Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 23.02.2013 |
Родом святой происходил из области Каппадокийской. Богобоязненный с раннего детства, за свои великие добродетели был он избран в епископы города Севастии. Был Власий ярким духовным и нравственным светочем в этом языческом городе. В эпоху жестокого преследования христиан святой Власий ободрял свою паству и посещал Христовых мучеников в темницах. Среди них особо выдающимся был славный Евстратий. Когда Севастия осталась совсем без христиан — одни погибли, другие бежали в иные места, — старец Власий удалился в горы и поселился там в пещере. Дикие звери, узнав святого человека, собирались вокруг него, и он их нежно ласкал. Но гонители разыскали святого в этом сокровенном месте и повели его на суд. По дороге Власий исцелил одного отрока, у которого в горле застряла кость, и, выслушав жалобы некоей бедной вдовицы на то, что волк утащил у нее поросенка, силой своей молитвы сделал так, чтобы волк вернул ей пропажу.
Мрачные судьи жестоко его истязали, били. Своей непоколебимостью в вере Власий многих язычников обратил ко Христу. Вместе с ним в темнице находились 7 женщин и 2 ребенка, сначала мечом усекли этих женщин, затем и Власия вкупе с теми двумя детьми. Пострадал он и прославился в 316 году. Люди молятся святому Власию о добром росте домашнего скота, о защите от зверей. На Западе к нему же молятся и в случае болезни горла.
Каждый человек, когда обращается к Богу, — за духовной ли нуждой, за поддержкой, здоровьем, помощью в житейских делах — всегда ожидает, что Господь отреагирует на его просьбу, поучаствует в его жизни, но не каждому человеку Бог уделяет Свое внимание, не каждому подает Свою помощь. Даже в Священном Писании есть такие слова: грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин. 9, 31). И всякому ожидающему от Бога помощи, хорошо было бы задуматься: что мне необходимо сделать, чтобы Бог меня увидел, услышал, пришел ко мне? Есть в Священном Писании удивительная история про мытаря Закхея.
Однажды Господь зашел в Иерихон — большой город, в котором жил человек по имени Закхей. Как говорит Священное Писание, он был начальником мытарей (начальник — это дело всегда выгодное, денежное). Закхей был человеком богатым (это особо подчеркивается), поскольку в то время (да наверняка и в иные, например, при Петре I) точно были такие должности, на которых платили маленькое жалованье — с тем, чтобы человек добирал с подчиненных или зависимых от него людей на свой счет.
Закон Римской империи гласил: мытарь — сборщик подати, он должен в определенное время платить определенную сумму налогов, а поскольку Рим держава военная, огромное войско находится в перманентной войне, понятно, что требуется много средств, и с оккупированных территорий брали серьезные налоги. Так вот, мытарь должен был эти налоги предоставить, но если с кого-то не мог что-то взять, то разрешалось заплатить свое, а затем с того человека взять вчетверо. За счет этого начальники, да и обычные мытари жили весьма и весьма неплохо. У Закхея был — как обращает внимание на это Евангелие — некоторый дефект (хотя как сказать, дефект или не дефект) — он был маленького роста (знаете, люди высокого роста и симпатичные внешне могут как-то в жизни устроиться, но частенько чересчур уж надеются на таланты, данные им на время; людям неказистым, маленького роста, требуется много усилий, упорства, крепкой воли, чтобы достигнуть своих задач. Например, Александр Васильевич Суворов родился слабеньким, но — «тяжело в учении — легко в бою» — приобрел трудом, усердием огромные навыки, опыт и стал великим полководцем). Закхей тоже обладал волевыми качествами, за счет чего и выбился в люди и его весьма уважали. Уважали, конечно, не за авторитет, а ради страха его должности. И вот когда он услышал, что в город входит пророк, праведный человек, он захотел Его увидеть, но будучи маленького роста не мог из-за толпы увидеть Иисуса, и поэтому Закхей, как мальчишка, карабкается на дерево.
Господь увидел Закхея (это не значит, что он как-то по-особенному выглядел, хотя наверняка его одежда была подороже и поприличнее, чем у других иерихонцев, которые так же залезли на деревья, на крыши домов) — Господь увидел сердце Закхея. Увидел, что, несмотря на внешние и многие пороки, в душе есть нечто достойное внимания Божия. Например, в душе Закхея было смирение. Редкий государственный чиновник такого уровня (а точнее сказать, никакой) не смог бы добровольно себя позорить. Чтобы себя позорить, требуется некоторое юродство, безумие, отречение от своего имиджа: «Что обо мне подумают, что скажут?» — абсолютное большинство людей, как однажды подметил Николай Васильевич Гоголь, готовы претерпевать любые наказания, только чтобы их не считали дураками. А Закхей презрел мнение людей, потому что желание увидеть Христа многократно превозмогало то, «что о нем скажут» и «как он будет выглядеть», и залез на дерево. И Господь, Который смиренным подает благодать, видит это действие души Закхея и говорит: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».
Для Закхея это сильнейшее потрясение, он-то хотел только увидеть, а Христос говорит, что будет у него в доме. Он приглашает своих друзей — мытарей; среди приглашенных (а может и не приглашенных) оказались соглядатаи — фарисеи, которые все время искали, что бы на Христа подметить, чтобы потом Его обвинить. Христос пришел, возлег за трапезой, а фарисеи между собой говорят: «Как Он с грешниками-мытарями..». Господь же, слыша это, говорит: «Я пришел спасти погибшее», — это же и услышал Закхей. И в нем совершается дивный переворот; он вышел перед всеми и говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Господь, указывая на него, говорит: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Чадо веры, веры не показной. Говорить о себе, что он христианин, может всякий, а половину имения своего отдать, чтобы покаяние было совершено в делах веры, — до этого еще нужно дорасти. Он — чадо Авраама, чадо веры, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Что же нужно, чтобы Господь увидел, услышал, призрел на нашу нужду? Во-первых, нужно желание видеть Господа, во-вторых, нужно смирение, как апостол Павел говорит в Послании к Коринфянам: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь».
Очень важно, чтобы человек поступал богоугодно, а не человекоугодно. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?», — говорил Господь фарисеям.
И, наконец, еще одно условие — деятельное покаяние, когда человек, поняв, что совершал грех, оставляет его. А не просто проговаривает на Исповеди, а потом идет и делает то же самое. На такие движения души Господь всегда обращает внимание, их поддерживает и подает человеку Свою благодать.