Фома | Владимир Легойда | 05.02.2013 |
На ум все чаще приходит вопрос, который еще недавно возникал обычно в связи с застольем и его неизменной составляющей — обильным возлиянием. Эдакая маркировка границы разумного или, скорее, ее перехода. The end, так сказать. Причем, не всегда happy, ведь последовать затем могло все что угодно. Сегодня этим вопросом задаешься уже на трезвую голову. Хотя радостнее от этого не становится. И вот почему.
Отсутствие уважения — к человеку, к возрасту, к слабости, к силе, к власти, к безвластию, к уму (далее везде) — стало нестираемой чертой нынешней эпохи. Быстрее и ярче всего черта эта проступает, конечно, «в этих ваших Интернетах». Точнее, в тех формах организации интернет-общения, где есть диалог — в форумах, блогах, соцсетях и комментариях. Сначала считали, что причина — в интернет-анонимности: бесстрашие от безнаказанности, от отсутствия последствий. Ан нет: в социальных сетях все вполне себе неанонимно, однако хамства и неуважения там не намного меньше, чем в других интернет-сообществах.
Более того. В православных интернет-коммуникациях, а также в блогах с участием нас, ничтоже сумняшеся именующих себя православными, неуважение друг ко другу — обычное дело, увы. Справедливости ради скажу, что у нас меньше мата. Но это какое-то совсем слабое утешение.
Не буду говорить о тех, кто себя христианами не считает. Не потому, что мне до них нет дела и не из-за того, что не считаю их ближними, коих нам заповедано любить, а значит, и уважать. Но находить в первую очередь понимание среди единоверцев как-то логично, правда? Ведь это люди, у которых должно быть много общего друг с другом. По крайней мере, главное должно быть общим.
Так вот, о главном. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35) Эту заповедь Христа в последнее время нередко вспоминают в контексте именно интернет-баталий. Нет, открыто с этим никто не спорит, конечно. (Пока?) Однако частота цитирования не приводит, увы, к каким-либо изменениям. Мы все жестче обрушиваем друг на друга словесные мечи в интернет-битвах и все меньше замечаем те духовные потери, которые в них несем.
При этом:— кто-то оправдывает свое неуважение к другим людям принципиальной позицией, нравственной невозможностью молчать, чуть ли не мировоззренческими расхождениями и проч. Конечно, есть поступки, которые вполне справедливо вызывают осуждение. Только непонятно, почему это осуждение должно сопровождаться непременным стремлением унизить собеседника и рассказать всем, какой он мерзавец? Здесь явно забывается важнейший христианский принцип разделения греха и грешника. А еще, как правило, забывается и то, что мы сами — грешники. И что методология исправления чужих ошибок в Евангелии прописана четко и однозначно: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф 7:5). Иными словами, не исправившись сам, не надейся изменить другого. Все равно не получится;
..Убежден в том, что на почве неуважения не может вырасти ничего доброго. Ненависть никогда не прекращалась ненавистью. А неуважение к человеку есть непризнание в нем образа Божиего. Да, уважение — еще не любовь. Иногда это лишь маскировка невозможности любви. Но это единственная альтернатива ненависти, пока мы, христиане, не научились любить. Хотя бы друг друга.— другие полагают демонстрацию уважения ко всякому, к любому человеку заклейменной в Новом Завете теплохладностью. Мол, подлинно-евангельское, оно в горячности, в резкости, в. В нелюбви? Мы бросаем в людей обвинения, мы навешиваем на них ярлыки, мы не интересуемся, почему они что-то сказали или сделали, переживают ли об этом. Мы стремимся скорее объявить их нерукопожатными, лживыми, лицемерными. Неправославными. Забывая, что такое осуждение разрушает уже наш мир с Богом. Очень любим грозить друг другу Страшным судом (Sic!)&. Но наше ли это дело — примирение других с Богом? Преп. Иоанн Лествичник в 10-м слове «Лествицы» говорит: Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудр у Бога, умилостивив Бога чистосердечным обращением. Но мы-то святее святых получаемся. Что нам Лествичник!
P. S. С большим и неприятным удивлением заметил: многие попытки объяснить интернет-дискутантам, что их поведение — элементарная невежливость, невоспитанность и неуважение, — не пристало христианину, встречали искреннее недоумение, удивление и несогласие.
P. P. S. С еще большим и приятным удивлением обнаружил, что большинство людей на дальнейшее спокойное объяснение позиции с аргументами реагируют вполне адекватно и даже соглашаются, что, возможно, были неправы. А некоторые просят прощения.
P. P. P. S. И я прошу прощения у тех, кого задел в интернет-дискуссиях, — вольно или невольно, словом или мыслью.