Русская линия
Православие.RuМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)26.03.2013 

Настоящие русские писатели воспринимали своё творчество как служение

Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент — о Дне православной книги, который прошел 14 марта, и о том, почему русская литература была для писателей служением Богу и людям.

Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент
Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент
— Владыка, почему День православной книги празднуется именно 14 марта?

— В этот день мы вспоминаем выход на Руси первой, точно датируемой печатной книги, — 14 марта 1564 года был издан «Апостол». Это событие имело важное культурно-историческое значение. До этого древнерусские книги представляли собой огромные фолианты. Тексты писались на листах из животного пергамента. Материал этот был недешевым. Переписчики его экономили, и между словами отсутствовали пробелы. Сами книги переплетали в доски, которые обтягивали кожей и украшали. Стоимость таких рукописных книг была сопоставима со стоимостью недвижимости. К примеру, за полный свод переписанной Библии необходимо было заплатить столько, сколько стоило нескольких сел с землями и крестьянами. Естественно, приобрести такую книгу мог далеко не каждый.

Благодаря деятельности диакона Ивана Федорова и его сподвижников книга получила большую доступность. С развитием книжного дела у людей появилась возможность приобщиться как к сокровищнице христианских ценностей, так и к научным познаниям. С началом книгопечатания заложена основа новой письменной культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени.

Первое время, естественно, издавалась духовно-нравственная, учебная и даже научная литература — переводная и оригинальная. Древняя Русь знала переводы с греческого, с латинского, с древнееврейского, знала произведения, созданные в Болгарии, Македонии и Сербии, знала переводы с чешского, немецкого, польского. Через богатую переводную литературу древнерусская литература усвоила лучшие достижения византийской и южно-славянских культур, стала литературой европейской и заняла свое место в мировой художественной культуре.

Тогда еще не было такого понятия как беллетристика. Романов и детективов, как жанра, не существовало, литература имела другие задачи. В изданной в 12 томах институтом русской литературы РАН антологии «Библиотека древней Руси» имеются сохранившиеся письменные произведения XI—XVII вв.еков. Основную часть их составляют слова, поучения, исторические произведения, агиографическая литература.

Главным в книжном деле того времени было распространение и укрепление веры и нравственных устоев общества, созиданию единой Руси. Князь, побеждающий врагов, делал это ради Святой Руси и православной веры. Про князя Дмитрия Донского не сказано, что он шел на Куликово поле сражаться за освобождение от дани, но показана истинная цель его похода: защита народа и веры Православной от «поганых».

— В чем для нас значимость Дня православной книги?

— Для нас этот проект является чрезвычайно важным и полезным по нескольким причинам. Прежде всего потому, что основной целью Дня православной книги является пробуждение читательского интереса к духовно-нравственной литературе. Как неоднократно отмечал Святейший Патриарх Кирилл, «современный человек не может быть православным христианином без чтения литературы, раскрывающей глубину и смысл Православной веры».

В эти дни проходит много встреч писателей с читателями, особенно с молодежью и школьниками, что дает возможность им познакомиться с современными авторами, их произведениях, а творцам слова понять, чем сейчас живут люди, узнать их потребности, надежды, ожидания.

В контексте проводимых мероприятий хотелось особо заметить, что на сегодняшний день в первую очередь остро стоит вопрос о предпосылках, способствующих возникновению и росту читательского интереса к литературе с христианской тематикой. У людей не просто ослабевает интерес к чтению: сегодня в России падает интерес к знанию. Последние 20 лет система образования ориентируется на то, чтобы научить школьника принимать информацию, но не осмысливать ее. И вообще на сегодняшний день в России принижена роль гуманитарного образования, оно считается рудиментом советского времени, причем происходит это на государственном уровне. Сокращение в школе количества часов на изучение русской литературы обедняет молодое поколение. У них теряется интерес к глубоким знаниям, а отсюда и к чтению вообще. Прилавки магазинов заполнены так называемой «заказной» литературой, создаваемой для пропаганды чужих культурных ценностей. Книжный бизнес строится на выпуске легкой беллетристики, а создание «высокой литературы» считается экономически невыгодным. Но сегодня нам нужна именно такая литература, которая способствовала бы духовному и культурному развитию человека.

Когда молодой человек после прочтения хорошей книги, посвященной истории России, ее социокультурным ценностям, сможет сказать: «Это моя страна! Это мой народ! Это моя культура!» — это, безусловно, хороший результат. Но о таком результате можно говорить тогда, когда у этого молодого человека изначально был соответствующий интерес. Если же он не интересуется историей страны; вопросы веры и поиска истины для него скучны, он такую книгу и в руки не возьмет. А если и возьмёт и прочитает без интереса, то это может дать даже отрицательный результат. Эта главная проблема сегодня — у молодежи низкий интерес к духовным и культурным познаниям.

— Не могли бы вы сказать несколько слов о связи духовной и светской литературы в России?

— Вначале стоит отметить, что в России литература духовная и литература светская — понятия несколько условные, так как не имеют сколько-нибудь устойчивого содержания и трактуются по-разному. И разделение на духовную и светскую литературу, возникшее в XVIII в., тоже можно назвать поэтому условным, а вот связь между ними, безусловно, имеется.

Все десять веков своего существования, несмотря на меняющиеся литературные течения и эпохи, русская литература питалась духовными соками Православия. Эта связь проявлялась в главном: в ориентировании читателя на высокие нравственные образцы. При составлении житий святых, — главного чтения на Руси, — авторы руководствовались стремлением познакомить читателя с высшим проявлением духовной силы человека. И в последующие века, за какую бы тему ни брались русские писатели, в основе их произведений всегда лежал этот духовный посыл, призывающий задуматься над своей жизнью. Будь то произведения Г. Р. Державина, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, В. Г. Короленко, А. И. Куприна или В. Г. Распутина, К. М. Симонова, Б. Л. Васильева, К. Г. Паустовского — везде мы этот посыл увидим. Евангельские притчи и символы, агиографические традиции, проблема закона и благодати оставались актуальными даже в литературе советского периода.

Именно это подняло русскую литературу на такой высокий пьедестал в мировой литературе. И в наши дни необходимо это сохранить.

— Восприняла ли классическая русская литература традиции древнерусской?

— В предыдущем вопросе мы уже затронули эту тему — связь литературы духовной и светской. В качестве дополнения к уже сказанному можно добавить, что древнерусская литература возникла не как средство развлечения и эстетического удовлетворения, но как средство служения Богу и человеку, с тем чтобы человек познал Бога. Литература Древней Руси имела воспитательный характер, формировала чувство ответственности писателя, особой ее спецификой являлся национально-патриотический пафос.

Традиции древнерусской литературы обнаруживаются в творчестве русских писателей XVIII—XIX вв.еков. Они прослеживаются в произведениях М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина и др.

Новый уровень усвоения традиций древнерусской литературы обнаруживает творчество А.С. Пушкина. Он не только использовал сюжеты и образы древнерусской литературы, но и прибегал к ее отдельным жанрам и стилю для воссоздания «духа времени». В поэме «Руслан и Людмила» поэт использовал имя главного героя древнерусской повести о Еруслане Лазаревиче — Руслан, а также эпизод с богатырской головой, хранящей меч. Неоднократно Пушкин обращался к русским летописям, поражаясь их «простоте и точностью изображения предметов». Романтизм поэзии М. Ю. Лермонтова опирался на героико-патриотические мотивы древнерусских исторических сказаний и преданий.

Достоевский в древнерусской литературе видел отражение духовной культуры народа, выражение его этических и эстетических идеалов. Иисус Христос в произведениях Достоевского присутствует всегда как высший нравственный идеал русского народа. В центре романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы» ставятся философские и нравственные проблемы смысла жизни, выбора, борьбы добра и зла. Именно проблема борьбы добра и зла породила феномен двойничества в творчестве Достоевского.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой использует эпические традиции древнерусских летописей и воинских повестей. Древнерусские произведения используются Толстым и в других художественных произведениях («Отец Сергий» — эпизод из «Жития протопопа Аввакума»). В философско-публицистических трактатах также широко использованы Евангельские притчи и символы.

Можно сказать, что вся русская литература вплоть до XX века существовала в контексте служения христианским ценностям.

— Творчество находится в прямой связи с нравственностью?

— Категория нравственности применяется в отношении к человеку, и если он безнравственен, то и творения его по большей части таковы. Художнику нельзя сделать заказ на написание нравственных вещей, так как это будет уже не творчество, не создание произведений искусства, а изготовление ремесленных изделий. Также и творчество писателя: он должен внутренне чувствовать границу между добром и злом. Еще А. С. Пушкин говорил: «Цель поэзии — не нравоучение, а идеал».

Как уже было сказано, все настоящие русские писатели, во многом, может быть, безотчётно, но воспринимали свое творчество как служение — Истине, своей стране, своему народу. Их творчество походит на те «звуки небес» из стихотворения Лермонтова, которых не могут заменить «скучные песни земли». Душа писателей томится по этим звукам, пытается их достичь и в своём творчестве преломить.

Обратимся к примерам. Жизнь и литературная судьба такого известного писателя, как Иван Сергеевич Шмелёв, — а из русских классиков, вышедших из литературы XIX века, он по времени наиболее нам близок, — демонстрирует как раз эту отличительную черту творчества как служения.

Он начинал писать на рубеже веков, но основные свои произведения, так уж получилось, создал в эмиграции. Судьба Шмелёва глубоко трагична и отражает судьбы многих русских людей того нелегкого времени: во время гражданской войны он потерял своего единственного сына Сергея, который, будучи молодым офицером, был расстрелян большевиками, несмотря на все попытки отца повлиять на приговор. Кроме этого тяжелого потрясения писатель и его семья перенесли невероятные лишения, страшный голод, ужасы резни в Крыму, занятом большевиками.

Однако и оказавшийся на чужбине, этот надломленный горем и истерзанный русский человек смог сохранить в своей душе божественный дар любви и творчества: он пишет произведения, являющиеся поистине гимном России ушедшей, России утерянной, той России, которую он знал и помнил. «Лето Господне», «Няня из Москвы», «Пути Небесные» — эти произведения делают Россию бессмертной, дают ей вечную жизнь, делают причастными своей стране русских людей последующих поколений, подчас родившихся и выросших на чужбине.

Можно упомянуть и о таком классике русской литературы, как Иван Алексеевич Бунин. Дворянин, русский писатель, он ни на секунду не предал свою страну, свой народ, категорически осудив революцию и все те идеи, которые ее подготовили. Успев эмигрировать, он и за границей являлся продолжателем традиций великой русской культуры и русской литературы. Зная и уважая И. С. Шмелёва, именно он деятельно содействовал его переезду во Францию, оказывая всяческую помощь и поддержку, хотя сам в то время находился в весьма плачевных жизненных обстоятельствах, и тем самым спас писателя. Это были сильные духом люди, обладавшие высоким благородством. Хотя они жили за границей, Россия была в их сердце.

Говоря о более поздней русской литературе, необходимо вспомнить авторов, писавших в жанре военной прозы, таких как В. П. Астафьева, К. М. Симонов, Б. Л. Васильев, В. В. Быков, Ю.В. Бондарев. По-другому их называют «поколение лейтенантов». Это люди, которые видели правду, не умели лгать на войне и не желали лгать пером, отразившие в своих произведениях трагедию воюющего человека, который вынужден убивать, чтобы спастись и отстоять страну.

Роман «Живые и мертвые» К. М. Симонова стал и своего рода откровением, правдиво показавшим весь ужас и трагедию войны, и живым откликом на Евангельский закон: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин.15:13). Цена победы в таком случае — не «малая кровь», а бесконечные жертвы. Жертвенность, любовь к ближнему требуют самоотречения. В связи с этим в русской военной прозе исчезает тема трагичности смерти, ее сменяет тема героичности — общая для всех военных писателей. Главной же в произведениях «поколения лейтенантов» стала тема человека на войне, так как война является своего рода лакмусовой бумажкой в проверке на человечность: или она есть, или ее нет.

Человек перед лицом смерти — самая типичная ситуация для героев Василя Быкова. В сердце человека постоянно идет борьба между добром и злом. И оказавшись перед лицом смерти, человек должен сделать последний осознанный выбор. И тема выбора — чью сторону принять — еще одна из ведущих тем во всех произведениях о войне. Подвиг — это нравственный перелом, это духовный подъем, результат осознанного перехода на сторону добра.

— А что можно сказать в этой связи о современной литературе?

— К сожалению, в современном литературном процессе широко распространено подражательство. Многие писатели в наши дни стремятся соответствовать так называемому «модному» стилю, представляющему собой набор из новейших тенденций европейской литературы. В стремлении быть модными и понятными современному обществу они игнорируют опыт русской литературной идентичности, и в итоге их тексты становятся мировоззренческим плагиатом, не приобретя при этом никакого своеобразия и оригинальности. Отрыв от традиций отечественной литературы, от духовных корней обедняет литературное творчество.

С другой стороны, следует признать, что в сложившейся сегодня на российском книжном рынке ситуации спрос рождает предложение. То есть современные писатели и книгоиздатели стремятся удовлетворять запросы общества на литературу. Люди отвыкают от чтения, заставляющего задуматься. И если говорить о запросах на литературу в современном обществе, то это в основном запрос на развлекательную литературу, которая не обременяет сознание. В целом же в сложившейся на данный момент ситуации можно говорить об упадке интереса к чтению как таковому. Высокая литература всегда дает толчок к размышлениям о многих важных вещах: о взаимоотношениях с Богом и людьми, о своем месте в жизни, о вопросах выбора. Но на сегодня мы имеем уже целое поколение, считающее такие размышления тяжелой работой для ума. Еще и поэтому серьезная литература не вызывает у современных читателей должного интереса. В провинции есть города, где нет ни одного книжного магазина, — печальный показатель отсутствия спроса уже на любую литературу.

Переводной литературы становится меньше, и качество перевода сильно падает. С классической литературой связана еще одна проблема: по причине возникшего в последние годы дефицита специалистов в этой области почти исчезла система классического комментирования. Даже книги по философии и истории издаются практически без справочного аппарата. Это одна из наиболее серьезных проблем, которая также указывает на упадок гуманитарного образования в России. Сегодня нужны последовательные, четко выверенные издательские программы, нужная единая концепция формирования и повышения уровня читательской компетентности, особенно у школьников и студентов. Для этого нужны специалисты гуманитарного профиля.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 364.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика