Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Дмитрий Смирнов | 17.01.2013 |
Наш гость — протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.
Благодарить надо за все!
— Батюшка, Евангелие напоминает нам о благодарности: 10 прокаженных получили исцеление, но лишь один вернулся поблагодарить Бога. В какой форме христианин должен благодарить Бога? Ведь не только молитвословием, которое мы Ему возносим.
— Мы являем Богу свою любовь через Евхаристию, которая и есть благодарение. Что мы можем принести нашему Богу кроме благодарности? Он самодостаточен. Мы должны иметь готовность умывать ближнему ноги — вот завещание, которое Господь дал ученикам перед Своей смертью. Если мы Его ученики, то этот завет непосредственно направлен к нам.
— Приходя на Причастие, мы опять-таки получаем от Бога, а наша благодарность в чем заключается?
— Главный возглас тут какой?
— Благодарим Господа!
— Мы приходим благодарить за скорбь и за радость, за то, что Господь даровал нам детей, и за то, что Он нам их не даровал, за то, что мы живем в мире, и за то, что началась война, и за то, что сильные морозы, и за оттепель, за хороший ужин на столе, и за то, что мы ложимся спать голодные, — мы за все благодарим Господа. Вот это главное.
— Одна раба Божия меня спрашивает: у меня беда в семье, и если я сейчас начну говорить «Благодарю тебя, Господи!», это же будет неправда. В душе-то у меня нет благодарности.
— Я довольно часто привожу такой пример: однажды я ехал в автобусе, какая-то женщина замешкалась на дороге, и водитель был вынужден резко затормозить, часть пассажиров в автобусе полетели вперед. И я услышал в адрес этой женщины пожелания шофера: «Задавил бы». Но он все же выбрал другой путь.
Не всегда наши чувства соответствуют пожеланиям. Поэтому чувствами люди должны научиться управлять, а не следовать им.
— Батюшка, как управлять поступками, понятно — делать по Евангелию, по слову Божию, а чувствами как можно управить?
— Волей, воздержанием, молитвой, ну и, конечно, покаянием. Если чувства не хороши — нужно в них тут же раскаиваться, если добрых чувств нет, а они необходимы, мы должны применить к этому свою волю, если чувства препятствуют нам проявить благую волю — мы должны молиться Богу, чтобы Он нас от этого нехорошего чувства освободил.
Горе во спасение
— Нам первый звонок.
— У нас такая проблема — горе для всей семьи: дочери 29 лет, и лет семь из них она пьет. Я не знаю, что ней делать. У нее ребенок девяти лет, мы его воспитываем. Она сама не может остановиться, у меня просит помощи, а я не знаю, чем ей помочь. Может, вы подскажете, может, обратиться куда-нибудь в монастырь, где лечат таких людей?
— Нет, для начала нужно обратиться к врачу. А потом уже, когда она получит медицинскую помощь, нужно все рекомендации врача строго выполнять, а уже потом договориться с каким-то монастырем, чтобы она там пожила, поработала, пока не закрепится лечение.
— Да, ситуация… Если вернуться к нашему разговору — как маме благодарить Бога за такую ситуацию?
— «Благодарю Тебя, Господи, что я могу Тебе послужить, помогая своей дочери. Потому что была бы какая-нибудь другая женщина на ее месте, я бы не стала связываться, а здесь вынуждена. Потому что меня толкает на это моя к ней любовь». Мама теперь будет упражняться в делании христианской любви. Если бы был муж такой, она, может, его бы бросила, она не сказала, она может его уже бросила, а дочку не может. Ее любовь к дочери пересиливает.
— То есть таким образом Господь хочет эту женщину спасти?
— Безусловно. Это ей назначено.
— Да, как важно увидеть в такой ситуации благую волю Бога.
— Да, вот это назначение. Она говорит: «Беда у нас», — а это спасение, а не беда, потому что придется проявить лучшие качества.
— Вот уж где научишься терпеть. Возмущайся или не возмущайся, а делать-то надо.
— Тут всему научишься. Когда общаешься с больным алкоголизмом, возмущение противопоказано. «Ой, батюшка, он пьет, а я его ругаю», я обычно говорю: «Пока ругаешь, так и будет пить». Что может остановить пьющего? Пробуждение совести. Пробуждение совести может быть только в полной тишине. Если его ругать — он находит себе оправдание: живу с бабой-ягой, поэтому и пью. А когда жена тихонькая, робкая, есть шанс. Если заняться его спасением, то прежде всего нужно исключить упреки, укоры, чтобы у него родилась такая мысль: «какая у меня прекрасная жена, как она меня нежно любит, а я, сволочь, пью». Таких случаев у меня достаточно.
— Еще слушаем звонок.
— Я прожил с супругой 22 года. Два года тому назад пошел какой-то разлад, как будто черная кошка пробежала…
— Она, наверное, пробежала. Я заметил, во всем виноваты коты.
— Нет, не в том дело. Просто какая-то семейная неурядица. У нас двое детей, одна дочь уже замужем, второй 15-й год пошел, паспорт получила. Хожу в церковь, молюсь, чтобы Господь Бог вразумил нас обоих. Я люблю свою жену, мать моих детей, женщину первую и единственную мою, вот как донести до нее эти слова?
— Ваша любовь должна подсказать: что любит ваша жена, что она от вас ждет, чем вы ей не угодили, чем обидели, разочаровали. Вот над этим потрудитесь. Если вы рыцарь, то рыцарь должен даму завоевывать, бросать к ее ногам леса, дома, меха, драгоценные камни, если она любит книги — книги, если любит музыку — на лучший концерт, если любит вкусно поесть — самый шикарный ресторан. Она увидит: «Да где же я лучше найду? Он и на словах говорит, и глаза у него сверкают, и он всячески готов мне угодить». Вот так надо. Ни одна женщина не устоит.
Без благодарения не стать христианином
— Послушаем следующий вопрос.
— Я из города Курска беспокою, меня зовут Александр. Такой вопрос: у нас батюшка Литургию не заканчивает, начинает читать акафист, после этого минут на 40−50 — проповедь. Меня это, допустим, раздражает, потому что спешу, уходить надо. Это все правильно, батюшка?
— Да какая разница, взял, приложился и пошел. Из-за чего сыр-бор-то?
— Не по правилам.
— Вспомним Евангелие: 10 прокаженных, 9 иудеев, а один самарянин, вместе идут по пыльной дороге, начали кричать: «Иисусе наставниче, помилуй нас». Это не по правилам. Потому что по правилам иудеи с самарянами не общались. Тут правила нарушили. Ну и что?
Я бы тоже ушел; Литургия, какой еще может быть акафист? У нас в храме акафисты тоже совершаются, но в престольные праздники, и мы акафист поем до Литургии. Потому что после Литургии акафист — как бы не вовремя. Но раз ему нравится…
Поэтому тут надо поцеловать крестик, который у вас на шее должен быть, и спокойно идти домой.
— Вообще, часто жалуются на нестроения в храмах, когда что-то не по чину, как кажется прихожанам, особенно если батюшка поменялся и свои правила вводит.
— Бывает, да. Такое испытание. Но опять же, мы начали с чего? С благодарения.
— Как без него стать христианином?
— Никак. Тем более апостол сказал: «За все благодарить». Акафист он затеял — благодарим за акафист, если посреди февраля начал молебен о дожде — с благодарностью идем домой.
— Прощаются ли забытые грехи в таинстве Соборования? Или это таинство во исцеление тела, а грех снимается только покаянием?
— Никакой грех не снимается. Снимается одежда или вот бороду можно снять. Грех не снять.
А если говорить о прощении забытых грехов, то есть такое поверье «для успокоения совести». Грех либо есть, либо его нет. Если его нет — мы про такой грех говорим, что он прощен. Но он не «снят» — это юридическая формулировка (к примеру, «снято обвинение»).
— Звонок из Челябинской области.
— Читаю Евангелие, и там написано, что Господь удивился истинной вере. Что это значит? Ведь Господь все знает, а удивляешься-то тому, чего не знаешь.
— Совсем не обязательно. Вот, например, я очень люблю музыку, и каждый раз, когда музыкант достойно исполняет мою любимую вещь, удивляюсь мастерству, звуку, вновь и вновь самому произведению. Каждый раз, когда читаю Евангелие, удивляюсь тому, как же я этого раньше не увидел. Ведь каждый раз Господь что-то новое открывает.
Послушания не бывает без веры
— Есть вопрос.
— Как научиться послушанию?
— Надо слушаться. Пройдет лет семь, и научитесь. При условии, если все время слушаться. А если через раз, то ничему не научишься.
— А если тебе говорят, чтобы делал то, что очевидно неверно?
— Ну что ж. Сказали «посох поливай" — и поливал несколько лет… Посох зацвел, и на нем персики выросли, а был палкой, с которой человек ходил по пустыне. Вот плоды послушания.
— Скорее, плоды веры.
— А послушания не бывает без веры.
— Вопрос от Сергея из Киева.
— Мы проповедуем Христа распятого — иудеям соблазн. Какой здесь смысл в слове соблазн?
— В распятии Мессии. Иудеи ожидали, что Мессия станет царем и владетельным князем всего мира. Все иудеи, как самые правильные, станут начальниками. А Христос им показывает: вот самарянин — с ним и общаться-то нельзя, а он пошибче вашего иудейского преподобия, он ближе к Богу, воздал славу Богу и пал ниц к ногам Христа.
— А в чем здесь соблазн для иудеев, что они оказались посрамлены?
— Нет, не в посрамлении. Господь говорит: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Здесь речь идет о том, что они разочаровались, в этом соблазн. Не того они ждали. Он им не подошел. Иудеи ждали не Его…
— То есть их ожидание продолжается?
— Безусловно. Но не у всех, иудаизм не однороден, там много разных направлений.
Он может — просите Его
— Следующий вопрос, батюшка.
— Я сделал смертный грех и не могу никак победить его. Как мне быть?
— Еще ни одному человеку не удалось победить смертный грех. Вы можете еще 40 лет пытаться побеждать, но ничего у вас не выйдет. Потому что человекам это невозможно. А возможно одному всемогущему Богу, Который и может в нас победить грех.
У вас неправильная установка. Если б мы могли победить грех — зачем Христос пришел на землю и страдал на Кресте? Он может — просите Его, причем просите не зевая, а так, как хотят есть голодные и хотят пить жаждущие: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» — вот так. Господь увидит и вас освободит — имя Иисус означает Спаситель. А сами будете мучиться — ничего у вас не выйдет. Бесполезная затея.
— Сказано «возненавидь грех». Мы понимаем, что грех плох… Но как его возненавидеть?
— Возненавидеть за то, что он лишает нас общения с Богом. Ведь грех — как наркотик, он на какие-то секунды подменяет человеку то, что предлагает Господь, и лишает настоящего общения с Богом. Чтобы возненавидеть грех, надо всем сердцем полюбить Христа. И никак иначе.
— Послушаем еще вопрос.
— В Книге Екклесиаста говорится, что нет лучшего для человека под солнцем, как «есть, пить и веселиться». В толковании не очень понятно, чем отличается это от философии Эпикура? Можете ли Вы это объяснить в свете традиции празднования Нового года?
— Екклезиаст излагает свои наблюдения. Для большинства в современной Руси самый главный праздник — Новый год. Его и проводят так — едят, пьют и веселятся. А потом две недели в себя приходят. Большинство людей сейчас, как и раньше, живут жизнью телесной и иначе радоваться не способны — это и подмечает Екклезиаст. Это тоска человеческая по утраченному раю.
— Отец Димитрий, очень хотелось бы услышать Ваш совет. У меня четверо детей. Мы с детками ходим в храм. Но не часто, по выходным. А детки меня просят в будни отвести их в храм. Но в будни они кто в садике, кто в школе… Муж сам в храм не ходит и против, чтоб мы в будние дни посещали храм. Что мне делать — вести детей в храм наперекор мужу или послушать его и не водить?
— В семейной жизни (даже странно, что мне приходится вас учить) все делается методом проб и ошибок. Вот вы, когда дома на стол накрываете, вилку кладете слева или справа? А если кладете справа, скандал бывает? Если бывает — кладите слева. Если никакой реакции — то как угодно можно класть.
Так и здесь.
— Батюшка, предположим, скандал бывает. Что теперь — перестать детей водить в храм?
— Разумеется, перестать водить в храм. Потому что скандал между отцом и матерью убивает в детях все благочестие. Хуже скандала между папой и мамой для деток вообще ничего на свете нет.
— А если тайком водить?
— Это лучше, чем идти наперекор, хотя тоже ничего хорошего в этом нет.
— Лариса из Луганска спрашивает: «Обязательно ли перед Причастием быть накануне на вечерней службе в храме?».
— Желательно, но не обязательно. Ведь для многих это невозможно ни при каких условиях.
— Из-за врачебной ошибки умер мой ребенок. Врачи сделали все, чтобы вину свалить на меня. Очень больно на душе. Хочется им сделать так же. Как правильно поступить в этой ситуации?
— Надо относиться к этому, как к стихийному бедствию. Отношение современных врачей к пациенту зачастую отличается от того, какое описывал Антон Павлович Чехов или показывали в советских кинофильмах. Надо расставаться с мифологическим сознанием.
Мне одна знакомая доктор сказала, что история болезни пишется для прокурора. Видимо, ее так научили в институте. То есть должно быть так, чтоб ни один прокурор в случае чего придраться не смог. Это не потому, что врачи злыдни, а потому, что врач поставлен в абсолютно непереносимые условия. Обвинять их у меня язык не поворачивается: конечно, среди них есть и подобрее, и позлее, ну, а если откровенное хамло — надо на него обязательно жалобу написать.
— Ну что же, батюшка, будем учиться благодарить за все.
— Это наиважнейшая вещь, ибо быть все время в раздражении и злобе тяжело. Конечно, в том, что я сказал, мало утешения тому, кто потерял дитя, но лучше все-таки не отравлять память о своей деточке какими-либо дрязгами…