Русская линия
Вестник Русской линии А. Киселев01.12.2000 

Выступление А.Ф.КИСЕЛЕВА,
заместителя Министра образования Российской Федерации
«ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ»
Москва,
«Президент-отель» 17 ноября 2000 г.

Уважаемые коллеги мы, я думаю, с большим интересом заслушали те доклады и сообщения, которые прозвучали здесь. Да, действительно, церковь отделена от государства. Это принцип, который поддерживает и государство и церковь, ибо огосударствление церкви, которое началось со времен Петра Великого принесло больше бед церкви, чем пользы. Этот путь никто повторять не должен и не будет.
Но отделена ли Церковь от общества? Я думаю, что она является составной частью общества и в этом отношении диалог Церкви со всеми конфессиями, это диалог с обществом. И эта важная посылка, что церковь не отделена от общества, а является его частью, тем более той частью, которая формировалась веками, она заслуживает того, чтобы пристально, внимательно к ней подойти и с сточки зрения науки, и с точки зрения практики, и с точки зрения политических взаимоотношений, с каких угодно точек зрения.
Таким образом, это часть взаимоотношений государства и общества.
Второе. Совпадают ли в основном, в главном, интересы государства и Церкви. Где они совпадают, где поле совместной деятельности, для того чтобы прийти к симфонии, но не между государством и церковью, а к симфонии между государством и обществом? К той цельности, к которой стремились все государства. Это то, что предает устойчивость государству, то, что создает реальные предпосылки для единства общества и государства как такового, и реальные условия, для реализации тех задач, которые стоят не только перед обществом, как сообществом, но и интересами каждого человека.
Третья проблема. В чем заключаются основные противоречия в реализации тех задач, которые стоят перед обществом, перед государством, и перед церковью и государством, я имею ввиду, противоречия диалектического порядка. Если мы определимся, что интересы не являются диаметрально противоположными, а в значительной степени совпадают и реализуются другими методами, это будет для нас очень важно.
Следующее, что мне хотелось бы отметить. Что такое образование? Есть разные определения образования, но если задуматься, что оно из себя представляет, то по нашему убеждению, образование, прежде всего, это духовная связь поколений. Именно через образование эта духовная связь поколений, формирующаяся тысячелетиями реализуется. И в этом смысле сфера образования является той цементирующей силой, которая не дает обществу расколоться, распасться и забыть о своем предназначении и об ответственности перед прошлым, настоящим и будущем.
Какое место занимает православие и другие конфессии в этой духовной связи поколений? Занимает или нет? Занимает! И очень существенную часть. У нас присутствует академик Янин. Он глубокий специалист по этим вопросам. Он может существенно дополнить этот вопрос. Если это так, то эти проблемы надо рассматривать, надо их обсуждать. Еще раз подчеркиваю, это глубинная духовная связь поколений, и не прервать эту связь — главная практическая задача образования. Передать эту духовную связь поколений своим детям, тем, кто идет нам на смену, для того чтобы они обрели подлинный смысл бытия в этом противоречивом и жестоком мире, нашли свое место, и обрели устойчивость, а в конечном цельность характера, цельность личности, что является главным залогом счастливого бытия в этом мире.
Это проблемы, над которыми надо очень глубоко размышлять, рассматривать их с различных точек зрения, искать пути их реализации.
Следующая проблема. Она может быть достаточно спорной, есть разные точки зрения. (Я сам историк по образованию). Вот зачем приходит человек в этот мир? Человек приходит не для того, чтобы нарушить историческую традицию, а для того, чтобы в нее вписаться. Это тоже очень важная проблема для реализации воспитания. Я думаю, что нам в двадцатом веке, который уходит, очень много вреда принесла та песня, которую мы пели в детстве: IОтречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног…I Пока мы соблюдали чистоту нашей одежды и при разных исторических поворотах отряхивали пыль с нее, другие народы все дальше и дальше уходили от нас, и может создастся такая ситуация, что нам их не догнать. Поэтому вопрос об исторической традиции, не является праздным в деле образования и воспитания, а является одним из центральных.
И следующая важная посылка. Весь исторический опыт человечества, показал, что если в душе человеческой нет святыни, то там появляется мерзость запустения. И вот проблема такая, нужно, чтобы не было в сердцах наших детей пустоты, чтобы они наполнилось истинными ценностями. И вот мы, все люди, и образования, и люди различных конфессий, и различных вероисповеданий, и все общество в целом, должны объединиться в решении этой очень важной на наш взгляд проблемы.
И последнее, очевидно, что нынешний политический и социально-экономический кризис не был бы так опасен и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека. Если говорить о состоянии тех проблем, которые я обозначил в самом общем виде, то перед нами всеми стоит одна из важных задач. Была очень глубокая и прочная российская традиция, было единство воспитания и образования. Об этом писали многие историки российской школы, философы, об этом говорили и отдельные практики. И не секрет, что за последние годы эта традиция оказалась в большей степени расколота. Школа общеобразовательная и высшая все в большей степени становятся школами ума, интеллекта, и в меньшей степени школой воспитания, школой воспитания души и сердца. И вот как будут решаться эти проблемы применительно к нашей молодежи, это вопрос очень и очень для нас важный.
Если говорить о разных путях и формах сотрудничества с Русской Православной Церковью, которые у нас есть, я бы их обозначил таким образом. Есть инициатива, которая идет снизу, которая диктуется образовательными потребностями и интересами нашей молодежи и потому, группируется в регионах. Если говорить о конкретных вещах, то я бы назвал ряд регионов, где мы вели такие диалоги. Были соответствующие у нас встречи с руководителями областей и руководителями управления образования регионов с участием уважаемого владыки Мефодия, где обсуждались эти проблемы. В частности, это вопрос, связанный с нашей исторической традицией, и ролью православия в российском регионе. И вот, есть такой курс: «Основы православной культуры». Я хочу сказать, что он очень неплох не как факультативный, а в виде дополнительных занятий, и поставлен в ряде регионов. Это Воронежская, Курская, Белгородская области. Но какая здесь сложность. Очень далеки от совершенства те программы, по которым реализуется эта задача. Эти программы, этот курс все же должен носить светский характер. И должен быть подкреплен соответствующими учебно-методическими изданиями.
Следующее. Уж, коль эти проблемы сегодня являются злободневными, — они включены в повестку дня самой жизнью. Если мы говорим о демократическом обществе, то ребенок должен быть знаком с различными направлениями реальной жизни.
И у нас есть такой учебник, который получило Министерство образования в прошлом году. Кроме того, учебники, которые получили благословение архимандрита Иоанна (Маслова), это Симфония Тихона Задонского и ряд других произведений, и мы готовы к тому, чтобы подготовить ряд других соответствующих публикаций. Рядом авторов предпринимаются попытки осмыслить через соответствующие личности историю Русской Православной церкви, и это будет делаться историками в Москве, и в правительстве.
Какие же проблемы есть? Это забегание вперед. К нам обращались коллеги из Патриархии, с тем, чтобы мы включили Основы Православия или Основы Религии в учебный план. Я бы не назвал это экстремизмом, но это явно невыполнимое условие. У нас есть 10 тысяч учебных заведений. Где церковь взмет 10 тысяч подготовленных людей, которые на должном уровне будет вести эти предметы? Еще в письмах игумена Никона к его духовным чадам говорилось, что вопросы веры и особенно богословие, как преподавание, настолько тонкие, что если их будет преподавать не глубоко верующий, мало разбирающийся в этих вопросах человеческого бытия человек, то это приведет к тому, что мы будем плодить только атеистов. Это говорил игумен Никон. А я могу сказать так, как только за Закон Божий будут ставить двойки, тройки, четверки и пятерки, особенно в школе, то эффект будет прямо противоположный тому, к чему мы стремимся. Вот из этого надо и исходить.
Еще один момент. Я общался и с приходскими священниками, и разговаривал со значительной частью людей, к которым я с уважением отношусь, независимо от того надето на них мирское или церковное одеяние. Они говорят: IМы не готовы к работе с детьмиI. Это дело такое тонкое. Этот вопрос требует очень глубокого изучения и требует соответствующего эволюционного подхода по мере готовности и общества и Церкви к решению тех или иных проблем такого плана. Завершая мое выступление, я хочу сказать, что Администрация Президента Российской Федерации своевременно поставила эти вопросы. Они чрезвычайно интересны и помогают консолидировать усилия всего общества применительно к той сфере, которую я представляю, к решению очень важных и образовательных и воспитательных и нравственных и многих других проблем, которые сегодня чрезвычайно остры и требуют решения, а самое главное, объединения всех наших усилий в этом деле. Именно сфера образования может создать такую атмосферу, когда общество будет состоять из единомышленников независимо от того обустроено оно или нет. Крепко поставить на ноги наших детей. Что может быть благородней? Что может быть интересней? И здесь мы должны действовать сообща, вместе, по принципу сделай лучше, сделай благородней и многое другое. Спасибо за внимание.

http://rusk.ru/st.php?idar=6010


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru