Нескучный сад | Епископ Обуховский, викарий Киевской епархии Иона (Черепанов) | 02.02.2013 |
2 февраля в Москве начнет свою работу очередной Архиерейский собор Русской Православной Церкви. На нем, среди прочих, будет рассмотрен вопрос об изменениях в церковном уставе, перепоручающих решение ключевых догматических и управленческих вопросов от поместного собора, включающего в свой состав не только епископов, но и клириков, монашествующих и простых мирян — архиерейскому. Как архиереям быть и администраторами, и пастырями и как получать «обратную связь» от духовенства и мирян? Об этом «Нескучный сад» накануне Собора спрашивает его участников — молодых архиереев, викариев епархий столичных городов России и Украины.
Отвечает епископ Обуховский Иона, викарий Киевской епархии, председатель Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, наместник Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря.
— Владыка, сейчас многие спорят о роли мирян в Церковной жизни, в церковном управлении, кто-то хочет большей свободы, какова роль мирянина в Церкви на Ваш взгляд?
— Церковь Христова — это собрание верующих людей для Евхаристии, вокруг нее строится вся наша церковная жизнь. Евхаристия совершается, как мы знаем, по молитве всей Церкви, а не только одних священнослужителей: как миряне не могут совершать Литургию без священника, так и священник не может совершать Литургию без молящихся. Именно поэтому слово «литургия» и переводится как «общее дело».
Церковная жизнь очень многогранна, она объемлет многие стороны, в том числе, и бытовую жизнь христианина. К сожалению, не всегда активное участие в ней мирян приносит добрые плоды. У нас на Украине существуют так называемые братства, аналогичные российским, которые все время с кем-то борются: в начале девяностых это были штрих-коды, потом ИНН, теперь биопаспорта. Если во главе церковной организации становится мирянин-харизматик, это часто заводит мирянские организации в тупик, сводит их деятельность к какой-то церковной деструкции.
Управление Церковью Господь вверил апостолам, а те — епископам, чьим делом и сегодня является пасти словесное стадо Христово. Поэтому, к решению церковных вопросов, на мой взгляд, миряне должны привлекаться, в первую очередь, в консультативной форме. Обращаться к мирянам за советом в том деле, в котором священнослужители не особо компетентны, не просто можно, а даже нужно. Но вопросы церковного устройства или догматические вопросы должны решаться, в первую очередь, собором епископов, как это и было со времен древности.
— А что же делать мирянам?
— Любой мирянин может найти в церковной жизни свое место. Могу привести пример хороших взаимоотношений мирян и священноначалия. Я руковожу волонтерской организацией «Молодость неравнодушна». Сегодня она охватывает своей деятельностью всю Украину. А начиналось все с того, что когда я еще не был епископом, ко мне подошел один наш прихожанин и грозно спросил: «Батюшка, а почему это Церковь не заботится о несчастных животных?» Меня это удивило, и я ответил, что если о ком-то и нужно заботиться сейчас в первую очередь, то это о людях, которые страдают гораздо больше. У этого парня в голове что-то «переключилось», и он выпалил: «Точно! Тогда нужно помогать людям. А как?»
Мы поговорили, и выяснилось, что этот прихожанин только-только начал воцерковляться, а до этого занимался помощью бездомным животным. Он обладал определенными организаторскими навыками и опытом социальной работы. На молодежных встречах, которые проходят у нас в монастыре каждый четверг, мы сделали объявление и предложили ребятам записаться в волонтерскую группу. Сейчас наша волонтерская организация — это огромное движение, которое охватывает сотни молодых людей. Мы помогаем детям, бездомным, онкобольным.
Вся эта работа происходит по инициативе мирян, но под контролем священнослужителей, и активный контакт ребят со священноначалием идет делу только на пользу. Знаете, у нас не было ни одного случая, чтобы кого-то из наших молодых людей совершал какие-то предосудительные, скандальные поступки, чтобы какая-то наша инициатива заходила в тупик.
— Но разве священноначалие само не отдаляется от мирян? Часто архиереев упрекают в том, что они оторваны от рядового священства и паствы, не знают их нужд, не понимают.
— Ваш вопрос опирается на ту картину, которая описана в замечательной книге Лескова «Мелочи архиерейской жизни». Там епископ представлен как человек, живущий в золотой клетке и оторванный от реального мира. Но с тех пор все-таки прошло достаточно много времени…
Среди архиереев сейчас редко можно встретить таких вот «академических монахов», не знающих жизни, как, в основном, это было до революции. Сейчас большинство из архипастырей — это люди, прошедшие до хиротонии все иерархические степени, длительное время служившие на приходах или в монастырях как рядовые клирики. Так что наши епископы в подавляющем большинстве хорошо знают нужды и паствы, и священства.
— Еще епископов часто упрекают в том, что они сегодня уже не несут пастырского служения, а становятся эдакими «церковными менеджерами». На Ваш взгляд, в чем заключается пастырское служение архиерея?
— Пастырское служение архиерея очень многогранно, оно не сводится только к личному «духовничеству» или пастырскому руководству. Это и беседы с паствой после службы, и посещение встреч со студенчеством, и участие в телевизионных передачах, и выступления на радио, и посещение приходов. Пастырское епископское служение не укладывается в «прокрустово ложе» каких-то строгих определений или перечня обязанностей.