СИНОД СЕРБСКОЙ ЦЕРКВИ ТРЕБУЕТ ПЕРЕСМОТРА ПРОЕКТА РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
10 июня 2003 года Священный Синод Сербской Православной Церкви направил Народной скупщине республики Сербии письменное требование об отзыве проекта Закона о основах системы образования и воспитания. В требовании Синода в частности говорится: «Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви, руководствуясь заботой о благосостоянии нашего народа и всех других народов, проживающих в Сербии, а особенно молодого поколения, которое, возмужав должно явить собой ответственные и свободные личности, поддерживает просьбы и обращения преподавателей университета, отраслевых объединений, профсоюзов работников образования, и также прилагаемую Резолюцию против насилия в отношении детей и образования, которую 6 июня 2003 года, приняла группа известных ученых и представителей неправительственных организаций и призывает Народную cкупщину республики Сербии и каждого ее депутата в отдельности, выступить за немедленный отзыв из процедуры рассмотрения в скупщине проекта Закона о основах системы образования и воспитания. В то же время, Священный Архиерейский Синод призывает правительство республики Сербии, ее министерство образования и спорта, а также и все научные, образовательные и академические учреждения и их деятелей, начать самое широкое общественное обсуждение проекта этого закона, с учетом того, что разъяснение этого вопроса в профессиональных кругах не проводилось, а периодически высказываемая аргументированная критика вообще не принималась во внимание. С уважением Председатель Священного Архиерейского Синода Патриарх Сербский Павел» Четырьмя днями раньше, 6 июня 2003 года, в союзе писателей Сербии прошел круглый стол, посвященный проблеме реформы образования. В обсуждении этого жизненного важного для будущего Сербии приняли участие многие известные ученые и общественные деятели. Участники круглого стола приняли «Резолюцию против насилия над детьми и школой», в которой подчеркивается, что «проект закона не прошел демократическую процедуру обсуждения общественности», чем родители и работники системы образования были лишены права участия в необходимых косультациях. Одновременно с этим данный проект не был одобрен всеми профсоюзами работников системы образования и слишком поспешно передан на рассмотрение в скупщину. При этом имели место пренебрежительное отношение к кириллице и «попытки переименования предмета сербский язык и литература в «язык и коммуникация» и ряд других недопустимых действий. «Министерство образования и спорта, — говорится в резолюции, — не дало возможности авторитетным культурным и образовательным организациям сформировать комиссии, которые бы рассматривали и обоснованно отвергали или принимали проекты по предлагаемому плану и программе реформы. К работе над проектом реформы образования не привлечены ни специалисты, ни преподаватели предметов, ни организации культурно-образовательного значения, а исключительно подходящие для этого психологи». Необдуманным принятием ряда нормативов, касающихся организации учебного процесса, «введением вместо четырехгодичной гимназии трехгодичной» и внедрением новых неприемлемых методологий «министерство образования осуществляет непросвещенный диктат, а не демократизацию и деидеологизацию образования, вносит хаос в школу». «Принцип деиндивидуализации, проводящийся в реформированных программах не только не служит формированию личности, но напротив унижает личность … Реформа образования, которая не содействует здоровому и образованному обществу, а служит клонированной идеологии детей постмодернизма», по мнению авторов Резолюции является преступлением над образованием и духовностью. Подобными действиями министерство образования показало свою некомпетентность. Среди подписавших Резолюцию епископ Афанасий (Евтич), писатель и бывший советник министерства образования Миодраг Игнятович, член САНУ проф. др Никола Милошевич, психиатр и писатель Станислав Никоч, директор Математической гимназии Любо Протич, сценарист Богдан Златич, декан Естественно-математического факультета Александар Липковски и целый ряд других представителей высших учебных заведений, издательств и общественных организаций.