Фома | Протоиерей Александр Агейкин | 15.03.2013 |
В последние два десятилетия в церковных книжных лавках появилось множество книг и брошюр, повествующих о том, в каких нуждах и обстоятельствах верующие люди могут обращать свои молитвы к тому или иному святому, или перед каким-либо чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Мне всегда было непонятно, как может благодать — печаловаться о молящихся людях, данная от Бога Пресвятой Богородице и святым, ограничиваться кругом определенных обстоятельств и узкопрофессиональных интересов? Неужели человек, попавший в трудные жизненные обстоятельства, придя в храм и представ перед образом Матери Божией, не может в полной мере излить всего своего горя или радости, попросить помощи и вразумления, а должен переходить от иконы к иконе и подавать свои проблемы, распределенные в строгом тематическом плане? С больным глазом направо, а с болезнью детей налево, к третей по счету иконе? Вот и сейчас, открыв очередной опус, я к своему удивлению прочел, что перед образом Державной Божией Матери молятся люди, преимущественно монархического мировоззрения. Значит 15 марта, когда мы вспоминаем чудесное обретение в Коломенском Державной иконы Пресвятой Богородицы, это профессиональный день монархистов и последователей великодержавных идей? А как быть в этот день людям с другими взглядами? Священник, читающий в этот день молитвы перед святым образом представляет только корпоративные интересы небольшой части современного общества? «Жено! се, сын Твой», —обращаясь с креста, сказал Господь Своей Пречистой Матери, а затем, обратив Свой взор к ученику, Он произнес: «се, Матерь твоя!», усыновив Ей, тем самым, все человечество. Все человечество, не разделяя его на иудея и эллина, монархиста и демократа, сапожника и пирожника!
Для Храма Христа Спасителя это особый образ Божией Матери, образ милости и надежды, потому что именно с молитв перед этой иконой началось чудесное возрождение разрушенного храма, как символа «духовной весны» нашего народа, его становления на путь духовного обновления и возвращения к церковным традициям. 8 ноября 1995 года был освящен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Державная» на территории возрождающегося Храма Христа Спасителя.
Весть о явлении новой иконы 15 марта 1917 г. в подмосковном Коломенском быстро облетела не только Москву, но и другие уголки неспокойной тогда России. Времена смутные — февральская революция, поражения на фронтах, госпитали, заполненные ранеными воинами, крушение традиций и государственных устоев, иллюзорные надежды на свободы, разговоры о равенстве и братстве… В этот же день многие узнали о «добровольном» отречении от престола последнего царя из династии Романовых, будущего страстотерпца Николая II. Для многих весть о том, что в тот же день была обретена икона Богородицы, держащая в своих руках регалии царской власти — державу и скипетр, стали странным предзнаменованием. К иконе потянулось множество богомольцев, ее стали возить по московским храмам, появились списки с новоявленного образа, при активном участии святителя Тихона была составлена служба и акафист в честь образа Державной Божией Матери.
Скоро грянула буря, и вихрь страшных событий закрутил со страшной демонической силой все русское общество, разрушая храмы, попирая святыни, перемалывая людей и меняя облик городов и весей, но то, что в руках у Пречистой Девы люди видели символы попечения и покровительства верным — скипетр и державу, оставляло надежду на милость Божию.
Сегодня, осмысляя происшедшее и задумываясь над будущим, открываешь для себя некие символы, не похожие на простые совпадения. Совсем не так давно мы вспоминали 400-летие избрания Земским собором на Российский царский престол первого царя династии Романовых —Михаила Феодоровича и фактического прекращения смуты в Русском государстве. Но задумывались ли мы о том, что начало династии Романовых начинается перед чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, а заканчивается явлением Державной иконы? А случайно ли то, что делегация от Земского собора выехала из Москвы на поиски избранного на царство Михаила Феодоровича Романова, чтобы убедить его принять бремя царской власти над разоренной смутой Русской землей, именно 15 марта (2 марта старым стилем) и в этот же день, «делегаты» от русского народа вынудили царя, ставшим последним в этой династии, отказаться от попечения о своем народе, а Пресвятая Богородица смиренно приняла эти, ставшие ненужными народу, видимые символы попечения? А ведь именно при восшествии на царский престол Михаила Феодоровича впервые, на законном основании, были вручены ему эти два атрибута царского бремени — скипетр и держава. Скипетр, символ пастырского посоха, один из древнейших атрибутов царской власти, появился на Руси в конце XVI века, а вот Державу, символ власти над миром, отчеканенную когда-то на монетах с изображением кесаря Августа, русские люди впервые увидели в руках самозванного царя Лжедмитрия I. К торжественной коронации царя из династии Романовых была изготовлена первая пара царских регалий, которые мы сегодня можем увидеть в экспозиции музеев Московского Кремля.
Внимая уговорам и слезам представителей русского народа, умолявших юного Михаила Феодоровича не отказываться от царского бремени, его мать, инокиня Марфа, вверила его покровительству Божией Матери, благословив перед чудотворным образом и сказав: «Тебе, о Пречистая Богородица, в Твои Пречистые руки, передаю чадо свое, и якоже хочешь, устроишь все полезное ему и всему православному христианству». Измученные многолетней смутой, предательством и нестроениями, русские люди клялись в верности новому царю, олицетворявшему, в благодати помазания, дарованную от Бога мир и тишину. И вот, спустя 300 лет, делегаты потребовали от царя добровольного отречения от власти, а Пресвятая Богородица, в исполнение безмолвного обещания и благословения, явила нам видимым образом, через Свою икону, что она приняла в Свои руки символы покорности воле Божией и Его власти над миром, от которых отреклись русские люди, возжелавшие иллюзорных свобод. Смута вернулась.
Так что же сегодня для нас молитва перед святым образом Державной Божией Матери, как не покаяние в своей самонадеянности и необузданности собственных желаний? Взирая на эту икону мы должны вынести пользу из этого исторического урока, увидев в нем не покровительство какому-либо политическому движению и идеологии, а всепокрывающую любовь Божию, с трепетом относящегося к свободной воле человека, которая часто идет вопреки Его промыслу о мире, и подающего человечеству надежду и милость. Некогда, созерцание этого чудотворного образа, породило в сердце поэта С. Бехтеева следующие строки:
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.
Мне хотелось бы, чтобы строки из молитвы перед этим Образом милости Божией напоминали нам о том, в каком лукавом мире сегодня мы живем: «Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря внутренняя нашедшая на страну нашу, во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог: и в делех сие безбожие показуют».