Русская линия
Православие.Ru Ольга Курова24.09.2000 

ОГОЛЕННЫЕ ПРОВОДА ДУХОВНОГО МИРА

Третий класс дружно скандировал. Неокрепшие ребячьи ручонки слаженно отбивали о крышки парт какой-то замысловатый африканский ритм, а звонкие мальчишечьи голоса твердили в такт лозунг. Не вслушиваясь в его слова, можно было бы подумать, что детишки пребывают под сильным впечатлением от победы любимой футбольной команды в недавнем матче или от концерта модной рок-группы. Однако, разобрав смысл услышанного, я, то есть внезапно вошедшая учительница, изменилась в лице. «Са-та-на, вой-ди в нас, са-та-на, все-лись в нас», — самозабвенно вопили нежные отроки, вряд ли ведая, что творят. Рукава у ребят были закатаны, а худенькие предплечья разрисованы пентаграммами и прочей сатанинской символикой, нанесённой красным маркером. По этому самому маркеру я и вычислила зачинщика, который в тот момент украшал очередным тату ещё чей-то доверчиво подставленный локоть. Им оказался мальчик с резидуально-органическим психопатоподобным расстройством, получающий по этому поводу медикаментозное лечение (назовём его Ваней). Объяснив ребёнку смысл содеянного, я отправила его и прочих пострадавших в туалет отмывать художества, а класс окропила крещенской водой. Отмытый же Ваня, на которого попало несколько капель святыни, выражал явное недовольство и сильно беспокоился: «Противно! Противная вода!»
Сейчас в школах повсеместно введено преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Прошедшие переподготовку по новому предмету военруки, физкультурники и прочие имеющиеся в наличии педагоги учат детей поведению в экстремальных ситуациях: при угрозе взрыва, пожаре, землетрясении. Школьников предупреждают об опасности возможной встречи с грабителями, маньяками-педофилами, продавцами наркотиков. Кто же виноват в том, что третьеклашка из специального интерната, на уроках ОБЖ обученный переходить улицу на зелёный сигнал светофора и не браться за оголённые провода, без малейшей опаски играет в игры куда более страшные, чем, например, баловство со взрывчаткой или ртутными лампами где-нибудь на бесхозной свалке?
«Виновата, прежде всего, семья», — скажут многие и будут по-своему правы. Тем не менее, обучение ребёнка правильному поведению в ряде жизненных ситуаций школа включает в число своих образовательных и воспитательных задач. Семьи-то бывают разные. Где-то родители сами имеют крайне низкий уровень развития, где-то вполне культурны и образованы, но время для общения с собственным ребёнком находят очень редко, то ли по причине предельной занятости добыванием денег, то ли просто от нежелания изменить сложившийся стереотип, когда дефицит любви пытаются компенсировать обилием сладостей, игрушек и развлечений. Вот и вырастает дитя, имея вполне соответствующие школьным стандартам, а порой и превосходящие их навыки решения задач, высокую скорость чтения и даже некоторый запас английских слов. А на уроке открывает учебник «Родная речь» и не понимает, кто такой Бог, который даёт царице дочь. И ведь родители этого ребёнка не какие-нибудь идейно убеждённые атеисты: и окрестили дитя в своё время, и крестик на тесёмке надеть в школу не забыли, и пластиковую иконочку преподобного Сергия положили в дневник, чтобы помогал святой в учёбе. Только кто же расскажет ребёнку о Боге, о том, зачем нужен крест на груди и икона на полке? Исключившие себя из воспитательного процесса мама с папой, учительница, запуганная царящей свободой совести и оттого не дерзающая «навязывать детям собственные религиозные представления», а порой и вовсе имеющая «религиозные представления» крайне размытые и неопределённые? Или добрые дяди и тёти сектанты, которые не заставят школьную администрацию долго себя ждать, да ещё и подарки привезут?
В советской школе идеологически безупречный ответ атеиста предупреждал естественно возникающий вопрос ребёнка о Боге. «Бога нет», — повторяла учительница реченное безумцем. На страницах произведений русских классиков были расставлены сноски, поясняющие, что ангелы и бесы — существа мифические, а благословение чудотворной иконой молодых — просто старинный обряд, к которому прибегали верившие в чудеса дремучие предки. Душа — литературная метафора. Современный учебник не даёт на вопрос о Боге никакого ответа. А душа? Душа ищет, кому поклониться.
Работая в интернате, я часто наблюдала бытующие в детской среде ритуалы и обряды. Перед сном в спальне — вызывание гномиков, пиковой дамы Акулины, чёрта, Микки-Мауса и прочих мультяшных и фольклорных персонажей. Перед контрольной — произнесение кем-то сочинённой особой молитвы, стоя на коленях со сложенными, как у католиков, руками (наверное, в латиноамериканских фильмах позу подсмотрели, где очередная плачущая Розалинда склоняется перед статуэткой Девы Марии Лурдской). Ребёнок интуитивно верит в существование духовного мира, но, не получив урока духовного ОБЖ, не понимает, что этот мир, столь загадочный и привлекательный, не является нравственно нейтральным. А порой и весьма опасен. Хотя популярные мультфильмы о привидениях-симпатягах и обаятельных вампирах учат как раз обратному. Спиритический сеанс — это здорово! Стоит ли потом удивляться детским ночным кошмарам и растущей невротизации? Если гоблин в дом пролез — получите энурез. Завладел вампир вниманием — пострадайте заиканием. Всё просто. Невроз подлечим успокоительным и психотерапевтическими сеансами. А детская душа уже убрана и выметена для прихода семи злейших, которые не заставят себя долго ждать.
С начала 90-х годов учебные программы и пособия охватила волна деидеологизации. К счастью, современный первоклассник, в отличие от ровесника советской эпохи, не увидит на первой странице букваря Красную площадь с композиционно выделенным Мавзолеем. Не прочитает, едва научившись складывать слоги, лозунг вроде «Рабы не мы, мы не рабы» или «Мы за мир». Что же предлагает современная школа взамен коммунистических псевдорелигиозных святынь? «У нас насос». Именно с этих слов, по мнению авторов одного из прогрессивных учебных пособий, должен начинаться путь малыша к вершинам русской словесности. Да что там букварь! Ещё размахивая красным флажком на утреннике в детском саду, советский ребёнок усваивал, что в жизни есть ГЛАВНОЕ, над чем нельзя шутить и смеяться, ради чего стоит учиться, трудиться и вести себя хорошо. А, может быть, ради ГЛАВНОГО придётся однажды и умереть, как погибли в борьбе пионеры-герои. Теперь идолы повержены. Лжепророки отданы на суд истории. А в школьном вестибюле на постаменте, оставшемся от бюста вождя, стоит ваза с цветком, в которую пробегающие отроки сплёвывают и бросают всякий мусор.
В моём классе, как и в большинстве других, над доской торчит крючок, на котором последние лет тридцать держался портрет дедушки Ленина. Оставлять его пустым некрасиво — портит вид. В разных школах я наблюдала разные решения этой проблемы: в предметных классах на почётное место водружают портрет Пушкина, Менделеева или Ломоносова, на худой конец — спряжение французского глагола. А что повесить в кабинете начальных классов, тем более в специальном классе для аномальных детей, где каждая деталь обязана быть предельно наглядной, ясной и однозначной? У меня над доской расположен плакат «Следи за посадкой!» Иного выхода из ситуации я пока не нахожу. В современной деидеологизированной школе нет ГЛАВНОГО. Поэтому в ней царят смехотворство, ирония и безграничная свобода.
Нравственное воспитание невозможно без героических примеров. К сожалению, в современных школьных учебниках их мало. Жития святых в учебнике «Родная речь» изложены архаичным, недоступным языком, будто предназначены филологам для анализа древних литературных образцов, а не подрастающему поколению как образец для подражания. Многие из рассказов о Великой Отечественной войне изъяты по идеологическим соображениям, и современные дети плохо представляют себе, о чём идёт речь на праздничных линейках, посвящённым Дню Победы 9 Мая. Кстати, праздники в школе заслуживают отдельного разговора. Если рассмотреть современный школьный «месяцеслов», иначе говоря, годовой план культурно-воспитательной работы, то увидишь в нём причудливую смесь из непонятных языческих «Осенин», кем-то надуманных, чтобы занять пустующее место октябрьских революционных праздников, новогодней ёлки в середине декабря, а в некоторых «передовых» школах, как правило, с языковым уклоном, сюда добавляют ещё и ужасы Хеллоуина, и розово-легкомысленные сердечки «Святого Валентина». Православное Рождество, ставшее, между прочим, уже несколько лет назад государственным праздником, практически нигде в школах не отмечается, за исключением, разумеется, православных гимназий.
К счастью, методики формирования у детей навыков духовной безопасности очень просты и отнюдь не новы. Традиционные сказки, как народные, так и авторские, где добро всегда побеждает зло, где ведьма, черт или дракон не могут быть положительными героями, вызывающими сочувствие юного читателя, формируют устойчивую систему нравственных оценок. В более старшем возрасте, читая хорошо иллюстрированные, написанные ярким, живым языком рассказы по русской истории, жизнеописания замечательных людей, дети проникаются героическим духом, жаждой открытий, чувством справедливости. А какие имена мы можем предложить? Это и былинный богатырь Илья Муромец, и русские благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, воины-схимники Пересвет и Ослябя. Это и великие полководцы Суворов и Кутузов, и выдающиеся учёные Ломоносов и Пирогов. И тогда, познакомившись со множеством замечательных примеров из жизни выдающихся соотечественников, ученик задаётся вопросом: а что же было главным в жизни для всех этих великих людей? И делает для себя следующее открытие — главным для всех них в жизни была православная вера, а многие из этих людей даже достигли святости и прославлены Церковью как угодники Божии. Стоит ли принимать предложенную кем-то кассету с сатанинской символикой рок-группы, если на ней изображены те самые бесы, которых обращал в бегство молитвой Преподобный? Можно ли презирать посты, если их строго соблюдал великий русский полководец Суворов? Помогая ребенку сделать правильный нравственный выбор, мы воспитываем гражданина. Большего от светской школы и не требуется. Воспитание в религиозной традиции не входит в ее задачи. Но есть надежда, что тогда жаждущая Бога молодая душа не пойдет окольными путями восточной эзотерики или западного гуманизма, а, вспомнив знакомый с детства рассказ о поисках веры мудрейшими равноапостольными князьями Владимиром и Ольгой, просто откроет дверь ближайшего православного храма. И на собственном опыте согласится с выбором русских послов.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru