Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко02.02.2013 

«Меч спасения — глагол Божий»
3 февраля — память преподобного Максима Исповедника

Преподобный Максим Грек. Икона письма Татьяны Водичевой, конец ХХ в.

Родился святой в Царьграде, сначала занимал высокий пост при дворе императора Ираклия, затем стал монахом, игуменом одного из монастырей недалеко от столицы. Величайший защитник Православия, он горячо выступал против монофизитской ереси, основанной на ереси Евтихия. Подобно тому, как Евтихий утверждал, что во Христе одно естество, так и монофизиты учили, что во Христе одна воля. Преподобный Максим решительно выступил против подобных утверждений и тем оказался противником царя и патриарха. Но не устрашился сего, а выстоял до конца, доказывая, что в Господе две воли и две природы. По его настоянию состоялись Соборы в Карфагене и Риме, и оба они анафематствовали монофизитов.

Страдания преподобного Максима за Православие не поддаются описанию: истязали его князья, обманывали прелаты, оплевывала чернь, били солдаты, преследовали, ввергали в темницы, пока, наконец, с отрезанным языком и отрубленной рукой не осудили на пожизненное изгнание в скифскую страну, где, проведя три года в застенке, он в 662 году предал душу Богу.

Недавно пришлось одному прихожанину дать духовный совет: когда его супруга в очередной раз начинает ворчать, он должен набирать в рот холодной воды и, как белье перед глажкой спрыскивают, ее пылкий нрав охлаждать. И он, и она — прихожане Церкви, оба пытаются бороться со страстями, поэтому с супругой согласовали. Она согласилась. Будем экспериментировать… Дело в том, что человек устроен так, что его кровь очень сильно влияет на его душу. Одна из задач аскетической жизни — добиться хладнокровия, взвешенности, чтобы избегать худых последствий (как сказал Шарапов в знаменитом фильме, самое дорогое в этой жизни — глупость, ибо за нее дороже всего приходится платить). А наша глупость очень часто бывает от того, что мы поддаемся влиянию страстей, наш ум, который призван стоять на страже наших слов, помрачается, и человек сначала говорит или делает, а потом думает. По статистике, 80% убийств совершаются кухонным ножом, в бытовых ссорах. Это значит, слово за слово, толчки, драка, что под руку попалось — убил. Пришел в себя: «Что я наделал?», но слезами горю не поможешь.

Следователи отправляют на медико-психологическую экспертизу, установить, было ли совершено убийство в состоянии аффекта. Если аффект, то оказывают человеку какое-то снисхождение в зале суда. Но в первую очередь это говорит о том, что человек потерял контроль над собой. Такие страсти души, как гнев, похоть, сребролюбие, настолько влияют на нашу кровь, что сознание отключается, и человек совершает непоправимые поступки.

Поэтому нам с вами, дорогие мои, необходимо усвоить учение Александра Васильевича Суворова, он говорил: «Держи ноги в тепле, живот в голоде, а голову в холоде», в том смысле, чтобы всегда ум был хладным и трезвым и, как око души, чтобы всегда вовремя видел, как и где змея поднимает голову, и тут же ее голову придавил призванием благодати Божией.

Этому искусству обучает аскетика: умение предвосхитить действия страсти, пока она не пленила, хранить или наблюдать за главой змеи — прилогами, с которых все начинается. Никакой гнев, никакое воровство, убийство, блуд не происходит моментально. Всегда есть четкая схема пленения врагами души человека, и начало падения всегда одно и то же — это прилог; просто говоря, помысел… Человек включил радио, услышал знакомую мелодию, вспомнил, как 20 лет назад под эту музыку впервые объяснялся в любви; нахлынули чувства, человек в себе их развил, пошел на «Одноклассники», набрал знакомую фамилию (несмотря на то, что женат и двое детей), нашел свою первую любовь. Потом грех, потом страшное раскаяние, любовь-то 20 лет назад была, чистая, красивая, сейчас барышня совсем уже не та девчонка голубоглазая, а поправить разбитую свою семью очень непросто.

Наша задача, когда в очередной раз сердце и ум атакуют вражеские стрелы помыслов и прилогов, — научиться их отсекать; для этого человек должен тренировать свой ум в различении добра и зла.

Для этого у нас есть очень четкий критерий — Евангелие, его обязательно нужно знать близко к тексту, чтобы в любой момент опереться на Божий Закон, спрятаться за ограду послушания заповедям Божиим, и чтобы всегда под рукой был меч спасения, который есть глагол Божий, или молитва о призвании имени Иисусова. Но это целая наука, которую постигают усердные и искусные воины в теории и практике. «Тяжело в учении — легко в бою», говорил тот же великий полководец.

Хочется всем нам пожелать, чтобы мы научились хранить свое сердце в мире, свой ум в холоде, и чтобы страж души всегда трезво бдил над тем, чтобы кровь не закипала. А пока такого навыка нет, можно употреблять подручные средства — холодную воду, которая быстро человека остужает, и, придя в себя, он может что-то разумное, доброе произнести: «прости меня». Помогай нам всем Господь.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52880


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru