Русская линия
Православие.Ru Александр Сегень23.02.2013 

Родившийся 23 февраля

Святейший Патриарх Алексий II родился 23 февраля 1929 года, и, таким образом, его день рождения всегда совпадал с празднованием — сначала Дня Советской Армии, а затем — Дня Защитника Отечества. Это особенно примечательно еще и потому, что он прославился как один из наиболее видных миротворцев ХХ столетия!

Самому ему не довелось служить в рядах вооруженных сил, но в течение всей жизни Святейший постоянно уделял внимание армии, очень часто выступал перед военнослужащими, что нередко случалось как раз 23 февраля. В одном из таких выступлений он сказал:

«Святая Церковь искренне желает, чтобы в нашем обществе возродилось исконное уважение к воинству, понимание тягот и трудностей, переживаемых армией России. Не дай Бог, чтобы на солдат и офицеров, честно исполняющих свой долг перед Родиной, пала тень от неправедных действий политиков и чтобы армия оказалась вовлечена в опасную для народа политическую вражду».

Накануне страшных событий октября 1993 года Патриарх Алексий II пытался заставить политиков прийти к мирному исходу кризиса. Он говорил:

«В нынешних условиях армия может и спасти, и погубить Россию. Она может вовлечь себя в бездну политических страстей, стать игрушкой в руках правых или левых безответственных деятелей, которые заботятся не о жизни и благе народа, а о личной роли в дележе власти. И этим армия может вновь привести страну к анархии и диктатуре. Но она может поступить и по-другому. Она может выражать подлинные народные интересы, взять на себя защиту мирных интересов россиян. Если она так поступит, а я в это верю, она сделает великое дело перед лицом истории и перед лицом Божиим. Она совершит свой нравственный подвиг, который не забудется в веках. Мне хочется пожелать, чтобы наша армия всегда верой и правдой служила своему народу, своим ближним — во имя мира и свободы. И Русская Православная Церковь будет помогать нашему воинству на путях этого святого служения».

Во время его патриаршества было воздвигнуто и возрождено огромное количество храмов. Главный же из них — храм Христа Спасителя — тоже ведь сопричастен воинской теме, являясь не только главнейшим собором Москвы, но и храмом-памятником русским воинам — участникам побед над Наполеоном в 1812—1814 годах.

Однажды, совершив панихиду по Михаилу Илларионовичу Кутузову, Святейший Патриарх Алексий II произнес очень важные слова о той войне:

«Ее духовной причиной, несомненно, было ослабление веры в народе и равнодушное отношение представителей высших слоев русского общества к истине христианского откровения. В среде аристократии получили развитие атеистические идеи французской революции, укоренялись различные материалистические теории и мистические оккультные учения. Подспудно насаждалось презрительное отношение к христианству как к „невежественной вере“. Доходило до того, что дворянские дети вообще не обучались русскому языку и говорили только по-французски. Естественно, что и народ подвергался губительному влиянию сверху. В таких условиях и прогремела над Россией тяжкая весть о начавшейся войне. И вот — наступило прозрение. Люди от всей души каялись и спешили на соборную молитву в храмы Божии, дабы вымолить прощение у Господа и не отдать на поругание православные святыни. В высшем свете также явно ощущались покаянные и патриотические настроения. И Бог не покинул кающуюся Россию. Это стало ясно уже вскоре после начала Отечественной войны. В народной памяти навсегда остались ее незабываемые вехи: великая Бородинская битва, совет в Филях, тщетное ожидание Наполеоном на Поклонной горе ключей от горящей Москвы, сражения под Малоярославцем и Вязьмой, которые привели к поспешному отступлению и бегству французов из России. Разве не было чудом и великой милостью Божией, что 500-тысячная армия Наполеона, прекрасно подготовленная и вооруженная, состоявшая из солдат 21 национальности, в короткое время потерпела сокрушительное поражение на русских просторах?! „С нами Бог!“ — повторял Кутузов перед началом любой военной операции, и каждый из участвовавших в боях знал, что в этих словах для России заключается великая истина, возвещавшая русскому народу о скорой победе над галлами».

Святейший Патриарх Алексий II постоянно обращался с глубоким и проникновенным словом и к новобранцам, и к офицерам, и к слушателям военных академий, и к ветеранам Великой Отечественной и других войн.

Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Высшем военном командном училище РХБЗ был построен в 1995 году и стал первой церковью на территории действующего воинского подразделения Российской Армии. На фото святейщий патриарх Алексий II освещает звонницу при храме. 2002 г.
Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Высшем военном командном училище РХБЗ был построен в 1995 году и стал первой церковью на территории действующего воинского подразделения Российской Армии. На фото святейщий патриарх Алексий II освещает звонницу при храме. 2002 г.

Как известно, он был еще и очень остроумным человеком, умел изрядно пошутить, найти какое-то веселое словцо, нередко чтобы и выйти из неловкой ситуации. Рассказывают, что однажды он 23 февраля выступал перед офицерами в Доме Российской Армии. После долгой беседы его пригласили к обильно накрытым столам. Он посетовал, что вынужден огорчить воинов, поскольку только что начался Великий пост, и Патриарху негоже его нарушать.

- А вас, мои дорогие, я благословляю выпить по рюмочке, — добавил он.

Внезапно наступила разочарованная тишина. Святейший крякнул, усмехнувшись, и закончил:

- Ну, а размеры рюмочки пусть каждый из вас сам для себя определит.

И удалился под радостный смех.

Все годы своего патриаршего служения он не переставал печься о восстановлении института военного духовенства. В одном из интервью он говорил:

«Институт военного духовенства повышает моральный дух в армии и способствует созиданию межрелигиозного мира среди военнослужащих. Однако это возможно при условии, что армия не рассматривается как поле для миссионерской деятельности, на котором различные религии борются за привлечение новых последователей. Следовательно, в армейской среде должны работать только те религиозные объединения, члены которых несут военную службу, причем работать среди своих последователей. Наконец, отечественный опыт взаимодействия армии и религиозных организаций на протяжении последних десятилетий показал, что духовное попечение о военнослужащих не ведет к конфликтам на религиозной почве. Наоборот, пастырская забота оказалась востребованной среди военнослужащих. Она придает более человечный характер военной службе, укрепляет моральные силы воинов, наполняет военную службу глубоким нравственным содержанием. Все это способствует укреплению страны и приносит реальную общественную пользу».

В итоге институт военного духовенства был им воссоздан. Правда, уже 2009 году: вскоре после того, как Святейшего не стало, президент страны издал указ о создании таковой структуры.

Когда отмечалось 60-летие Великой Победы, Святейший Патриарх Алексий II в одном из своих выступлений очень точно охарактеризовал религиозное значение Великой Отечественной войны:

Презентация «Православной энциклопедии» в Военной академии Генерального Штаба Вооруженных сил РФ 15 ноября 2005 года.
Презентация «Православной энциклопедии» в Военной академии Генерального Штаба Вооруженных сил РФ 15 ноября 2005 года.

Как известно, к началу войны Русская Православная Церковь пережила самое страшное гонение в своей истории, которое не прекращалось почти четверть века. Закрывались монастыри и храмы, осквернялись святыни, физически уничтожались духовные лица и активные верующие миряне. В конце 1930-х годов церковная структура на территории СССР была почти полностью уничтожена. Но когда на нашу землю пришла беда, обескровленная гонениями Церковь вновь явила свою нравственную силу, вдохновляющую народ на борьбу с поработителями, а ее верные чада встали на путь жертвенного служения Отечеству, объятому пламенем войны. Гонители Церкви потерпели моральное поражение: Церковь сохранила свое каноническое устройство и осталась верна своей патриотической позиции, освященной тысячелетней традицией российской истории. Именно такая позиция Русской Православной Церкви, вызывавшая симпатии и сочувствие в народе, заставила вчерашних гонителей изменить модель церковно-государственных отношений в сторону относительной нормализации и признать за Церковью право на существование в обществе, которое «творцами нового мира» изначально мыслилось как антирелигиозное".

Конечно, это не случайно, что именно в День Защитника Отечества мы всякий раз поминаем добрым словом и нашего незабвенного пастыря!..

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/59 651.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru