Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 12.02.2013 |
Установлен этот единый праздник по следующему событию: святители Василий, Григорий и Иоанн имеют каждый в отдельности свой день памяти в январе: Василий Великий — 1 января, Григорий Богослов — 25 января и Иоанн Златоуст — 27 января; их общая память была установлена в XI столетии во время правления императора Алексея Комнина.
Как-то раз в народе вспыхнула распря: кто из этих трех святителей самый великий? Одни возносили Василия за его чистоту и мужество, другие Григория — за непостижимые глубины и высоты ума в богословии, третьи — святого Златоуста за его удивительное красноречие и ясность изложения веры. Таким образом, одни именовались василианами, другие григорианами, третьи иоаннитами. Но Божиим Промыслом этот вопрос был разрешен во благо Церкви и к еще большей славе трех святителей.
Епископу Евхаитскому Иоанну было во сне видение: сначала предстал перед ним каждый из этих трех святителей в великой славе, неизреченной красоте, а затем все три вместе; тогда засвидетельствовали они ему — «единого у Бога, как видишь, нет ни в чем меж нами противоречия, как нет меж нами ни первого, ни второго». Посоветовали они епископу Иоанну написать им общую службу и установить совместный день празднования. Благодаря этому дивному видению спор был улажен, так что 30 января было определено днем общего чествования трех иерархов. Греческий народ считает этот праздник не только церковным, но и своим большим национальным торжеством.
Когда человек переступает церковный порог, по некоему заблуждению он ожидает здесь увидеть ангелов Божиих в человеческом образе, в одеждах блистающих… А в Церкви те же люди. Те же, да не те же — внутри Церкви остаются те, кто хочет спастись, начинает подвиг, то есть начинает двигать себя в сторону Бога. Те, кто не хочет спастись, может, когда-то и «залетают» в пределы церковные, но глубоко не проникают; у них свой взгляд.
Грех настолько поразил человека, что даже внутри Церкви ему очень редко удается избежать обычных человеческих страстей: себялюбия, раздражения, уныния, зависти, жадности. Церковь — место, где, по крайней мере, пытаются бороться со страстями. За стенами храма часто люди пошлыми стереотипами («наглость — второе счастье», «не украдешь — не проживешь») оправдывают и жадность, и зависть, ненависть и корыстолюбие, и считают, что они «не хуже других», «все в жизни нормально». Сравнение неправильное. Надо себя сравнивать не с соседом по лестничной площадке, который пьет, курит и матерится, а, например, с Василием Великим или Иоанном Златоустом, с преподобным Серафимом Саровским: святость преподобного — в смиренном подвижническом житии. Три святителя на большом подсвечнике стоят, а преподобные монахи в затворе, в углах своих келий строили и созидали Царствие Божие внутри себя.
Оказывается, даже святость может стать поводом для разногласий. Еще во времена святых апостолов возникали такие истории — говорит некто: «Меня Павел крестил», или говорит, что его ученик в церковь привел. Святой первоверховный апостол такое очень жестко отсекал: «Я за вас распялся? Что же вы так говорите? Христос ведь распялся — почему такие споры, тяжбы, присоединение к чужому авторитету? Не должно быть такого». И в XI веке, и в XXI веке то же — люди создают группки, ставят на пьедестал какого-то святого, думая, что это автоматически дарует им возможность быть святыми. Иной раз приходится слышать недовольства, что «вот эти батюшки не так себя ведут, не внимательно», «сотрудники храма не такие». Всегда хочется спросить: «Какие у вас успехи в воспитании ваших детей, если вы так переживаете за чистоту Церкви?». Давайте потрудимся, чтобы воспитать добрых пастырей, чтобы наши дети не наркоманами, алкоголиками и взяточниками выросли, а искренними, честными, добросовестными служителями Божиими. Критиковать всегда легче.
Как-то пришло письмо от прихожанина; он приходскую жизнь четко по полочкам разобрал — это не то, то не так, дети плохо себя ведут, родители не занимаются с детьми, а молятся, церковные мероприятия детские приходские как-то не так проходят… Такое ощущение, что человек со стороны смотрит. Если беспокоит что-то, какие проблемы? Ты христианин — видишь, где-то что-то недоделано, не стой в стороне и не думай, что найдутся когда-то такие святые Василии Великие, Григории Богословы и Иоанны Златоусты, придут и все настроят, как надо. Даже когда они жили на земле, оказывается, люди между собой выясняли какие-то непонятные отношения.
Нет, никогда не будет золотого века, где все «тишь да гладь, да Божия благодать». Всегда нужно будет решать сложные задачи, связанные с борьбой с грехом. И если есть какое-то переживание, встань, выйди из ряда вон, спроси: «а чем я могу послужить Церкви, какой фронт работы послушания я могу взять на себя?» — тогда будет результат, начнет меняться жизнь внутри тебя, а следовательно, и вокруг. Можно бесконечно видеть черное в белом, и во Христе видеть какие-то изъяны — Он-де как-то не так учит, не к тому призывает. Но ответ всегда будет один: вынь бревно из своего глаза. Всегда надо начинать изменение мира с изменения самого себя. Помогай нам всем Господь.