Нескучный сад | Епископ Пантелеимон (Шатов) | 22.03.2013 |
В пятницу во всех церквях будет раздаваться коливо. Как возникла традиция есть пшеницу с медом в конце первой недели Поста и почему в это время важно дарить друг другу радость, рассказывает епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН в своей проповеди в храме св. благов. Царевича Димитрия при Первой градской больнице (запись 2012 г.):
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Заканчивая, братия и сестры, первую седмицу Великого поста, Церковь предлагает нам с вами утешение, предлагает коливо.
Мы с вами сегодня вспоминаем о том, как Церковь была избавлена от насмешек императора-отступника, по молитвам святого великомученика Феодора Тирона были спасены от посрамления христиане, вкушавшие пшеницу, которая оставалась у них дома неоскверненной языческими жертвами. <…>
Коливо — это утешение для тех, кто подвизался в первую седмицу Поста, и постыжение тем, кто в первую седмицу поста пост нарушал и ел вдоволь то, что он хотел, воспоминание того, как жили первые монахи, первые подвижники. В первую седмицу они строго очень постились и вкушали вареную пищу только в конце первой седмицы.
Дорогие братья и сестры, я обратил внимание, какое замечательное ветхозаветное чтение Церковь избрала для окончания первой седмицы Великого Поста!
Мы с вами слышали отрывок из книги Притчей Соломона. Он заканчивается словами, которые всем нам нужно помнить, особенно во время поста. Там говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Пост — это путь к смирению. Не возвышению себя, «вот я сумел ничего не есть первые два дня или всю неделю», «вот я пощусь, не как другие». Конечно, не для этого пост, а для того, чтоб мы пришли в смирение и получили благодать от Бога.
Но еще более важным было первое чтение — отрывок из книги Бытия. Я не буду сюда приглашать на амвон преподавателя Ветхого Завета, нашего заслуженного, почитаемого всеми отца протодиакона, который лучше меня, конечно, смог бы рассказать о смысле этого чтения.
Наверное, не все мы успели к началу нашей службы, не все мы слышали это чтение, а может быть, не все обратили внимание на то, что читалось. Обратили? Вот для тех, кто не обратил внимание, напомню, о чем было сегодняшнее чтение из книги Бытия.
Сегодня, дорогие братья и сестры, читалось то, что имеет значение не только для нас, вступающих в пост, но имеет, я бы сказал, космическое значение. В этом чтении рассказывалось о том, как Адам и Ева совершили первый грех, откуда было начало того самого греха, в котором мы с вами все, к сожалению, живем. Того греха, который нас мучает, того греха, который мы с вами никак не можем победить.
Как начался этот грех? Где было его начало? Рассказывалось о том, как Адам и Ева вкусили от Древа познания добра и зла, от которого было им запрещено вкушать в раю. Почему Бог допустил этому дереву быть в раю? Почему Бог допустил в рай диавола? Зачем это было сделано, почему так было нужно? Почему это дерево так называется — «познания добра и зла»? Ничто из сделанного Богом неслучайно, все имеет некий смысл.
Мы с вами продолжаем, к сожалению, вкушать от этого древа. Призванные вкушать от Древа Жизни — Тело и Кровь Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, — мы своим умом, душой, чувствами, телом вкушаем очень много душевредного, ведущего к смерти и погибели нашей.
Тема «вкушение» — центральная, может быть, даже во всем богословии. Что мы вкушаем? Чему мы приобщаемся? С чем мы соединяемся, что мы принимаем, и как это воздействует на нас?
Ведь вкушение — это не только есть что-то за завтраком, за обедом и за ужином. Вкушает наш ум, вкушает наша душа, вкушают наши глаза, наши уши, вкушают музыку, когда мы слушаем современные молодежные мелодии. Вкушают наши глаза, когда мы смотрим на то, что происходит вокруг нас.
Адам и Ева вкусили от Древа познания добра и зла, и это вкушение сделало их подверженными греху, сделало их рабами дьявола, так что их пришлось даже из рая изгонять.
Может быть, это древо называется «древом познания добра и зла», потому что вкушение от него позволило этим людям познать то зло, которое было в них до этого?
Перед тем, как Ева вкусила от этого дерева, как говорит Библия, она увидела, что это дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и дает знания. Еще перед вкушением в ней пробудились три основные страсти, которые мучают нас с вами, три основные ствола, как бы греховные: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.
Сребролюбие — это не любовь к деньгам, это любовь к вещам этого мира и наслаждение этими вещами. Когда в Еве пробудились эти три страсти, когда она стала жить этими страстями, желать удовлетворения этих страстей, она отступила от Единаго Бога, нарушилось целомудрие человеческого естества.
Мы с вами призваны в Великий пост отказываться от вкушения подобного тому, которое совершила Ева в раю. Мы призваны вкушать то, что Бог благословил, призваны вкушать то, что угодно Богу, то, что полезно для нашей души. Вот об этом нам нужно всем с вами обязательно подумать.
Сегодняшнее чтение неслучайно выбрано Церковью для того, чтобы закончить первую седмицу Поста и подготовить нас к его последующему течению так, чтобы дальше мы с вами продолжали бояться вкушения того, что позволяет нам познать зло, познать то, что погубит нашу душу.
И еще об одном хотел сказать вам. Дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали тропарь великомученику Феодору, помните, как пелось о нем? Что он, испекшись на том огне, в котором был сожжен, стал сладким хлебом.
Удивительные слова! Священномученик Игнатий Богоносец, пострадавший во II веке, говорил, что хочет стать хлебом для Святой Троицы, измеленный зубами зверей. Удивительно сознание самого себя, как того, что нужно предложить в пищу!
Это стремление уподобиться Христу, который Сам Себя дает нам в пищу, когда мы причащаемся Святых Таин Тела и Крови Христовых. Господь Сам делает Себя пищей для нас: вожделенной, радостной, услаждающей нас и животворящей.
Мне кажется, что Великий Пост не достаточно избегать вкушения плодов Древа познания добра и зла, не достаточно избегать греха, нужно обязательно стать для других сладкой пищей, стать для других пищей утешения, радовать других, об этом думать обязательно во время поста. Родителям радовать детей, детям — радовать родителей, ученикам — радовать учителей и учителям радовать учеников. Нам с вами радовать друг друга во время поста. Чтобы мы радовали глаза других, улыбались им. Не вынужденной, лицемерной улыбкой, а от сердца идущей радостью.
Мы с вами должны стараться говорить красиво, чтоб радовать других словами, не грубые слова употреблять, а радостные и услаждающие слух других. Радовать других своим поведением, радовать своим отношением друг ко другу. Вот это тоже есть пост, конечно же. Это тоже есть обязательный пост.
Мы с вами живем во времена благоденствия, когда умирают на улице только бездомные, которым не все готовы помогать. Все мы с вами сыты, обуты, одеты. Но нам не хватает радости в жизни. И такой быть радостью для других, конечно, не скоморошничать, конечно, не острословить и безмерно шутить, а радовать других светлой радостью, тихой радостью Христовой.
Конечно, очень важно, быть такой пищей для всех. Пусть это коливо будет знаком того, что мы тоже готовы быть таким же сладким коливом для других людей. Будем Бога благодарить о причащении Святых Христовых Таин.