Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко09.02.2013 

Душа учится слышать Бога
10 февраля — память преподобного Ефрема Cирина и преподобного Исаака Сирина

Преподобный Ефрем Сирин родился в бедной семье в Сирии в эпоху правления императора Константина Великого. Раннюю юность он провел довольно бурно, но однажды в его душе наступил перелом — он начал в душе пламенеть ко Господу Иисусу, был учеником святого Иакова Низибийского. От переизбытка Божией благодати мудрость истекала с его языка, как медовый поток, а из очей постоянно источались слезы. Трудолюбивый как пчела, преподобный Ефрем неустанно писал книги либо устно поучал иноков в монастыре и народ города Эдессы, либо сам предавался молитве и размышлению. Многочисленны его сочинения и прекрасны молитвы: самая известная из них читаема Великим постом — «Господи и Владыко живота моего». Когда хотели насильно поставить его епископом, он притворился безумным и начал бегать по Эдессе, влача за собой свою тунику. Увидев это, люди оставили его в покое. Был он современником и другом святителя Василия Великого. Преподобный Ефрем — это апостол покаяния, его труды по сей день умягчают многие застывшие во грехе сердца, возвращая их ко Христу. Упокоился святой в глубокой старости в 378 году.

Преподобный Исаак Сирин родился в Ниневии, в молодости подвизался в обители близ родного города. Когда люди узнали о святости его жизни и многих чудесах, он был избран епископом Ниневийским. Наперекор себе он принял этот сан, а спустя 5 месяцев оставил кафедру и тайком удалился в монастырь Раббан-Шабор, составил много трудов, из которых до нас дошло около сотни бесед о духовной жизни, написанных в основном по собственным переживаниям. Несравненный психолог и наставник в духовном жительстве — даже такие святые, как преподобный Симеон Дивногорец, просили его совета. Упокоился в весьма преклонном возрасте в конце VII столетия.

Иной раз слышится упрек: почему вновь те же темы звучат, те же святые празднуются, «в Церкви всегда все одно да потому»… В Церкви всегда очень четкий цикл — из года в год, из века в век, изо дня в день одно и то же. По этому поводу даже шутка такая есть: «А что в Церковь-то ходить? Я приду, а у них все „Христос Воскресе!“ да „Христос Воскресе!“ поется…».

Да, в Церкви все одно и то же — благая весть о Христе, и каждое воскресенье читаются из года в год те же Евангелие и апостольские послания, и составлены книги, в которых сохраняются те же службы, и труды святых отцов во много дублируют друг друга, потому что святые отцы ни о чем другом не пишут, как о спасении. Исаак Сирин, Ефрем Сирин, Макарий Великий — если попытаться сделать компьютерный анализ, очень много будет пересечений: разные слова, разные примеры, но все об одном — есть Бог, есть больной, поврежденный грехом человек, есть цель — спасение души, средства, методы, механизмы — бери, пользуйся, исследуй себя, испытывай, что есть воля Божия благая, совершенная, приобретай опыт жизни с Богом.

Почему так устроено? Дело в том, что человек — всегда другой. Сколько раз приходилось слышать, что «вроде уже 10 раз читал отрывок евангельский, и вдруг в сердце что-то переключилось, ум просветлел, и в нем я узнал себя, как будто пелена с глаз сошла» — человек увидел нечто новое, важное в давно известном. Потому что жизнь человека меняет. Многое непонятно в юности — это время бурное, как у преподобного Ефрема: человек хочет все и сразу, его потребности гораздо больше возможностей, но очень он мало думает, как, зачем, для чего живет. Постепенно возрастая, человек приобретает очень важный опыт смирения — он, понимает: далеко не все, что хочется, в жизни получаешь, не все мечты осуществятся. Но, преодолевая разного рода скорби и испытания, человек приобретает удивительный опыт терпения, а через него смирение; его душа иначе начинает оценивать события, которые до сего дня были не осмыслены, и по-другому на сердце человека ложатся слова Священного Писания и святых отцов.

Если полюбить всем сердцем удивительную, самую прекрасную, самую важную и интересную науку познания самого себя, то вообще не надо никуда ехать, не нужно поступать в специальные учебные заведения — все необходимое всегда с нами.

Во-первых, Бог может быть всегда с нами; во-вторых, моя душа, как предмет и инструмент познания, тоже со мной. Мы можем свою душу изменять, приводить в состояние, когда она начинает слышать, чувствовать, видеть Бога. Одна из самых главных книг, в которую входят труды Ефрема и Исаака Сирина, «Добротолюбие», тоже может быть всегда с нами. Этот драгоценный неиссякаемый источник утешения, радости, мира и святости всегда открыт для сердец, которые алчут праведности. Если внимательно читать, то дух христианина обязательно соединяется с духом святого автора, и так передается благодать, которую святой стяжал. Поэтому всякий раз внимательное чтение трудов святых отцов, по учению Церкви, может быть равно молитвенному деланию — при чтении человек так же внимательно собирает ум к размышлению о Боге, ощущает себя перед Богом и получает дополнительный благодатный импульс воплощать прочитанное — понемногу, конечно, не на уровне великих святых, но в свою меру, — в жизнь.

И когда эти опыты удаются, человек понимает: это не просто мертвая теория прошлого, но все живо и до сих пор влияет на мои душу и настроение, отношения с ближними, рождает радость и мир внутри сердца. Как потом человека от этого источника оттянуть? Ведь он на собственном опыте ощутил все прекрасное, лучшее и замечательное, что его душа приобретает в результате этих духовных опытов.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52890


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru