Русская линия | Юлия Стихарёва, Игумения Домника (Коробейникова) | 23.01.2013 |
Большую дискуссию в обществе вызвало недавно созданное «Положение о монастырях и монашествующих». Причём в обсуждении, что крайне интересно, приняли участие не только сами монашествующие, но и миряне. Теперь в рамках ХХI Международных Рождественских чтений создана специальная секция для монашествующих. Она будет проходить впервые и состоится в древнейшем монастыре Москвы — Новоспасском. Круг вопросов колоссален. По мнению организаторов данного направления, обсуждения станут интересными не только монашествующим, но, как принято говорить, и «широкому кругу читателей». Конечно, вопросы специальные: уставы, положения. Но, в то же время, и возрождение церковных искусств, организация паломничества, монастырская кухня, а также в рамках форума монашествующих речь пойдёт и о техническом прогрессе: насколько он мешает или помогает спасению. «Монашество и современный технический прогресс» — тема доклада игумении Домники, настоятельницы Ново-Тихвинсккого монастыря города Екатеринбурга. С ней мы и ведём беседу о предстоящей работе в рамках Рождественских чтений.
1. Чем для Вас являются Международные Рождественские чтения?
В Священном Писании есть слова, отражающие один из основных принципов христианской жизни: «С советом вся твори» (Сир. 32, 21). Совет знающего, опытного человека — это твёрдая основа, на которой можно строить и своё здание. И дискуссии в рамках Международных Рождественских Чтений каждому дают замечательную возможность получить полезный совет, самому поделиться какими-то идеями и перенять опыт других. Эта возможность тем более ценна, что Чтения имеют статус международных, то есть в них принимают участие представители и других Поместных Церквей.
Но кроме чисто практической пользы, форум приносит и другую пользу. В такой огромной стране, как Россия, подобные мероприятия просто необходимы ради того, чтобы в нашей Церкви сохранялось единомыслие по важнейшим вопросам, чтобы она, по выражению святителя Климента Александрийского, дышала единым дыханием.
2. Как Вы оцениваете то, что Рождественские чтения переросли вопросы образования и являются настоящим общественным форумом?
Это свидетельствует о том, что наша Церковь живёт полнокровной жизнью, что она наполнена людьми ищущими, активными, неравнодушными. Несомненно, что такой формат Рождественских чтений позволяет с пользой обсуждать многие церковные проблемы современности. И, конечно, для всех очевидно, что это стало возможным благодаря Святейшему Патриарху и организаторам Рождественских чтений.
3. Как Вы готовитесь к Чтениям? Чего ожидаете?
Для меня эти Рождественские чтения будут первыми, в которых я буду принимать участие. Я многого ожидаю от них. И прежде всего, для меня это драгоценная, уникальная возможность пообщаться с единомышленниками, с близкими по духу людьми.
Конечно, особенно меня радует, что на нынешних Рождественских чтениях впервые введена секция, посвящённая монашеству. Для монастырей вообще очень важно иметь возможность общения, диалога. Об этом говорил ещё святитель Василий Великий, причём у него это звучит именно как правило для монастырей — собираться, общаться, обсуждать какие-то важные вопросы и проблемы организации монашеской жизни. Это можно даже уподобить тому, как, согласно канонам, проходят с определённой регулярностью архиерейские соборы.
Монастыри — это корни, питающие христианство благодатными соками. И поэтому не только для иноков, но и для всех вообще христиан важно, чтобы эти корни были сильными и здоровыми.
4. Какой материал, может быть, опыт жизни в обители послужил темой для Вашего доклада?
Промыслом Божиим так сложилось, что наш монастырь находится в центре большого и шумного города. И поэтому с такой темой, как технический прогресс в современном обществе, мы знакомы не понаслышке. Наш век, который называют веком информационных технологий, диктует свои условия жизни. Как монаху сочетать эти условия со своей главной целью — поиском Христа, неотмирного Небесного Царства? Именно этот вопрос и побудил меня задуматься над необходимостью правильного, рассудительного использования средств современной цивилизации.
4. Как технический прогресс пришёл в Ново-Тихвинский монастырь Екатеринбурга?
Прежде всего мне хочется сказать, что настоящий прогресс, по выражению священномученика Илариона (Троицкого) — это движение не вперёд, а вверх, к Небу. Настоящий прогресс — это нравственное преображение. Подобную мысль высказывает и святой Сербской Церкви, преподобный Иустин (Попович). Он говорит, что прогресс — это только то, что ведёт ко Христу и Воскресению и даёт человечеству подлинное счастье в Боге.
Но если говорить о прогрессе именно техническом, то мы, как любой городской монастырь, постоянно имеем дело с различными технологиями. Нам в большом городе легче и удобнее развивать церковные искусства, например, вышивку — и новые технологии помогают нам в этом. Но, конечно, мы всегда смотрим, насколько нужна нам та или иная технология, для чего нужна, какие духовные последствия она может принести. Мы, монашествующие, не стремимся угнаться за техническим прогрессом, — у нас другие цели. Однако и принципиально отказываться от каких бы то ни было технических нововведений не всегда уместно — особенно, повторю, для городских монастырей.
5. Какие новые современные технологии применяются в Ново-Тихвинском монастыре?
Я приведу такой пример. Когда мы начали реставрировать главный собор нашего монастыря, во имя святого Александра Невского, то столкнулись с серьёзной проблемой. В советские годы собор был разделён на несколько этажей, там располагался музей. И нам нужно было очень осторожно убрать этажные перекрытия, не повредив старых стен. Специалисты предложили нам новую технологию: кран, который алмазным наконечником отрезает балку от стены. Эта технология стала для нас тогда просто спасением, мы приняли её с благодарностью, как помощь Божию.
В некоторых наших мастерских, скажем, в швейной, используется современное оборудование, но мы не стремимся во что бы то ни стало автоматизировать всё и везде. В иконописной мастерской у нас, например, до сих пор не используются современные краски: сёстры, как в незапамятные времена, перетирают минералы, сами лёвкасят, золотят.
Добавлю ещё вот что. Монастырские труды не напрасно носят особое название — «послушания», это не просто работа. Напомню один замечательный эпизод из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Одна сестра-трапезница стала свидетельницей того, как монастырскую трапезную посетила сама Матерь Божия с некоей спутницей. Богородица, попробовав хлеб, стоявший на столе, похвалила его и сказала Своей спутнице: «Знаешь, почему он так вкусен? Потому что готовится за святое послушание и с постоянной молитвой». Вот главные монашеские «технологии», которые приносят наилучший результат и никогда не устаревают.
5. Страшен ли для монашествующих Интернет?
Схиархимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря, на подобный вопрос ответил: «Это как нож — ножом можно и хлеб резать, а можно людей». То есть сами по себе средства технического прогресса не хороши и не плохи, важно, с какой целью мы ими пользуемся. Но если нож — предмет в повседневной жизни всё же необходимый, то с Интернетом, я думаю, дело обстоит несколько иначе. По сути, выход в Интернет, где столько разнообразной и не всегда безвредной информации, — это выход в мир. А каковы для монаха последствия выхода в мир, объяснять излишне.
Поэтому не все возможности Интернета можно использовать в равной мере, и лучше, если мы сами по доброй воле, ради чистоты ума при молитве, будем использовать Интернет лишь при необходимости, исключительно с практической целью — например, только для поиска необходимых данных. Я говорю сейчас, в первую очередь, о монашествующих, хотя знаю, что и благочестивые миряне в своих семьях, как правило, стремятся ограничить льющийся отовсюду поток информации.
6. Должны ли монахи идти в ногу со временем?
Для истинного монаха вопрос о том, должен ли он подчиняться веяниям времени, наверное, даже не стоит. Монах, по словам преподобного Иоанна Лествичника, живёт Евангелием, а значит, живёт для вечности и в вечности. Монастыри потому и считались всегда тихими пристанищами, что им свойственно некое постоянство, вневременность. И потому для монаха всегда на первом месте будут стоять духовные, нравственные, вечные ценности. Другое дело, что он, как человек, в своей жизни пользуется и различными техническими достижениями своего времени. Вы спросите, как это совмещается?
Святейший Патриарх Кирилл сказал однажды, что христианин должен владеть особым искусством: сочетать использование благ, которые даёт нам современный мир, с верностью Богу и заповедям Евангелия. Думаю, что тем более этим искусством важно владеть монаху. Сочетать эти вещи в своей жизни так, как учат святые отцы, с пониманием и рассудительностью — вот задача монаха.
8. Не может ли помешать технический прогресс спасению?
Спасение и технический прогресс — вовсе не взаимоисключающие вещи. Известный старец Порфирий Кавсокаливит утверждал даже, что технический прогресс может содействовать спасению человечества. Он, например, просто ликовал, когда услышал, что изобрели радиоприёмник. Ведь это значило, что теперь есть возможность проповедовать Евангелие по всему миру!
Достижения научно-технического прогресса активно используются Церковью: вспомните хотя бы о современных технологиях в книгопечатании. Интересно, что одной из первых напечатанных книг стала именно Библия Гуттенберга.
Дело не в прогрессе — дело в свободе человека выбирать добро или зло. Этой богодарованной свободы не могут отнять у нас никакие технические достижения. Один духовный сын отца Иоанна (Крестьянкина) как-то высказал тому свои страхи относительно новых информационных технологий. Отец Иоанн ответил: «Компьютер сделали пугалом нашего времени. Ведь это просто железяка, и без человека он ничто. Но один человек на этой железяке наполнил мир богослужебными книгами, а другой безобразными. Кто и как будет отвечать перед Богом? И судится Богом человеческое произволение».
http://rusk.ru/st.php?idar=59045
|