Православная газета г. Екатеринбург | Владимир Ларионов | 20.02.2013 |
В своей драме «Борис Годунов» А.С. Пушкин писал: «Романовы Отечества надежда» Были ли они надеждой тогда? Эту оценку можно дать спустя столетия.
В этом году исполняется 400-летие воцарения Михаила Федоровича Романова. Династия правила чуть более трехсот лет. Сегодня в России монархии нет, но наш разговор — о Романовых, о том, может ли власть быть нравственной — и о всех сопутствующих деталях мы разговор с Владимиром Евгеньевичем Ларионовым, историком, византологом, публицистом, автором многочисленных книг.
— Сейчас Новоспасский монастырь в большей степени можно соотнести с XVII веком, хотя, конечно, эклектика присутствует на каждом шагу. Но когда монастырь стал царским, развернулось масштабное каменное строительство, поднялся красивейший Преображенский собор. Его камни помнят торжественные царские выходы на богомолье в эту обитель. Но все же XVII век для Романовых начался со страшной трагедии — всем известного дела «о корешках», следствием которого явились ссылки, расправы, гибель некоторых из Никитичей. Путь к престолу все равно лежал через страдания и кровь.
Возможна ли в нашем Отечестве честная власть? И что такое испытание властью? Смог ли это испытание вынести в своей жизни царь Борис Годунов? Всегда ли с этим крестом достойно справлялись представители династии Романовых? Всегда ли власть и сила идут рука об руку? Опять вспоминаются страшные примеры с Лжедмитриями. Власть — это крест или некий блеск вседозволенности и какого-то богатства? Где эта грань?
- Верховная власть — это в определенном смысле некое таинство. Христианину известно, Кто Источник всякой земной власти — это Господь Вседержитель. Истинная земная политическая власть не может быть ничем иным, как делегированной теократией, которой, в истинном значении этого слова, была монархическая власть, особенно в России. Но поскольку любой монарх это еще и человек — и он не свободен от греховных страстей, которые часто ведут к гибели как его ближних, так и его самого; прежде всего я бы сделал акцент на духовном аспекте этой проблемы. По возможности кратко отвечая на вопрос, я хочу отметить, что нашим древним предкам были прекрасно известны опасности нравственных соблазнов, которые сопровождают отправление функций верховного правителя. Особенно эта проблематика становится актуальной и критической в момент смены власти, тем более династии. И все же для православных монархов власть — это священное служение, осмысленное крестоношение. И жестокость монархов не идет ни в какое сравнение с рациональной жестокостью светских правителей, для которых власть — это механизм достижения материальных целей, политического могущества, личного властвования, безудержного и бесконтрольного стяжания.
— Каким же был XVII век, в Вашем понимании?
- В моем понимании, это был переломный век в судьбе России. Именно в этом веке мы вступили в Новое время мировой истории, которое характеризуется тотальным отступлением некогда христианской цивилизации от Христа. Вся история династии Романовых — это история героического противостояния России под водительством ее царей миру апостасии. Они свой исторический долг выполнили безупречно, а вот мы, в лице наших предков, оказались не на высоте. Вернее, в какой-то момент у нашего общества не хватило сил быть на той же высоте, где была династия, которая с этой высоты в лице последнего Императора дошла до вершин святости, а мы низвергнулись в кровавую пучину политических катастроф.
— Как Вы считаете, государственную власть надо воспитывать, надо готовить людей к управлению государством? Опять же, кто из Романовых с этим справился лучше всех?
- Воспитание будущего властителя — дело величайшей важности. Это понимали все и всегда. Особенное значение имеет воспитание духовно-нравственное. И с этим династия Романовых блестяще справлялась; в лице двух последних императоров мы имеем образцы людей истинно христианской жизни даже на бытовом, семейном уровне, что, конечно, накладывало неизгладимый отпечаток и на отправление ими властных полномочий.
— Почему все же был избран Михаил Федорович Романов? Сыграло роль кровное родство с Рюриковичами? Ведь в той смуте, которая происходила в стране, его кандидатуру называл еще Патриарх Ермоген. Повлияла ли на выбор народа незапятнанная репутация юноши? Важна ли ныне репутация, четкое представление о нравственности человека государственного?
- Насколько я помню, святой Патриарх Ермоген до конца своих дней оставался верен законному царю Василию Шуйскому, невзирая на то, что тот не обладал должными человеческими качествами и, как сейчас модно говорить, «профессиональной квалификацией» для царского служения. Таких «нешатающихся» людей в тогдашней России было крайне мало. Один из них — князь Димитрий Пожарский.
Если же говорить о выборе царя после изгнания польско-литовских интервентов, то тут необходимо отметить две принципиальные позиции в этом вопросе, исторически существовавшие в православном мире. Византийцы считали наследственность, династичность в деле преемственности императорской власти делом слишком человеческим для такого особого священного служения, каким они видели сужение царей, «внешних епископов Церкви». В силу этого, даже узурпаторы и цареубицы, каким был, например, Иоанн Цимисхий, считались избранниками свыше. Это проявление языческого римского наследия, когда удачливого военачальника считали наделенным божественными дарами и, поднимая на щит, объявляли императором, зачастую при живом императоре, который не был на поле брани, а сидел в столице, еще не чувствуя, что над его выей занесен меч «божественного промысла». На Руси же всегда искренне считали, что именно в династии, в родовой преемственности, в наследниках проявляется Божие смотрение о верховной власти и династии. История Рюрикова дома давала тому многочисленные примеры, в том числе и потрясающие воображение примеры буквально наследственной святости.
Я думаю, что при избрании Михаила Романова именно родство с царским родом Рюриковичей играло, по крайней мере официально, самую важную роль. Но, конечно, особую роль играло и то, что Романовых на Москве любили и считали праведниками, невинно пострадавшими при Борисе Годунове, — бояр из этого рода, чьи останки находятся в Новоспасском монастыре. Не стоит забывать, что (истинно или нет) Годунова считали повинным в пролитии крови царевича Димитрия. Страдание от рук Годунова Романовых, как и последнего наследника Грозного царя, тоже делало их в сознании людей того времени определенным мистическим образом сопричастными пресекшейся царской линии Рюриковичей.
— Что означает «помазанник Божий»? Ведь в этом избрании народ как-то почувствовали волю Божию? Оправдались ли его 300-летние чаяния? Ведь тогда у каждого было в сознании, что без царя — никак, царь был нужен, необходим как воздух.
- Одна из книг времен празднования 300-летнего юбилея Дома Романовых, посвященная избранию на царство Михаила Романова, называлась «Божий избранник». Это соответствует истине. Люди того времени нисколько не склонны были смотреть на избрание царя как на дело своих рук, следствие прямой подачи голосов за того или иного кандидата. В выборе царя надо было предугадать Божию волю. И в отношении Романовых этот выбор действительно можно было назвать соответствующим Божией воле, чему свидетельство — славная история этого рода и России под их правлением.
— А каких правителей народу хочется иметь? Есть ли правда в избитой фразе «какой народ — такие и правители»?
- Когда один Афонский монах вопрошал Господа, как могло статься так, что по Его воле на трон ромейских государей вступил убийца и злодей, то Господь ответил, что искал для народа еще худшего, да не обрел его среди живущих. Это неотменяемое правило — народ всегда еще хуже своих правителей.
— Кого Вы уважаете больше всего, кто пример для руководителя любого ранга ныне? Назовите главные качества, которыми должен обладать русский царь или впоследствии император, а применительно к сегодняшнему времени — президент страны (хотя, конечно, мы понимаем, что президент — это не человек, а должность: не качество личности)..
- Он должен иметь перед собой икону Императора Николая II, его Святого семейства и верных слуг.
— Можете не отвечать, но почему же династия пала?
- Наша вина и наша беда.
Беседовала Юлия Стихарева