Русская линия
Нескучный садЕпископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев)11.02.2013 

Церковь об ЛСД: Почему психоделический опыт — грех

У меня есть знакомые, в том числе и православные, которые считают, что ЛСД поможет им в духовной жизни и откроет что-то новое. Мы уже спросили об этом нарколога, теперь спрашиваем игумена Мефодия (Кондатьева), руководителя координационного центра Русской Православной Церкви по противодействию наркомании. Он считает, что в человеке существует намеренное ограничение, ломать которое запрещено.

Сестра Иоанна Рейтлингер. История Адама и Евы.

— Возможно ли получить мистический опыт с помощью ЛСД-25

— Что-то я не помню в священном предании Церкви такого вещества, с помощью которого аскеты достигали просветления. Не помню и того, чтобы пророки чем-нибудь обкуривались, чтобы получить откровение. Зато мы знаем, что подобные методики использовались людьми, обличаемыми Богом, как творящие беззаконие — колдунами, жрецами и оракулами. Вспомните дельфийского оракула, который вдыхал одуряющие пары из расселины. В Библии была одна попытка достичь просветления с помощью вещества, попытка Адама и Евы, с этого все и началось. Поели от древа познания, чтобы получить сокровенное знание и стать как боги. Эта попытка закончилась катастрофой. Так заканчиваются все попытки получения реального духовного опыта с помощью веществ.

— Почему? Существует некоторый Богом установленный запрет на внесение сильных изменений в сложный механизм человеческого мозга? Правильно ли я понимаю, что мозг нам дан в таком виде не просто так, и лезть в него не стоит?

— Конечно. После грехопадения мы облечены Творцом в так называемые «кожаные ризы». Мы более не можем управлять в полноте своим организмом, своими биологическими процессами. Бог ограничил сознание человека очень и очень узкой областью, и выходить за положенные Им границы нам строго запрещено. Область сознания может расширяться, если человек научается все в большей степени себя контролировать. По мере роста самоконтроля, область ведения, знания расширяется, о чем свидетельствуют жития подвижников и святых. Но есть и демоническим образом полученная прозорливость, когда человек взламывает определенные ему границы, пытается открыть двери к знанию, которое специально закрыто, поскольку гибельно для него. Это как в детстве — без спроса забраться туда, куда войти ты права еще не получил. Запрет на вкушение от древа познания добра и зла не было абсолютным ограничением. Это было ограничением воспитательным и временным. Зла не существует, хотя есть злые. И не плод дерева был плохим, плохим был поступок Адама и Евы. В разговоре Адама с Богом после грехопадения чувствуется, что Адам и обозлился и обнаглел. Гнев и гордость. С тех пор Богом положены воспитательные ограничения в нашей жизни. Если мы эти барьеры пытаемся насильно разрушить, как правило, все заканчивается плачевно: мы без благословения входим в области, которые не контролируем, и в которых не можем контролировать самих себя. В этих духовных пространствах мы становимся игралищем демонических сил. Как человек развивается? Сначала он научается контролировать свое тело: младенец не способен ходить, ребенок не умеет одеваться. Затем человек учится контролировать свои слова, хотя многим не удается достичь такого самоконтроля до старости. Потом подвижник научается контролировать мысли, чувства. По мере роста самоконтроля собираются воедино, соединяются ум и сердце, тело начинается подчиняться человеку, его воле и сознанию. Тогда да — Бог благословляет сознанию «расширяться», так это происходит у святых. Святые получают дар читать мысли окружающих людей, иногда знают по наитию Божьему будущее. Святые, несомненно, обладают другим уровнем сознания. Но святые пришли к этому законным путем. А есть люди, которые желают получить без усилий то, что дается свыше как дар и благословение, как результат тяжелого подвига, получить быстро, просто что-то проглотив. И при этом они уверены, что имеют те же знания, что и святые, даже более глубокие и сокровенные, чем те подвижники, которые достигли всего с помощью благодати Божией. За этим стоит гордость и ничего больше. Люди нарушают запрет Бога, а запрет этот не позволяет им ходить к волхвам, толкователям снов и т. д. Сокровенное знание — запрещенное знание. Оно запрещено Богом. В эти области вторгаться и неполезно, и опасно. Мы в нашей обычной жизни стараемся защитить себя от вмешательства всевозможных демонических сил, а кто-то с помощью наркотиков сам лезет в их логово. Зачем?

—Но с помощью вина и кофе тоже ведь меняют сознание?

— Да, Господь и его ученики пили вино, но это нечто качественно иное, чем ЛСД или грибы или кактусы. Мышление несколько меняется даже у сытого человека по сравнению с голодным: «сытый голодному не товарищ». Человек немного сонный после обильной еды или умеренного употребления вина, все же не теряет контроля над собой, адекватно воспринимает окружающую действительность. Если вином злоупотреблять, то это является и ошибкой и грехом. Всю жизнь человек должен находиться в благоразумном равновесии: недоедание погибельно, переедание также погибельно. Трусость это плохо, наглость или дерзость — тоже плохо. Мудрость состоит в соблюдении меры. Все полезное становится вредным, если употреблять это неумеренно. А есть вещи, которые не следует употреблять в принципе. Они для этого не предназначены. Не все, что сотворено Богом, нужно тащить в рот.

Попытки сравнивать влияние на психику кофе и ЛСД, не следует принимать всерьез — это очевидная демагогия. Какой смысл спорить? Эти люди не готовы и не желают слышать и обсуждать, они навязывают свою точку зрения. Люди, помешанные на психоделиках считают себя особыми, а нас — недотепами, неумными, непосвященными, непонимающими. И доказать им что-либо мы, и особенно мы, не сможем. Мы из другого круга, мы не достигаем их уровня, и диалога не получится. Точка зрения, что ЛСД может чем-то помочь в духовной жизни, просто не разделяется Церковью, вот и все. Конечно, можно оставаться при своем мнении, но оно не является спасительным. Человек хочет употреблять ЛСД, и будет это делать. Упорство, с которым он отстаивает свое право на галлюциноген, не указывает ли на его психическую зависимость от этого вещества?

— Я встречал православных христиан, как минимум трех, которые говорят, что это неподготовленному или незрелому человеку опасно, а им, и при некоторых условиях — можно.

— Если православный ради оправдания своих действий считает всех прочих непосвященными профанами — это, как ни посмотри, признак гордости. Все психоделики питают гордость ума. Гордость порождает жажду наглотаться веществ, якобы дающих сакральное знание, которое скрыто от непосвященных. После «путешествий» в «запредельное», гордость прибавляет в весе. Но какова плата за гордость? Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Так свидетельствует Евангелие.

Мы принимаем только определенный духовный опыт, который основан на истине и дается Богом. А всякий другой опыт нами отвергается. В то время как другие религиозные традиции принимают любой духовный опыт только по той причине, что это «работает». Да, работает. Но каковы результаты этой работы? Святость? Сильно сомневаюсь. Надо очень постараться, чтобы бред своего сознания выдать за откровение. Если человек желает видеть вещие сны, он любые фантазии своих сновидений примет за откровения свыше, будет пытаться их толковать. Толкование снов также Богом не приветствуется, хотя действительно бывают сны от Бога. Но считать себя достойным откровения во сне, или считать себя способным толковать сновидения — опять же плод гордости. Гордость рождает фантазии. Предтеча всех фантазеров — сатана, в самом начале возомнивший себя равным Богу. На галлюциногенах фантазии, фантомы неистово плодятся. Отсюда и их название. Почему, скажите, употребление ЛСД запретили во всем мире? Что, разве не было долгого опыта использования, чтобы иметь право заявить — да, вот, безвредно, всем рекомендуем? Нет, люди увидели, что употребление ЛСД приводит к серьезным негативным последствиям, к трагедиям.

— Мне доводилось слышать, что это ЛСД запретили потому, что оно вело людей к освобождению от социальных условностей, и они могли осознать, что не нужно зарабатывать деньги и становиться успешными, а жить стоит ради настоящих ценностей. Поэтому правительство США испугалось, что люди станут свободными и счастливыми, и обрушится вся экономика, потому что Америке нужно, чтобы люди все время покупали.

— Вы сами в это верите? Некрасов в свое время написал замечательную поэму «кому на Руси жить хорошо». В конце поэмы выяснялось, что на русской земле счастливыми себя чувствуют только те, кто пьяны. Не думаю, что Некрасов призывал к пьянству. Давайте все сопьемся, и будет весело и счастливо жить на Руси? Для кого такая аргументация будет убедительной? Если человек, наглотавшись галлюциногенов, считает себя и просветленным, и счастливым, и учителем, это не значит, что он является таковым на самом деле. А то, что люди под воздействием наркотиков или чрезмерной дозы алкоголя становятся асоциальными — это действительно так. Зачастую представляют немалую опасность для окружающих. Они не могут себя контролировать, нарушают устоявшиеся и выверенные веками нормы поведения. Кто-то называет это «свободой от социальных условностей». Сумасшедший может сколько угодно считать себя счастливым или просветленным или нашедшим смысл жизни, что поделаешь.

—С теми, кто употребляет ЛСД, труднее работать, чем с другими зависимыми?

— С теми, кто увлекался психоделиками, гораздо труднее работать, чем с теми, кто зависим, скажем, от опиатов. У зависимых от героина есть тяга, но мозги у них худо-бедно работают. А у психонавтов серьезные проблемы с мышлением, у них совершенно сбита всякая система координат в голове. Это психически больные люди, с ними крайне сложно общаться. Иногда человеку снится сон, он просыпается, и ему кажется, что во сне гениальные мысли пришли в его голову. Если, еще до конца не пробудившись, он эти мысли запишет, а когда окончательно проснётся и на трезвую голову свою запись прочитает, то видит, что это всего лишь бред. Сонные наваждения кажутся умными до тех пор, пока человек не вернулся к реальности. Но психонавты не просыпаются «до конца» годами. Это только кажется, что человек совершил один трип, другой трип, и после каждого трипа возвращается. Увы. Он так и продолжает плутать в нескольких мирах одновременно. В воображаемых может считать себя сколь угодно успешным, но в нашем он точно теряет ориентиры. Я вот, например, не считаю, что умею жить в этом реальном мире согласно заповедям Божиим. Все время учусь, но никак не могу достичь должного устроения, все идет как-то с грехом пополам. Но я двигаюсь в обратном направлении и понимаю, что желание «отпустить вожжи» совершенно противно православному подвижничеству и нашему типу духовности.

—Но если нет вреда для тела, если нет химической зависимости, то почему нельзя попробовать? Мой знакомый говорит, попробовать нужно все, что не смертельно

— Пусть попробует какашки, это не смертельно. С одной-двух какашек ничего смертельного не произойдет. Почему он не попробует? Ваш знакомый отнюдь не собирается все пробовать, он хочет попробовать именно ЛСД, но прячет тягу к наркотику с помощью глупого оправдания. Прячет более от самого себя. То, что наркотик меня не убьет, только искалечит — невеликий повод для радости. Это как с грехами. Вот есть такой грех, он меня притягивает, что делать? Разок попробую — каково это, а потом пойду и покаюсь. Это хорошее решение? Любой грех это опыт саморазрушения, деградации, фактически — опыт самоубийства. Если хочешь деградировать — деградируй, это твой выбор. А если ты хочешь быть «совершенным как Отец Небесный» — это другой выбор и движение совсем в другую сторону. Мы имеем заповедь трезвиться и бодрствовать, контролировать и разбирать свои помыслы. Контроль над умом и сердцем — вот это считается в православии достижением. Но никак не выход в бесконтрольные области, где я заведомо не являюсь хозяином.

В этом мире конечный результат нашего выбора не достигается. Все мы заканчиваем свой земной путь на каком-то этапе. В Писании написано, что Бог отнял у людей способность жить слишком долго, а до потопа люди могли жить почти тысячу лет. К чему это приводило? К стремительному умножению зла в допотопном мире, к достижению многими совершенства во зле. Меньшинство избирает путь праведности, единицы неизменны в подвижничестве. Путем саморазрушения идут многие. Вот и сейчас мир находится в стадии стремительного саморазрушения. Вампиры, зомби, отвратительные монстры, катастрофы, конец света, деградация, вырождение, патологии, извращения — вот что тянет к себе массы, вот что привлекает внимание. Человечество необратимо сходит с ума, движется к окончательной катастрофе, и это видно невооруженным глазом. Конечно, «психонавты» вписываются в такое движение, а может быть, и идут в его авангарде. В такой системе нравственных координат они могут почитаться и пророками. Но не в нашей системе координат, не внутри Церкви.

http://www.nsad.ru/articles/lsd-25-s-tochki-zreniya-cerkvi


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru