Умер Владыка Александр. Закончил земную жизнь и сподобился именно той кончины, о которой мы ежедневно просим Бога за каждым богослужением: христианской, безболезненной, непостыдной, мирной. В великий праздник Рождества Христова совершил Божественную литургию, причастился вместе с сослужащими бессмертных Христовых Таин, тепло поздравил всех со светлым и радостным праздником, ушел в келию и там отошел ко Господу. Произошло это 7 января 2003 г. Николай Тимофеев (так звали Владыку до монашеского пострига) родился в начале Великой Отечественной войны 8 августа 1941 г. в деревне Тейково Ивановской области. Память о своих покойных родителях Анатолии и Марии Владыка Александр хранил с сыновней любовью. Эти простые люди (отец был рабочим) воспитали его верным чадом святой Православной Церкви. Достаточно задуматься над одним фактом, чтобы понять, насколько глубокой была вера юноши, окончившего обычную советскую школу. В 1959 году во время начавшихся гонений на Церковь, он поступил в Московскую духовную семинарию. Такой жизненный выбор предполагает определенное духовно-нравственное устроение души, готовность и решимость к исповедничеству, ибо тогда еще не ясно было, что принесет новая волна преследований верующих. В 1963 г. Николай Тимофеев окончил Московскую Духовную семинарию и в этом же году был призван в вооруженные силы. Служба в армии продолжалась три года. В 1966 году он поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1971 г. со званием кандидата богословия (название диссертации: «Сравнительный анализ текстов староболгарского памятника XI в. „Ейенски апостол“ и богослужебной книги Апостол Синодального издания»). 19 августа 1971 г. в день праздника Преображения Господня он принял монашеский постриг с именем Александра (тезоименитство 30 августа12 сентября в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского). В том же году в день своего Ангела 12 сентября монах Александр был рукоположен в иеродиакона, а через 2 месяцы (14 ноября) в иеромонаха. В сентябре 1971 года для него начинаются преподавательские труды: с начала в МДС, а с января 1973 г. — в МДА. За 10 лет он прошел путь от преподавателя духовных школ до профессора (удостоен в марте 1981 г.) Кроме исполнения преподавательских и административно-педагогических обязанностей (в ноябре 1982 г. был назначен инспектором Московских Духовных школ) отец Александр проходил священнослужение в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы. В ноябре 1982 г. он был возведен в сан игумена, а в апреле 1973 г. — в сан архимандрита. В день престольного праздника (14 октября 1982 г.) в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Александра во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В этом же году начинается десятилетний период руководства им Московскими Духовными школами. В 1986 -1992 гг. Преосвященный Александр был председателем Учебного комитета при Священном Синоде. Мы не беремся оценивать деятельность Владыки Александра в должности ректора Академии и Семинарии. Сравнительная и, по возможности, полная оценка — дело будущих историков возрожденных после войны духовных школ. Но уже сейчас можно определенно сказать, что это был энергичный, твердый руководитель, отдававший без остатка все свои силы и время вверенному ему делу. Каждая незаурядная личность при некотором разнообразии дарований, всегда имеет определенную преобладающую черту, которая в соединении с другими достоинствами придает ей яркую индивидуальную окрашенность. У Владыки Александра этим доминирующим свойством, несомненно, была глубокая ответственность за дело, на которое он был поставлен. Трудно сомневаться, что источником этого чувства долга была его любовь к воспитавшей его Святой Церкви. Потребность приносить ей пользу своими посильными трудами определяла его жизненное настроение. Поэтому так тяжело ему было полтора года (с августа 1992 г. по февраль 1994 г.) находиться на покое. Усилились болезни: недомогало сердце, часто повышалось давление. Жил он в это время за Лаврой близ храма св. пророка Илии, в отдельном доме. Плохое самочувствие не мешало ему принимать приходивших приветливо и ласково. Несмотря на свои серьезные недуги, он с радостью отнесся к назначению архиепископом Майкопским и Армавирским (26 февраля 1994 г.) За несколько дней до отъезда мы посетили его, чтобы проститься. После непродолжительного молчания он сказал: «Тридцать пять лет я прожил в Сергиевом Посаде, трудно отсюда уезжать, но я — монах, и все делаю по послушанию». В эти полтора года пребывания на покое, свободный от трудов, которые во время его ректорства делали его сверхзанятым, (отчего казался некоторым недоступным), он охотно вступал в беседу. Эти встречи давали возможность почувствовать и понять особенности его духовного склада. Он был человеком цельной, ничем неколеблемой веры. Однажды мы обсуждали один духовный вопрос, и он сказал: «Ко мне приезжал академик Раушенбах. Он утверждал, что догмат о Пресвятой Троице может быть доказан математически. Я ответил ему, что вполне это допускаю, но в таком случае, мы лишаем человека подвига веры — «блажени не видевши, и веровавше (Ин. 20;29). На Майкопской кафедре Владыка Александр пробыл до июля 1995 г. Из Майкопа архиепископ Александр был переведен в кафедральный город Саратов. Здесь после семи с половиной лет трудов епархиального архиерея, Владыка обрел место своего последнего упокоения. Чин отпевания в Свято-Духовом соборе 9 января совершили архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и архиепископ Верейский Евгений. Тело почившего Владыки Александра было положено в архиерейской усыпальнице Свято-Духова собора. Душе же дана возможность еще оставаться на земле среди близких. Сороковой день будет в праздник Сретения Господня. Молимся, чтобы для него этот день был днем радостной встречи с Богом, Которому он служил как христианин и как архиерей.