Русская линия
Православие.RuАрхимандрит Андрей (Конанос)28.02.2013 

Божьи богатства
Часть 1

Архимандрит Андрей (Конанос) родился в 1970 году в Мюнхене (Германия), с 1977 года живет в Афинах. Окончил классический лицей и богословский факультет Афинского университета. В 1990 году рукоположен в диакона, а 2000-м — в иерея, позже был возведен в сан архимандрита. С 2006 года отец Андрей ведет передачу «Невидимые переходы» («Αθ?ατα περ?σματα») на радио Пирейской митрополии. Его приглашают для чтения лекций и бесед во многие города Греции, Кипра и США. Тексты его радиобесед были опубликованы в виде двух сборников на греческом языке; готовится издание сборников на английском и болгарском языках. Портал Православие предлагает своим читателям одну из радиобесед отца Андрея.

Несколько дней назад ко мне на исповедь пришел молодой человек, боксер. В конце исповеди он спросил:

- Я боксер. Грех ли это?

Я ответил ему:

- Нет, ведь ты исповедался.

А он, начав исповедоваться, так плакал, что никак не мог закончить свою исповедь. И когда другие боялись его из-за его силы, он на исповеди, перед священником и Церковью, так рыдал о своих грехах, что не мог перечислить их все. Потому я и сказал ему:

- Иди с Богом, но только не совершай больше тех грехов, в которых ты уже покаялся!

- Я хочу вам рассказать и о других своих грехах, но не могу!

- Расскажешь мне о них в следующий раз. Но вот о чем я размышляю: каким образом ты изменился? что произошло в твоей жизни?

Я было подумал, что он расскажет мне, как его изменило какое-нибудь событие или то, о чем я уже слышал, но он, повернувшись ко мне, произнес:

- Пришел Господь и меня нашел. Он меня нашел. Летом, когда мне нечего было делать, я зашел в Интернет и, как обычно, стал искать какие-нибудь интересные сайты. В этот раз мне попалось письмо старца Паисия Святогорца, а я и не подозревал даже, что такое существует. Начал его читать — и заплакал. Моя душа была так потрясена, что с тех пор я переменился и теперь постоянно думаю о Христе.

Слушая его, я помыслил: «Ведь насколько же богат наш Господь! Только Бог — без меня, без тебя, без людей, которые думают, что они делают что-то великое, — может изменить душу человека». Заглянул ты в Интернет — и с одним текстом в твое сердце входит голос, который ты не ожидал услышать, одно невидимое прикосновение к твоей душе полностью тебя изменяет. Насколько же богат Господь — и нас Он хочет сделать столь же богатыми, и нам хочет дать Свое богатство — а мы так бедны. Ведь мы могли бы совершать великие дела в жизни. В жизни есть много скрытой радости, и это очень большое счастье для тебя, что есть святость Бога. Бог праведен, благодаря Ему ты появился на свет — не для того, чтобы мучиться, а чтобы сделаться радостным, счастливым, довольным, утешенным, насыщенным. Где это богатство? Почему же мы ощущаем скудость нашей жизни, почему мы несчастны?

Недавно я прочел книгу архимандрита Ефрема Филофейского «Мой старец Иосиф, исихаст и пещерник» — очень рекомендую и вам ее прочитать. В ней автор рассказывает, что старец Иосиф перед смертью имел видение о рае. Он умер 15 августа — о чем просил Пресвятую Богородицу, и Она исполнила его желание. Итак, перед своей кончиной старец Иосиф имел видение, он был исхищен из этого мира, а когда вновь обрел ощущение реальности, его спросили:

- Батюшка, где ты был сейчас? Что ты увидел?

А он ответил:

- Я увидел богатство Господа!

- А еще что-нибудь видел?

- Я видел, как велико богатство Господа, а наследников — мало.

Или, иными словами: Бог может дать нам многое, но мы этого не принимаем. Ты мог бы быть очень счастливым, но есть тайна, тебе не ведомая. Ты не знаешь, где та кнопка, на которую надо нажать, чтобы стать счастливым. А ведь тебе определено большое счастье. Бог хочет делиться с нами Своим богатством. И очень печально, что мы живем такой жалкой, несчастной жизнью, в то время как у нас есть Бог — наш Отец, Который очень богат.

Это как если мой отец торгует одеялами, а я мерзну, и он мне говорит: «Вот мой магазин — он и твой магазин. Так возьми одеяло и согрейся!»

Старец Иосиф Исихаст
Старец Иосиф Исихаст
Это как если мой отец кондитер, а у меня во рту нет рецепторов, распознающих сладкий вкус; и вот он говорит: «Чадо мое, это твоя кондитерская. Приходи и угощайся. Приходи — и поймешь, как подсластить свою жизнь!»

Удовлетворяемся малым, а теряем многое. Мы делаем маленькие шажки в духовной жизни, в то время как, живя, могли бы творить в своей жизни чудеса — великие чудеса. Сегодня никто не услышит меня, потому что и не стоит слушать человека, ведь если сильно чувствовать Бога в своей душе, по молитве к Нему происходили бы такие чудеса, что не надо было бы надеяться еще на кого-нибудь. Из-за этого мы страдаем. Мы считаем, что кто-то другой нам поможет, но Господь нам говорит:

- Попробуйте припасть к Источнику, то есть ко Мне. И не полагайтесь на человеческое, потому что снова возжаждете. Снова разочаруетесь, раните себя.

Некоторые люди, святые, возлюбили с малых лет богатство Господа, с детства возревновали о нем. Старцу Порфирию было 12 лет, когда он стал задумываться о том, о чем я сейчас толкую, и он говорил себе: «Вот ведь Иоанн Кущник достиг святости, так почему же я не смогу? Он смог, а я разве не смогу? Он достиг таких высот, так почему же я не достигну?» И трижды втайне от своих родителей он пытался попасть на Афон, но все три раза что-то случалось, и он возвращался обратно домой — будучи 12-летним ребенком! И старец Иаков из Эвбеи, с которым я встретился в 1990 году, говорил: «О чем ревновал я с малых лет, так это о рае, ревновал о великом, а не о малом! Много денег прошло через мои руки. Многие люди давали мне деньги, но я к ним был равнодушен. Я ревновал о святости, ревновал о Божиих чудесах, и этому я хотел подражать, к этому прикоснуться!»

Почему мы не богаты? Все просто, и много говорить об этом не нужно: мы ленивы — потому и бедны. Не подвизаемся, поэтому легко приходит расслабление. Да, легче отдыхать, сидеть и слушать кого-нибудь; и гораздо легче разговаривать, чем молиться. Скажет мне кто-нибудь, может ли он молиться столько времени, сколько тратит на разговоры? Как долго можешь проговорить — полчаса, час? А молишься ты полчаса, один час? И вместо того чтобы меня слушать, сможешь ли ты молиться столько же времени? Не можем мы этого — трудно. Поэтому мы не развиваемся — потому что не боремся; все для нас теория, только слова; «хотел бы» — но не делаем следующий шаг.

Избегаем трудностей, которые Господь нам посылает, чтобы подарить нам Свое богатство, и поэтому не развиваемся.

Если прочтете ту книгу, о которой я рассказывал, будете потрясены, узнав, что делали эти люди в афонской пустыни. Они молились каждую ночь, уделяли молитве по восемь часов — зимой и летом. Когда им хотелось спать, они выходили на улицу, чтобы их освежил ветер и дождь; чтобы взбодриться, они брызгали в лицо холодной водой; делали поклоны, строго постились, и тогда Бог изливал водопады Своей любви, ниспосылал в их души благодать. Они молились и творили чудеса. Господь их слышал; они отдавали кровь своего сердца, и Бог отвечал — Бог дает, когда ты на деле отдаешь Ему свое сердце. Не в какой-то теории, а когда что-то сделаешь.

Приведи в движение свои ноги, тело, душу, чтобы подвизаться. Все, о чем я вам говорю, — это Божий дар, идущий сверху дождь. Только одно мы можем сделать во время дождя. Не ты, а Бог посылает дождь, но ты можешь подставить свои ладони, чтобы собрать воду. Если ты не сделаешь этого простого движения, повернешь свои ладони вот так, вниз — Бог не сможет наполнить их водой. Он посылает дождь, но ты сделай так, чтобы собрать в руки эту воду. Знаете ли, как называется в Церкви это движение? Называется просто — подвиг, который мы должны совершить. Мы говорим, что этот человек — аскет. Кто такой аскет? Он все время старается превратить свою душу в сосуд, в который может собраться Божья благодать.

Нельзя по-другому. Если ты не сделаешь что-нибудь, не подставишь свои руки, то не войдет в тебя Божия благодать. Те из вас, кто читал церковные книги, Октоих, знают, что в одном месте говорится: стань, моя душа, крупным купцом. В своей жизни можешь иметь лавчонку, но в душе своей не открывай лавки, ты должен открыть большой магазин, ты должен стать оптовиком. И святой Исаак Сирин говорит: когда стоишь пред Богом, не проси у Него малого, но великого, потому что Он велик, — это как если стоишь перед кем-то очень богатым, перед самым богатым человеком в мире, который тебя спрашивает: «Что хочешь, чтобы я дал тебе?» — а ты ему отвечаешь: «Дай мне пару килограммов картофеля!» — «Да его везде найдешь! А я могу дать тебе что-нибудь другое — очень большое!»

Однажды я представил себе, кем бы я стал, если бы был богат молитвами и молился бы все время. Представьте только, как бы было прекрасно, если бы сегодня я молился с утра до вечера и чтобы не было моментов в моей жизни, в которые я не помнил Бога, — как прекрасна была моя жизнь! Но в моей жизни есть такие моменты — огромные пробелы — потому что я не молюсь тогда. Я беден, очень беден в молитве. Как хорошо было бы, если бы я молился и в мое сердце было вписано это имя — Иисусе мой, Христос мой. Если бы кто-то заглянул в твою голову, как думаешь, что бы он увидел там? Какое богатство ты сейчас имеешь? Сегодня у всех нас что-то есть, и мы чем-то занимаемся. Чем мы занимаемся? Ищем ли мы Христа или же занимаемся своими ежедневными делами — суетой, светскими делами, грехами? То, чем ты занимаешься, и есть твое богатство. Если твоим богатством будут сорняки и ложь, то в твоей душе останется огромная пустота. И будешь чувствовать неудовлетворение. Мы читаем о святых, что они постоянно молились. А мы так мало молимся.

Прочитал человек «Добротолюбие» и говорит себе:

- Вот, я прочел, что в «Добротолюбии» говорится о непрестанной молитве.

- И что из того, что ты об этом прочитал? Ты что делаешь?

Как было бы хорошо чувствовать в своей душе богатство божественной благодати, иметь внутри себя Божию благодать, Божию милость. Бог может дать нам многое. Один математик, ученик старца Паисия, рассказал мне, что ему говорил его духовный учитель:

- Однажды старец Паисий сказал нам, что Бог может сделать нас очень богатыми, но мы не готовы это богатство сохранить. Мы готовы его потерять.

И сказал Господь:

- Если он его потеряет, не стоит давать ему его еще раз! Подожди, оставь его. Пусть он сначала сам его поищет, пусть сначала он поплачет, пусть сначала он помолится, пусть сначала он попросит, немножко смирится, а потом Я исполню то, о чем просит.

Потому что много раз мы просим у Бога, чтобы Он нас обогатил, но мы не остаемся рядом с Ним. Принимаем Его подарок, но бежим от него, исчезаем и забываем о нем. Потому Бог сказал: «Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам». «Постучите в Мою дверь». Как долго ты молишься о том, что тебя занимает? Как долго?

Однажды мне позвонила женщина — как это нравится мне, что некоторые слушают мою радиопередачу, понимают все то, что я говорю, и делают все наоборот тому, о чем я рассказывал по радио, — они такие же, как и я. Поэтому мы встречаемся и находим общий язык. Так вот, она позвонила мне по телефону, а я между прочим однажды в своей радиопередаче сказал: «Не утомляйте сильно священников, говорите им самое основное. Только то, что вас беспокоит. Приходите к священнику и говорите: „Батюшка, я сделал то, то и то“. Говорите лаконично. „Все, я закончил, благословите, простите, но мне надо уже идти!“ Не говорите о том, что не имеет смысла».

Женщина позвонила мне по телефону. После долгих поисков она меня нашла и теперь говорит:

- Батюшка, очень правильно то, что вы сегодня сказали, что не надо утомлять священников. Не нужно утомлять священников! Вот послушайте, я расскажу коротко о главном, не буду сильно утомлять!

И проговорила со мной по телефону 35 минут. Рассказывала мне о своем наболевшем. Хотя введение было очень хорошим — про то, чтобы не утомлять меня.

Я ей сказал:

- Вот уже 35 минут мы беседуем. И вы говорите, что нашли утешение. Подумайте теперь: а если бы вы 35 минут молились Богу о своем супруге — потому что у нее были проблемы с супругом, — если бы 35 минут вы просили Бога: «Господи, помоги ему! Соедини нас, помоги нам, чтобы мы полюбили друг друга, простили, поговорили!» Не надоел ли вам телефон за эти 35 минут?

Она мне в ответ:

- Батюшка, вот как быстро пролетело время… Было так приятно!

- А как же с Христом?

- Ой, я не могу молиться 35 минут — это убийственно! А с друзьями, с людьми, со священниками время проходит так незаметно!

- Потому мы и не видим чудес, — сказал я ей.

Поэтому я не могу творить чудеса — я разговариваю с людьми и не обогащаюсь, поэтому я бедный — и ты бедный. Мы соединены нашей бедностью и остаемся по-прежнему бедными.

Ведь это Бог нами управляет… только Он может нас сделать богатыми в жизни и позволит увидеть чудеса.

Вспомнилась женщина, у которой был рак. Это реальный случай. Женщину звали Афина. Она мать мальчика, которого я исповедаю. Она ходит на химиотерапию. Заболела она внезапно, неожиданно; вернее — она болела, но не знала об этом. А я как-то подумал: «Мог бы кто из нас — и я в том числе — так помолиться об Афине, чтобы, когда утром она пойдет в больницу сдавать анализы, ей там сказали: „Госпожа Афина, вы принесли не свои анализы. Вы здоровы! У вас анализы хорошие!“?»

Вы это сейчас слушаете и говорите про себя:

- Ну, это… крайности, это преувеличение, это может случиться один раз на тысячу.

А Христос говорил:

- Я пришел не для того, чтобы сделать вас Моими учениками — такими, что это будет один случай на тысячу. Это и вы сами могли сделать. Я сделал вас такими Моими учениками, чтобы это происходило постоянно.

Старец Порфирий
Старец Порфирий
Знаете, почему святые апостолы изменили мир? Потому что они пошли не с проповедями, не только со словами, а пошли, совершая чудеса. Вот пришел человек измученный, посмотрел на него апостол Петр — и снял с его души всю скорбь, дал ему радость. Пришел больной раком, тень святого Петра упала на него — и он вылечился. Он вытер пот платком, а другой человек говорит: «Дай мне этот платок!» Коснулся его — и был исцелен.

Скажите мне, кто бы не последовал за такой Церковью? Какой бы ребенок не последовал за своей матерью, своим отцом, учителем, духовным наставником, священником в Церкви, если бы мы жили с такой сильной и богатой чудесами верой? Наша вера стала интеллектуальной, поверхностной — слова, пожелания, что-то хорошее, но нет чудес. А апостол Павел говорит, что Бог послал их с силой и знамениями, а не с прекрасными словами: слова были не важны, они были простыми — но их вера творила чудеса. Сегодня мы не так живем. У нас оскудела вера, и мы не верим, что Бог совершит чудо. Или если Бог совершит какое-то чудо, то мы его приписываем себе, а Господь потому и говорит: «Зачем мне ему давать? Со своим эгоизмом он все равно потеряет. Оставить его, оставить его — пусть он еще подождет, пусть он еще больше смирится».

Старец Паисий рассказывает: когда однажды котенок что-то проглотил и стал задыхаться, то стал подпрыгивать, словно был на пружинах; видя его страдания, старец перекрестил котенка. Но он по-прежнему испытывать боль и страдал. Тогда он снова осенил котенка крестным знамением, но ничего не произошло. «И сказал я себе, — рассказывает старец Паисий, — „Ой, горе тебе, Паисий, ты уже столько лет монах, но еще такой бедный! Даже котенка не можешь исцелить! Где твоя вера? Что ты здесь делал все эти годы? Где твоя добродетель? Где твоя святость?“ И тогда я смирился и сказал себе: „Какой же я недостойный!“ — и когда сказал: „Какой же я недостойный!“ — и сделал вот так, котенок сразу же успокоился. И тогда я понял, что Бог может дать нам очень многое, но самое большое препятствие в том, что мало того, что мы не боремся, но мы еще и очень эгоистичны».

Нет смирения. Не просим у Бога правильно то, чего желаем. Предъявляем претензии, хотим все и сразу и готовы хулить Бога, если нам не угодят.

- Я готов бросить курить до Рождества Христова, — говорил мне один мужчина. — Но если твой Бог не исполнит то, о чем я прошу, то ничего не обещаю!

А я ему сказал:

- Мой Бог является и твоим Богом, если Он мой Бог, то Он и твой Бог. Во-вторых, если ты идешь к Богу с такого рода соглашением, с таким жалким соглашением, то что есть Бог? Как ты собираешься у Него просить? Поэтому Бог тебе и не дает! А Богу ничего не стоит выполнить то, о чем ты просишь. Ничего не стоит Ему это сделать. Это для Него сущий пустяк. Что бы ты ни попросил у Бога, если Он захочет, то может исполнить твою просьбу в ту же секунду.

Надо знать секрет успеха.

Вот хочешь создать семью и молишься Богу: «Боже, пошли мне этот дар!»

Разве это не богатство — иметь хороший дом? Самый богатый человек на Земле тот, у кого есть хорошая работа и хорошая семья — это-то и есть богатство. Богатство — это и счастливая жизнь. Да, но достоин ли ты того, чтобы Господь сделал тебе этот подарок? Что ты даешь Богу, чтобы Он сделал тебя богатым? Какой характер имеешь? Есть ли у тебя что-то хорошее, что можешь подарить девушке или юноше, которых пошлет тебе Господь? Что ты подготовил в своем сердце, чтобы принести Ему, чтобы сделал Он тебя богатым или богатой? Ну, давай просто пойдем и создадим семью. И что? Какой фундамент положишь в своем доме? Поэтому Господь медлит и говорит тебе:

- Подожди, нужно тебе еще смириться, нужно еще помолиться, необходимо тебе исправиться, потому что если ты создашь семью с тем жизненным опытом, что у тебя есть сейчас, твои проблемы лишь умножатся, и Я, любящий тебя и провидящий твое будущее, говорю тебе: «Подожди, ты не видишь поворота на твоем жизненном пути». А ты Мне отвечаешь: «Я все отлично вижу». А Я тебе говорю: если ты женишься, то через пять лет твой жизненный опыт приведет к разводу. Так что лучше подожди еще три года, а затем будешь жить счастливо 70 лет. Вряд ли тебе нужно трехмесячное счастье, которое ты быстро разрушишь.

Господь думает одним образом, а мы — другим. Ты хочешь повлиять на жену и детей, ты им говоришь, говоришь, а твои слова не имеют никакого воздействия. В одно ухо входят, а из другого выходят. Вот я рассказываю в классе, и не то что дети не слушают, они тихие, но словно не понимают того, что я им говорю, — смотрят мне в глаза, а когда я вдруг их спрашиваю: «Что я сейчас сказал?» — молчат.

Делаю вторую попытку, спрашиваю другого ученика:

- Что я сейчас сказал?

Он не понимает, что я ему говорю, слово не имеет отзвука в душе этого ученика. Конечно, одни могут, другие не могут сосредоточиться и понять, что ты им говоришь. Часто мы пытаемся что-то высказать нашему ребенку и чувствуем: слова наши словно отскакивают от стены. Он тебя не понимает. Ты говоришь ему: «Чадо мое, то, что делаешь, компания, в которую ты попал, то, к чему ты привык…» Он слышит тебя, но твои слова ему безразличны. Говоришь ему, но это его не трогает. Он чувствует, что твои слова очень бедны. Наши слова скудны. Не находят отклика. Скудны слова супругов. Говорят и не могут достучаться друг до друга, не могут тронуть друг друга, потому что нет Божиего богатства в их сердцах. Когда ты переполнен божественной любовью, это заметно по твоим словам, по твоему взгляду, по твоим мыслям; другой поймет, что ты думаешь, — Бог его известит. Не надо человеку говорить — его сердце почувствует, что ты хочешь ему сказать. Что Христос говорит в Евангелии мытарю Матфею? Что Он ему сказал? «Следуй за Мной!» Одно слово, одно предложение. «Приблизься ко Мне!» И тот оставил все и пошел за Ним. Одно слово, сказанное Христом, изменит твою жизнь. Сто слов педагогов, сто слов моралистов: врачей, учителей, преподавателей — и ничего! Да? Сила Христовых слов, богатство Христовых слов — это богатство может стать и нашим. Есть святые люди — старцы со Святой Горы Афон, которые могут сказать лишь одно слово — и что-то происходит. Это слово входит в тебя и никогда не покидает.

В 90-х годах прошлого столетия старец Порфирий пожал мне руку и сказал:

- Не говори своему отцу, чтобы снова пришел на исповедь! Будешь хранить молчание, послушание, совершать молитву.

Поскольку он знал, что я рассеянный, он повернулся ко мне и спросил:

- Что я тебе сказал?

Я ему ответил:

- Ну… молчание, послушание… Что сказали? Молитва.

- Итак, выполняй это и увидишь чудо! Будешь ждать. Через четыре-пять лет увидишь чудо.

Его слова тронули меня.

(Окончание следует.)

Архимандрит Андрей (Конанос)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар магистр богословия


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru