения в России».
По естественным наукам было присуждено 18 премий и 11 почетных отзывов. Среди награжденных — такие классики науки, как В.В. Докучаев («Русский чернозем»), С.О. Макаров (две премии, 1887 и 1893 гг.: за исследования вод Средиземного моря и Тихого океана), И.В. Мушкетов (две премии: «Геологическое описание Туркестана» и «Физическая геология») и др. Таким образом, Макариевские премии присуждались Академией наук за выдающиеся работы по всем отраслям знаний (кроме богословия).
Святейший Синод присуждал премии начиная с 1884 г., причем не раз в два года, а ежегодно. Сведения о них публиковались в издававшемся Санкт-Петербургской духовной академией «Церковном вестнике», а с 1898 г. — в «Церковных ведомостях». Представленные на конкурс работы рассматривались членами Учебного комитета (его председателем на рубеже веков был будущий священномученик Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и утверждались Святейшим Синодом по двум разделам:
1) по предметам богословских наук и духовному образованию (полная премия — 1,5 тыс. руб., неполная — 1 тыс. руб.),
2) за лучшие учебники и учебные пособия по предметам семинарских и училищных программ (полная — 1 тыс. руб., неполная — 500 руб.)
При этом премий удостаивались работы не только по богословским наукам, но и по истории Церкви, филологии и другим учебным дисциплинам (психология, математика). Так, премиями были отмечены работы А.И. Алмазова («Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви»), Т.В. Барсова («Святейший Синод в его прошлом»), Г. А. Воскресенского («Древнеславянское Евангелие» и «Древнеславянский Апостол»), И.И. Малышевского («Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские»), И.Д. Мансветова («Церковный устав, его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви»), А.С. Павлова (две премии — за исследования «Номоканон при Большом Требнике» и «50-я глава Кормчей книги»), С.А. Белокурова («Арсений Суханов»), А.П. Голубцова (две премии — за работы «Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара» и «Соборные чиновники и чиновники московского Успенского собора»), Н.К. Никольского («Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений»), И.Е. Евсеева («Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе»), Н. Серебрянского («Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле»), священника П.А. Флоренского («Столп и утверждение истины»), Николая Ярушевича, будущего митрополита («Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича»). В. Жмакин за работу «Митрополит Даниил и его сочинения» получил почетный отзыв.
За учебники и учебные руководства были премированы С.В.Смоленский («Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца»), И.С. Бердников (две премии — за «Основные начала церковного права» и «Краткий курс церковного права»), А.П. Доброклонский («Руководство к истории Русской Церкви»), В.М. Металлов («Азбука крюкового пения»); Г. И. Челпанов («Учебник психологии»), Н.И. Билибин («Курс тригонометрии»).
Макариевские премии прекратили свое существование в советское время. В декабре 1917 г. Поместный Собор в своих определениях предусматривал присуждение их в 1918 г., однако это уже не могло быть осуществлено.

В конце 1994 г., во время подготовки нового издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), директор издательства Спасо-Преображенского Валаамского монастыря С.Л. Кравец выступил с инициативой восстановления Макариевских премий, которая нашла одобрение у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и поддержку Мэра Москвы Ю.М. Лужкова. В дальнейшем к этим двум учредителям присоединился Президент Российской академии наук Ю.С. Осипов.
Учредителями был создан Фонд по премиям памяти митрополита Макария (Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 20 февраля 1995 г.) и Комитет Фонда, которые взяли на себя организацию и подготовку дела присуждения премий.
Для сохранения преемственности восстанавливаемых Макариевских премий с прежними и в связи с юбилеем 850-летия Москвы учредители и Комитет Фонда организовали в 1997 г. первый конкурс и присуждение премий по двум темам:
1) «История Русской Православной Церкви»,
2) «История Москвы».
По каждой из номинаций были учреждены 6 премий: одна первая (5 тыс. дол. в рублевом эквиваленте), две вторых (по 2,5 тыс. дол.) и три третьих (по 1 тыс. дол.) Кроме того, было предусмотрено по одной премии (1 тыс. дол.) для молодых исследователей.
Экспертный совет, составленный из светских и церковных историков, специалистов по истории Москвы и истории Русской Церкви, представлявших Российскую академию наук, Московский государственный университет, Московскую духовную академию и учреждения Московского Патриархата, организовал рецензирование и обсуждение специалистами работ (общее число — 46), принятых на первый конкурс.
По истории Русской Церкви на конкурс было подано 22 работы. Первая премия присуждена старшему научному сотруднику Института славяноведения и балканистики РАН кандидату исторических наук И.И. Калиганову за исследование «Георгий Новый у восточных славян». Это серьезный труд, результат двадцатилетней работы автора над темой, который можно назвать уникальным событием научной жизни. В нем рассматриваются все источники, относящиеся к мученической кончине (в 1515 г.) и последующему прославлению и почитанию на Балканах и в России святого, пострадавшего за православную веру после завоевания турками Балкан. В основу работы положены результаты изучения рукописей, в большей части найденных автором. Исследователь определяет авторство произведений, посвященных Георгию Новому, литературные, музыкальные и литургические особенности созданных в разное время и в разных местах церковных служб ему, судьбу его святых мощей, историю появления его икон и его почитания в разных странах. Соискатель доказал, что автором русского жития святого был новгородский пресвитер Илия; ему удалось найти его автограф, что позволило проследить историю текста жития при включении его новых редакций в Минеи-Четии, составленные архиепископом Макарием. Изучение болгарской и русской служб, стихира за стихирой, песнь за песней, позволило установить историю составления обеих служб. Изучены местоположение святых мощей мученика в Софии, причины различия дат почитания его памяти в болгарском и русском житиях. Подготовлены к изданию житие проложной редакции, русская служба святому. Особый интерес представляет исследование мощей и икон святого Георгия Нового на Руси, что является новаторской работой автора.
Вторую премию получил иеромонах Дамаскин (Орловский) за печатный труд «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской (Русской) Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» в двух книгах, изданных в Твери в 1992 и 1996 гг. Это ценное церковно-историческое исследование, посвященное истории жизни и смерти за веру Христову иерархов, монашествующих, духовенства и мирян Русской Церкви в годы гонений на нее и стремлений со стороны государства уничтожить в людях веру. Автор подвижнически собрал уникальные и бывшие в то время, когда он работал, практически недоступными сведения о мучениках за веру — в центральных и местных архивах, в семьях погибших, путем опроса свидетелей и современников их подвигов — и создал значительный труд, показывающий, что и в годину безверия и земной безнаказанности за святотатства всегда были люди в Церкви, следовавшие за Христом и своим подвигом не позволившие воцариться на земле греховной тьме. Работа особенно актуальна в связи с ведущейся подготовкой к канонизации новомучеников в Русской Церкви.
Вторая премия присуждена магистру богословия, первому проректору Московских духовных академии и семинарии архимандриту Макарию (Веретенникову) за исследование «Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси» (1993. Машинопись). Это единственный в историографии опыт монографического исследования жизни и деятельности выдающегося деятеля Русской Церкви, с именем которого связана целая эпоха в истории Православной Церкви и Российского государства. Автор скрупулезно и с большим знанием предмета и эпохи собрал всевозможные свидетельства источников о жизни и разносторонней деятельности митрополита Макария на всех этапах его жизненного пути, показал его огромный вклад в историю русской культуры, письменности, историографии, агиографии и др. В приложениях приведены два свода публикаций: «Письменное наследие митрополита Макария» и «Эпоха митрополита Макария в документах», частично найденных самим автором, а также службы святителю.
Лауреатом третьей премии стал подполковник Федеральной пограничной службы, кандидат исторических наук А.В. Байдаков, автор диссертации «Православное духовенство Русской армии и флота (вторая половина XIX — начало XX в.)» (1995. Машинопись). Это серьезное научное исследование важной для истории России и Русской Церкви, особенно в наше время, темы Православия в российских вооруженных силах дореволюционного периода. Показаны поддержка государством деятельности духовенства в армии и флоте, значение Православия в воспитании и обучении воинов.
Третья премия присуждена ведущему научному сотруднику Института славяноведения и балканистики РАН доктору исторических наук Б.Н. Флоре за подготовленную к печати книгу «У истоков религиозного раскола славянского мира» (XIII в.)». Это крупное научное исследование исторически важной и недостаточно изученной проблемы религиозного отделения западных славян, ставших приверженцами католицизма, от восточных и южных славян, сохранивших Православие. Автор рассматривает этот раскол в эволюции, начиная с XI в., и объясняет его рядом политических и религиозных причин, в том числе экспансией католического мира, направляемого папством, которая осуществлялась в виде то прямого вооруженного наступления, то миссионерской деятельности. Показано использование этого процесса светскими феодалами для укрепления своей власти там, где они, в противоположность русским князьям, не отступавшим от Православия, искали поддержки у Латинской Церкви. Отмечено, что во второй половине XIII — начале XIV в. враждебное отношение к православному миру, выражавшееся в крестовых походах, пожаловании славянских земель католическим государям и пр., достигло предельной остроты. Ответное отношение на Руси, на традиционной православной почве, формировалось в связи с этими акциями. Модель отношений между Новгородом и государством крестоносцев, сложившаяся в XIII в., стала образцом, по которому строились отношения с латинским миром и Русским государством в XIV—XV вв. Автор рассматривает также роль Литвы и Ордынского завоевания в обострении религиозного антагонизма двух вероисповеданий у славян.
Третьей премии удостоен доцент Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин за книгу «Церковное право. Учебное пособие» (М., 1996). Этот капитальный труд представляет собой серьезный вклад в современную историко-церковную литературу. Он построен на изучении подлинных источников церковного права и богатой, что особенно важно, новейшей литературы. Разделы, посвященные каноническим памятникам и каноническому устройству Церкви в прежние эпохи, интересны обобщением существующих мнений, а основная часть книги, в которой трактуется послереволюционное состояние и развитие церковного права, ценна своим новаторским характером, будучи первым опытом изложения системы церковного права после 1917 г. Значение работы трудно переоценить, поскольку она, во-первых, способствует формированию канонико-правового сознания членов Церкви, и, во-вторых, восполняет пробел в построении отечественной правовой системы применительно к Церкви, который существовал более 70 лет.
Дополнительная премия присуждена научному сотруднику Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН А.Р. Ширгазину за книгу «Православные храмы Башкирии. История и архитектура (Каталог-справочник)» (Уфа, 1995). Это работа, представляющая собой публикацию материалов для Свода памятников архитектуры, является ценным трудом, посвященным истории Православия на одной из национальных окраин Российской империи, в Уфимской епархии. Автор сочетает историческое исследование истории Православия и духовенства в Уфе и ее окрестностях с историей местных храмов и их искусствоведческим анализом и реконструкцией на основе архивных и иллюстративных материалов. Книга хорошо документирована. Она принесет несомненную пользу не только при изучении истории Православия в крае, но и в практической работе, связанной с воссозданием и реставрацией храмов.
По истории Москвы на конкурс поступило 24 работы. Первая премия присуждена ведущему научному сотруднику Института российской истории РАН доктору исторических наук Н.В. Синицыной за исследование «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции XV—XVI вв.» В работе рассмотрены происхождение, первоначальное содержание и дальнейшая эволюция известной религиозно-политической концепции русского средневековья: Москва — Третий Рим. Эта концепция исследована автором в широком историческом контексте. В работе прослежены ветхозаветные корни концепции, показано ее появление на фоне всемирно-исторических событий, определивших положение Российского государства и Русской Православной Церкви, использование этой идеи в средневековье и в новое время вплоть до нашего века. В основу работы положено исследование сочинений Филофея Псковского и позднейших его переработок, а также весь круг памятников XV—XVII вв., в которых эта идея нашла свое выражение. Автор показывает, что эта концепция трактует судьбы Москвы в нераздельной связи с судьбами царства и Церкви; в первоначальном виде она содержала идею о Руси, как вместилище истинного христианского царства, зародившегося в раннюю христианскую эпоху. Книга вносит вклад в решение одной из важных задач современного гуманитарного знания — достижение синтеза церковной и светской науки. Автор показывает, что многие положения, обоснованные в свое время митрополитом Макарием и поставленные под сомнение наукой конца xix-xx в., находят подтверждение и в ходе новейших исследований. Книга включает наряду с исследованием издание текстов, на основе которых она построена.
Второй премии удостоен руководитель сектора археологии Москвы Института археологии РАН доктор исторических наук Л.А. Беляев за книгу «Древние монастыри Москвы (конец XIII — начало XV в.) по данным археологии» (М., 1994). Это фундаментальное научное исследование, основанное на большом фактическом материале письменных и археологических источников, причем археологический материал собран самим автором в процессе исследования им культурного слоя Москвы в ходе работ 1980−1990-х гг. Представлена документированная картина возникновения и жизни первых московских монастырей XIII—XIV вв., их место в структуре и жизни Москвы. Основное внимание в книге уделено истории Богоявленского, Данилова и Высоко-Петровского монастырей, игравших особую роль в городе Москве и в России, а также рассмотрена история Спасского на Бору, Симонова, Чудова, Алексеевского, Сретенского и других монастырей того времени. Сделаны важные выводы об истории ранних монастырей; показано, что в рассматриваемое время далеко не все московские монастыри имели оборонительные функции, а в ранних монастырях вообще не было оборонительных укреплений. Исследование ценно выводами об истории отдельных монастырей, их первоначальных планах и облике, что имеет практическое значение и для реставраторов, и для историков Москвы.
Вторая премия присуждена недавно скончавшемуся члену Союза писателей кандидату юридических наук П.Г. Паламарчуку за четырехтомный каталог «Сорок сороков». Работа содержит подробное описание всех московских приходских и монастырских храмов и часовен, выполненное на основе опубликованных трудов и визуального изучения их автором; она включает не только церковно-историческую информацию, но и историко-архитектурное описание, указания на находящиеся в храмах святыни и захоронения. Каталог, изданный первоначально за рубежом и под псевдонимом, переработан и дополнен новыми данными. Работа представляет несомненную практическую ценность и вошла уже в число основных трудов по истории Москвы.
Третью премию получил старший научный сотрудник Института российской истории РАН кандидат исторических наук А.В. Ковальчук за исследование «Мануфактурная промышленность Москвы во второй половине XVIII в.» (1990. Рукопись). Работа основана на изучении найденных автором архивных материалов и критической оценке научной литературы, связанной с проблемой генезиса и развития капиталистических отношений в текстильной промышленности России. Автор рассматривает текстильное производство Москвы в общем русле развития русской промышленности XVIII в. и в то же время выделяет его как одно из наиболее характерных для второй столицы Российской империи. Показаны изменения в текстильном производстве, происшедшие в XVIII в. с созданием условий для свободного предпринимательства, но сохранением крепостнических принципов в управлении и руководстве экономикой города.
Третья премия присуждена заведующей отделом музея-заповедника «Московский Кремль», кандидату исторических наук Т.Д. Пановой за альбом-исследование «Клады Кремля». Работа представляет собой научное исследование и описание сокровищ, обнаруженных на протяжении последних столетий в земле Московского Кремля. Представлены материалы о княжеской сокровищнице, грамоты времен великого князя Димитрия Донского, полностью и в факсимильном виде не публиковавшиеся ранее, монетные находки разного времени. Книга прекрасно иллюстрирована и является ценным трудом по истории Москвы.
Третью премию получила старший научный сотрудник Института российской истории РАН кандидат исторических наук Г. Н. Ульянова за книгу «Благотворительность московских предпринимателей 1860 — 1914 гг.» (1995. Рукопись). Работа написана на основе изучения большого числа архивных и ведомственных материалов, не исследовавшихся историками. Она посвящена новой теме, не изучавшейся в советской науке: роли московских предпринимателей и их общественной организации — Московского городского общественного управления в развитии города, его учебных, культурных, медицинских учреждений, в организации социального обеспечения населения. В приложении дается «Биографический словарь московских благотворителей», в составлении которого использован метод «ретроспективного анкетирования». Словарь представляет самостоятельный научный интерес. Книга содержит много новых сведений, в частности таких, что из 148 крупных московских благотворителей 33 являлись церковными старостами; например, старостой кремлевского Благовещенского собора был винодел Смирнов, Архангельского — булочник Филиппов, Успенского — текстильщик М.А. Морозов, Казанского собора — Карзинкин и др.
Дополнительная премия присуждена сотруднику исторического факультета МГУ кандидату исторических наук А.Ю. Андрееву за работу «Московский университет в общественно-культурной жизни России начала XIX в.» (машинопись). Это кандидатская диссертация, в которой исследована роль Московского университета в эпоху, предшествовавшую Отечественной войне 1812 г. Автором привлечены не использовавшиеся архивы профессоров университета, ведомственные издания, дневники и мемуары преподавателей и студентов. Автор показывает, что реформы 1803−1806 гг., создание Университетского устава 1804 г. при важном участии попечителя университета М.Н. Муравьева способствовали подъему деятельности этого высшего учебного заведения России, научным исследованиям в нем, а университетская гимназия и благородный пансион готовили квалифицированных кандидатов, из числа которых набирали университетских студентов.
Возрожденные Макариевские премии были вручены лауреатам в традиционный день 19 сентября 1997 г. Президентом Российской академии наук Ю.С. Осиповым и Святейшим Патриархом Алексием II в Нескучном дворце — здании президиума РАН. Премиальный фонд конкурса, составляющий 28 тыс. долларов, был сформирован Акционерным коммерческим банком «СБС-АГРО», который возглавляет А.П.Смоленский.
Первое присуждение возрожденных премий показало, что исследования по обеим темам, выдвинутым на конкурс, ведутся в нашей стране, как в центре, так и на периферии. Стимулирование и поощрение исследований в этих областях исторической науки, привлечение к ним внимания молодых ученых, особенно к исследованиям на основе архивных документов, будут способствовать дальнейшему развитию их.
Премии памяти митрополита Макария вновь присуждаются в 1999 г. На этот раз тематика представляемых на конкурс и награждаемых работ расширена и приняты три номинации: история Православных Церквей, история Москвы и история России.
По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II настоящий номер «Исторического вестника» — органа Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова — полностью посвящен неопубликованным работам лауреатов Макариевской премии.
Возрожденные Макариевские премии призваны помочь созданию значительных научных работ по актуальным проблемам прошлого.

1 См.: Положение о наградах, учрежденных… П.Н.Демидовым // Acte de fondation de prix Demidoff. СПб., 1831, 1834, 1847; Каталог изданий Императорской Академии наук. 4.1. Периодические издания, сборники, отчеты и серии с 1726 по 1 июня 1912 г. СПб., 1912. С. 107.
2 Демидов В. Высокопреосвященный Макарий, митрополит Московский и Коломенский. СПб., 1879. С. 13−14; Жизнеописание высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского // Макарий, митр. История Русской Церкви. М., 1994. Кн. 1. С. 27.
3 См.: Демидов В. Там же. С. 14.
4 Смирнов В.П. Описание русских медалей. СПб., 1908. С. 591.

«Исторический вестник», N3−4, 1999 г. Научный журнал Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова

http://rusk.ru/st.php?idar=6014


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru