Русская линия
Православие.RuИеромонах Феогност (Пушков)20.04.2001 

РЕБЕНОК В МИРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРОТЕК

Мир ребенка — очень нежное, хрупкое явление. Травмировать, искалечить этот мир куда легче, чем его сохранить. Психика ребенка открыта к окружающим его; современная психология научилась «читать» психику ребенка по его детским поступкам: оказывается, то, что умеет скрывать взрослый человек, не может скрыть ребенок. Его внутренний находится как книга в раскрытом состоянии, главное — научиться читать эту книгу. Но эту самую «книгу» можно не только читать, но и самому «писать», т. е. «программировать» подсознание ребенка. Ребенок любит мечтать, но если он слишком далеко уйдет в свои мечты, то будет трудно, порой почти невозможно вырвать его из созданного им в подсознании мира в мир реальный. Такой возврат может быть болезненным, может ожесточить ребенка на всю жизнь. Когда ребенку придется покинуть мир своих фантазий, он увидит, что окружающее его не так идиллично, как он это видел в своих представлениях. Если он не выйдет из этого мира, то он либо всю жизнь будет изгоем, либо мир силой вырвет его в свою среду. Значит, следует внимательно следить за миром ребенка, чтобы он не ушел от жизни на такую глубину, из которой уже не вернуться.
Но сегодня мы видим, как родители сами буквально загоняют своих детей в мир фантазий (часто это объясняют тем, что современный реальный мир гораздо более опасен для детей, чем создаваемый мир иллюзий). Говорят, что выдуманный мир — это вполне естественно для детей. Но ведь мир игротек и виртуальной реальности — это не мир, появившийся в воображении ребенка; это мир, созданный технически, родившийся не в детской душе, а в мозгу «добрых дядей», прошедших все неприглядные пути этой жизни и теперь, на этой неприглядности, воплощенной в «детские» игры, сколачивающих себе капитал. Ведь в большинстве своем содержание этих игр — кровавые зрелища, от которых содрогается сердце даже взрослого человека, а наших детей приучают забавляться этими зрелищами. Зайдите в любую игротеку и посмотрите, чем там занимаются ваши дети: они, уткнувшись в «игру», убивают, расчленяют, выкачивают кровь из своих потенциальных противников. Смысл этих игр — воспитать в человеке чувство противника: он — твой враг; ты должен быть к нему беспощаден, ведь ты должен превзойти его, ибо ты лучший, а он — твоя погибель, поэтому убей его… Короче, растим садистов. Но только зло всегда оборачивается и против самого себя; зло — это не только растление окружающего мира, но прежде всего саморастление. Мне кажется, что создатели компьютерных монстров — люди недальновидные: ужели они смогу чувствовать себя безопасно в той среде, которую они научили убивать и наслаждаться смертью потенциального противника?
Вы ввели детей в созданный вами мир, мир ужаса и боли, но дети постепенно оставляют в этом мире все свое сознание, ведь мир игротек — это не просто мир фантазий; это мир, в который входит ребенок и начинает переживать его ощущения, чувствовать его, жить в этом мире. И это отнюдь не только во время посещения игротек! Как говорит доктор медицинских наук, профессор детской неврапатологии РАН — иеромонах Анатолий (Берестов), «постепенно, вживаясь в этот выдуманный мир, люди перестают отделять реальный мир от выдуманного, смешивают их, одновременно живут в том, и другом мире, превращаясь в психически больных людей» иером. Анатолий (Берестов). Число зверя., с. 106.
Еще в античности философы говорили о том, что человек — это микрокосм. Поэтому, будучи связан с мирозданием в целом, человек должен органически вписываться в картину мироздания. Если мы вырвем человека из его естественного мира, мы превратим его в мутанта, в раба техники. Человек разучится чувствовать Божий мир, мир естественный, природный, который еще не успела испохабить рука потребителя. Человек техногенного общества оторвется от всяких корней, связывающих его с мирозданием, разучится чувствовать свою связь с целым и понимать то, что он только частичка в этом целом организме вселенной, — зато превратится в робота с человеческим обличием.
Боюсь, что американская сказка про Терминатора — не совсем сказка. Я вовсе не являюсь противником прогресса, но прогресс должен служить человеку, а не наоборот. Любая вещь, которая становится самоцелью, кумиром и идолом, становится и носителем зла. Если компьютерная техника служит мне и окружающему меня миру — это прекрасно. Но если я и окружающий меня мир начнем преклоняться перед техникой — это настоящее рабство!

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru