Память 20 апреля/3 мая
После того, как могущественный сербский царь Душан Сильный Неманич (1331- 1355 гг.) подчинил своей власти Албанию и греческую область Эпир, а его воевода Прелюб покорил в 1348 году Фессалию, он провозгласил себя «императором Сербов, Греков и Албанцев» и «деспотом Эпира и комитом Фессалии». Душан отдал Эпирскую область в управление своему брату Симеону-Синише, который женился на дочери греческой правительницы Анны Фомаиде, сестре эпирского правителя Никофора II (1335−1340 гг.). Мать Синиши, гречанка Мария, принадлежала к византийской императорской фамилии Палеологов, и поэтому он стал по матери и жене зваться Палеолог. У Симеона-Синиши и Фомаиды было двое детей — сын Иоанн и дочь Мария-Ангелина.
После внезапной смерти царя Душана в 1355 году, в правящем доме Неманичей осталось два мужских главы — молодой двадцатилетний царь Урош и его дядя Симеон-Синиша. Дядя не хотел подчиняться молодому племяннику и, отделившись от него, в эпирском городе Костуре (Кастории) провозгласил себя «царем и самодержцем Греков, Сербов и Албанцев». Он именовался царь Симеон Урош Палеолог (1355−1369). После смерти правителя Фессалии Прелюба, царь Симеон-Синиша взял власть и над этой областью в свои руки и перенес свою столицу в город Фрикалу в центре Фессалии. Он выдал свою дочь Марию-Ангелину за сына Прелюба Фому, и отдал им обоим в управление Эпир.
Преподобный и богоносный отец наш Иоанн, в монашестве Иоасаф, родился, как уже говорилось, от отца Симеона-Синиши и матери Фомаиды около 1350 года. Его отец был правителем богобоязненным и по примеру своих предков Неманичей воздвигал церкви и помогал многим монастырям. В своей столице, городе Фрикале в Фессалии, при митрополите Ларисском Ниле, он построил церковь св.Симеона. Благочестивый правитель оказывал щедрую помощь и покровительство Метеорским монастырям, которые в его правление умножались. Воспитываясь в дому своего отца, блаженный Иоанн с детских лет начал стремиться к духовной жизни и отречению от мира и его суеты.
Умом своим он стремился к Богу и вечным и непреходящим благам. Часто он посещал церковные богослужения и монастыри, в которых проводил немало времени. Особенно он полюбил Святую Гору и ее подвижников, а позднее стал навещать и монастыри на Метеорских скалах под Каламбакой. Посещая святые монастыри и живших в них великих подвижников, он подобно мудрой пчеле собирал от всех духовное богатство для своей души.
Около 1369 года Симеон-Синиша скончался, оставив свой престол сыну. Известие о том, что он стал царем застало блаженного Иоанна на Святой горе. Он прибыл в свою столицу Фрикалу, но больше заботился о том, как освободиться от царской порфиры и забот этого мира, ибо эта царская власть и слава не занимали его. В это время он уже был знаком с преподобным Афанасием Метеорским, который стал для него его духовным отцом и наставником на пути ко спасению. Вскоре Иоанн передал правление своей страной своему родственнику Алексею Ангелу Филантропину, а сам удалился в монастырь на Платилитосу, то есть на Большой Метеор к прп. Афанасию и облекся в скромную монашескую ризу, получив при постриге имя Иоасаф.
Несмотря на своё царское достоинство, блаженный Иоасаф во всем смиренно и кротко подчинялся своему наставнику и всей монастырской братии, проводя строгую общежительную жизнь, по уставу установленному игуменом Афанасием. В монашеской жизни и богоугодных подвигах и добродетелях он усовершенствовался настолько, что прп. Афанасий перед свои упокоением поставил его своим наследником и игуменом монастыря. Прп. Иоасаф вместе со святым Афанасием воздвиг и украсил храмы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Построенную святым Афанасием небольшую церковь Преображения Господня (1382 г.) прп. Иоасаф расширил и украсил святыми иконами и необходимыми сосудами. Преподобный столько помогал монастырю Метеор своими дарами и пожертвованиями, что вместе со святым Афанасием был зачислен в ктиторы этой обители, о чем свидетельствуют монастырские грамоты и святые иконы и фрески. Помимо этого монастыря, преподобный помогал и всем другим Метеорским обителям. Он защищал права монастырей царскими грамотами, помогал им дарами и многообразным попечением.
При мудром игумене Иоасафе Метеорские монастыри процветали как никогда. В попечении о монастырях ему много помогала его родная сестра Мария Ангелина, правительница Эпира, оставившая большую часть своего имения в управление и распоряжение брата. На эти средства преподобный построил в монастыре множество келий, монастырскую больницу, резервуары для воды и другие необходимые постройки.
В 1394 году, когда турки захватили Фессалию, преподобный Иоасаф был вынужден на некоторое время удалиться на Афон, где провел несколько лет в монастыре Ватопед. После этого, около 1401 года, он снова вернулся на высокие Метеоры и продолжил свои подвиги, живя в непрестанных молитвах в небольшой келии на Метеоре. В 1422—1423 гг., после 40 лет монашеского жития, этот великий подвижник отошел ко Господу. Его святые мощи до наших дней почивают в монастыре Преображения Господня, вместе с мощами прп. Афанасия Метеорского. На этих двух святых, святом духовном отце и святом духовном сыне, исполнились слова Священного Писания, что во Христе Иисусе нет ни эллина, ни иудея, нет ни грека, ни серба, но все верные слуги Божии одно во Христе Иисусе (Гал. 3,28).
Преподобным Иоасафом завершился славный род Неманичей, родоначальника которого Стефана Неманю, прп. Симеона Мироточивого, и последнего царя Иоанна, прп. Иоасафа Метеорита, Сербская Церковь прославила в лике святых. Почитание прп. Иоасафа рано распространилось в Метеорских и Святогорских монастырях. Его лик сохранился на фреске Лозы Неманичей в славонском монастыре Ораховице, а в монастыре Крка хранится его икона работы Спиридона Рома XVI в., на которой прп. Иоасаф изображен со свв. Феодосием и Афанасием.