Русская линия
Православие.RuИеромонах Игнатий Шестаков,
Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)
05.05.2003 

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА СЕРБСКОГО ПАВЛА

ПАВЕЛ
По милости Божией Православный Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский, со всеми архиереями Сербской Православной Церкви, священству, монашествующим и всем сыновьям и дочерям нашей Святой Церкви: благодать, милость и мир от Бога Отца, и господа Нашего Иисуса Христа, и Духа Святого, с радостным пасхальным приветствием

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Братья и сестры о Господе, Распятом и Воскресшем, дорогие наши духовные чада,
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному
…как поклонялись Ему на протяжении веков и как и ныне покланяются Ему, миллионы учеников Его.
Чем мы, христиане, отличаемся от других людей? Именно тем, что поклоняемся Кресту Его и славим святое Его Воскресение.
Крест Христов и Его Воскресение, дорогие наши духовные чада, представляют собой существо нашей жизни, нашей веры и нашей надежды. В них был и остается смысл нашего рождения, жизни и смерти. По слову святого апостола Павла, если Христос не воскрес, то тщетна вера наша, бессмысленна и жизнь наша. (ср. 1. Кор 15,14−19).
Через Его Крест и Распятие нам открывается и даруется неизреченная Тайна божественной любви. Нам открывается Бог как вечная истинная любовь, как любовь, которая жертвует собой ради других, ради людей и народов, ради всего мира. Больше таковой любви нет, и не может быть. Христос, Сын Божий, является нам на Кресте как Бог, который не только призывает к любви, но показывает любовь на деле, жертвуя Собой ради других без остатка. Голгофская жертва Христа есть откровение великой тайны самопожертвования божественной любви, которой Бог обнимает и милует все существа, все творения. В природе любви, и обычной любви земной, даровать радость и рождать новую жизнь. Земная любовь такова, потому что она является отражением любви божественной, которая сотворила целый свет и вдохнула свое дыхание в творения и существа. Насколько любовь на земле, между людьми, подобна любви божественной, настолько она истинна и глубока. И нет больше и истинней той любви, когда кто-то жертвует своей жизнью ради ближних своих. Такова была любовь всех Его последователей. Поэтому только те люди и народы, которые живут этой крестовоскресной любовью могут считать себя духовно живыми и достойны жизни вечной.(ср. Деян. 13,46).
Помимо того, что честным Крестом Христовым нам открывается и подается преизобилие любви Божией, а несением его мы становимся достойными жизни вечной, им открывается нам еще одна великая истина: Христово Распятие на Кресте открывает нам смысл человеческих страданий. В лице Распятого Христа и двоих разбойников, распятых вместе с Ним на Голгофе, представлен весь человеческий род. То есть, страдание является уделом всех людей на земле, но причины, по которым страдают люди, различны. Согласно Евангелию Христову, одни страдают из-за своих грехов, другие из-за грехов своих предков, а третьи ради того, чтобы через них прославилось Имя Божие. Так на Голгофе, страданием величайшего Праведника, Господа Христа, проявилась любовь Божия. Страдание покаявшегося разбойника послужило ему для очищения от грехов, от преступлений, которые он некогда совершил, и распятый он смыл их своей кровью и своим покаянием. Другой же разбойник, тот нераскаянный, который тоже пострадал на кресте, своей ненавистью к Богу и своими преступлениями сделал бессмысленным не только свое страдание, но и всю свою жизнь.
Итак, то, что происходило на Голгофе, происходит на протяжении всей истории человечества. Праведники страдают, чтобы стать еще праведней: проходят через страдания как золото сквозь огонь, дабы их праведность воссияла вечной святостью.
Для людей грешных и кающихся, страдание становится источником добродетели, перерождения, непреходящей мудрости и знания. В то же время люди, которые не имеют веры и покаяния в своих грехах, в страданиях становятся еще грубее, впадают все глубже в духовное ослепление, ненависть и озлобление на Бога и на людей.
От этого да сохранит нас всех Воскресший Христос! А сохранит Он нас, если «мы останемся в вере», по слову апостола Павла, и если начнем осознавать непреходящую правду жизни, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14,22). Ибо страданием не только достигается мудрость, как говорили древние эллины, но оно помогает людям и народам, «чтобы они обратились от сих ложных к Богу Живому» (Деян. 14,21). Только так понимаемые и переживаемые, наши личные страдания, страдания нашего народа, старые и новые и новейшие, и страдания всех народов Земли получают свой истинный смысл и значение.
Повторим: обо всем этом нам свидетельствует Христова Голгофа и Его страдание, осиянное светом и светозарной Тайной Его Воскресения.
Вот почему мы покланяемся Кресту Христову и Воскресение Его славим! Вот почему Крест и страдание Его становятся победой над смертью и лекарством бессмертия, источником воскресения и жизни вечной. То, что кажется бессмысленней всего, становится источником глубочайшего смысла. В этом тайна Христова Воскресения как закваски новой жизни.
Люди мира сего непрестанно говорят об общественных реформах и пытаются создать «нового человека». Основывая перемены на изменении «вещей ничтожных» и на поверхностном приспосабливании к духу века сего, без восприятия живоносного огня Воскресения Христова, который соединяет, обновляет и увековечивает все, к чему прикасается, они и сами становятся пленниками ничтожного и преходящего.
Таковые хотели бы реформировать и Церковь, пребывая в заблуждении, что она подобна земным, человеческим организациям, которые, для того, чтобы сохраниться, должны постоянно изменяться и приспосабливаться. Между тем, Церковь измеряет жизнь всемогущим мерилом Христова Воскресения и осиянного им человеческого достоинства. Как таковая она никогда не перестает обновлять каждого человека приходящего в этот мир и призывать все народы и все области и структуры человеческой жизнедеятельности к непрестанному усовершенствованию и изменению к лучшему.
Имея божественную безграничность для измерения всего земного и человеческого, она не только призывает людей и народы к постоянному усовершенствованию и возрастанию «в меру возраста полноты Христовой» (Еф 4,13), но подает им, силой Воскресения, и силу к таковому безграничному возрастанию. При этом, наделяя все вечным смыслом и значением, Церковь не позволяет, чтобы она была чем-то ограничена и стеснена в осуществлении своей божественной миссии. Ей не чуждо ничто человеческое, но одновременно ничто человеческое не может обладать ею. Ни земная жизнь, ни смерть, ни время, ни то, что делают люди во времени и что ими обусловлено: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим 8,35−39). Служа одному народу, Церковь старается быть светом для всех народов и всех людей, в стремлении превратить все народы в один Народ, Народ Божий, да будут все едино, как едины Отец с Сыном и Духом Святым (ср. Инн 17,21). Отсюда, по слову того же Апостола, в Церкви «никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер. И воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над живыми и над мертвыми» (Рим 14,8−9).
Итак, братья и сестры, дорогие наши духовные чада, поклонимся Ему, Господу жизни и смерти, Господу Воскресшему и Воскресителю всяческой твари, Который есть Хлеб жизни сошедший с небес и отдаваемый за жизнь мира (Инн 6,48−51)! Воспоем все, едиными устами и единым сердцем, радостную Пасхальную песнь:
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ваши молитвенники пред Распятым и Воскресшим Господом:
Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Павел
Митрополит Загребско-Люблянский Иоанн
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий
Митрополит Центрально-Западноамериканский Христофор
Митрополит Дабробоснийский Николай
Епископ Шабацко-Вальевский Лаврентий
Епископ Нишский Ириней
Епископ Зворницко-Тузланский Василий
Епископ Сремский Василий
Епископ Банялукский Ефрем
Епископ Будимский Лукиан
Еипскоп Канадский Георгий
Епископ Австралийско-Новозеландский Новограчаницкой митрополии Никанор
Епископ Американский и Канадский Новограчаницкой митрополии Лонгин
Епископ Восточно-Американский Митрофан
Епископ Банатский Хризостом
Епископ Бачский Ириней
Епископ Британо-Cкандинавский Досифей
Епископ Рашко-Призренский Артемий
Епископ-администратор Жичский Афанасий
Епископ Бихачско-Петровачский Хризостом
Епископ Осиечско-Польский и Бараньский Лукиан
Епископ Центрально-Европейский Константин
Епископ Западно-Европейский Лука
Епископ Тимокский Иустин
Епископ Враньский Пахомий
Епископ Шумадийский Иоанн
Епископ Славонский Савва
Епископ Браничевский Игнатий
Епископ Милешевский Филарет
Епископ Далматинский Фотий
Епископ Захумско-Герцеговинский Григорий
Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий
Викарный Епископ Хвостанский Афанасий
Викарный Епископ Егарский Порфирий
Митрополит Велешский и Повардарский Иоанн, патриархий экзарх автономной Охридской архиепископии

Сербская Патриархия в Белграде, Пасха 2003 года


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика