Русская линия
Татьянин день Роман Гультяев05.01.2013 

Рождество в Вифлееме

Рождественский Вифлеем

Переживание празднования Рождества на Святой Земле, в тех местах, где родился Спаситель — особый жизненный опыт. Сегодня он доступен многочисленным паломникам из разных христианских стран, несмотря на то, что город, связанный с Рождением Христа, расположен в неспокойном районе — Палестинской Автономии. О праздновании Рождества в Вифлееме рассказывает гид по Святой Земле Роман Гультяев.

В Вифлееме Рождество отмечают 2 раза — 25 декабря и 7-го января.

25-го декабря празднуют христиане западной, латинской традиции, и это большой праздник, потому что большинство христианского населения Вифлеема — католики. Утром они служат мессу в базилике рождества Христова — главном храме Вифлеема, а потом выходят на улицу, где организуется шествие скаутов.

Вторая «волна» рождественских торжеств — 6 и 7 января. Когда празднуют православные христиане и все, кто живет по юлианскому календарю. Торжества начинаются утром 6 января. Из иерусалимской Патриархии в Вифлеем отправляется крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом. В древности ходили пешком (от Иерусалима до Вифлеема всего 2 часа ходьбы), а теперь едет вереница машин. Машины священнослужителей никак не украшают, зато остальные вывешивают на них праздничные огоньки.

В сочельник Патриарх служит в Вифлееме и начинается праздник. На улицы выходит арабская православная молодежь, одетая в скаутскую форму. У каждой школы есть своя команда скаутов, так что 6-го числа сотни вифлеемских детей шествуют по городу с волынками и барабанами, жонглируют специальными палочками и веселятся. Волынки завезли на Святую Землю англичане, так что, можно сказать, это напоминание о временах британского мандата — 1917−1948 г. г.

Потом шествие заканчивается. И город начинает готовиться к ночному празднованию. Около часа ночи все собираются в той же базилике Рождества и ждут прихода Патриарха, который служит утреню, переходящую в литургию. Служат две параллельные службы: в самом храме и внизу, в крипте под алтарем, где располагается пещера Рождества. Внизу есть большая часовня, в которую набивается около 50 человек — счастливчиков, которые успели проникнуть туда раньше всех. Конечно, не обходится без столкновений, поэтому все мероприятие тщательно охраняют палестинские полицейские. Службу в крипте возглавляет один из архиереев.

Рождественское богослужение в базилике — большое торжество. Приезжает телевидение, представители палестинской администрации. Самых почетных гостей усаживают на специальном подиуме перед алтарем, остальной народ стоит в храме. Приходят не только православные, но и католики: в Вифлееме много смешанных семей, и, например, мама может быть католичкой, а папа — православным. Так что они отмечают Рождество дважды.

Паломники, в том числе из России, стараются приехать заранее — 2-го или 3-го числа, потому что в Рождество все гостиницы в Вифлееме уже переполнены и свободных мест нет. Невольно вспомнится Рождественская ночь, когда Иосиф и Мария не нашли себе пристанище ни в одном из вифлеемских постоялых дворов и домов! Многие вынуждены останавливаться в Иерусалиме, но ведь оттуда до Вифлеема буквально рукой подать…

Рождество — самая прибыльная ночь в Вифлееме: город блестит огнями, все магазины открыты. Улицы и сама базилика Рождества украшены красными пятиконечными звездами. Это приводит в ужас наших туристов, они пугаются: «Неужели здесь советская власть?!!». А это не советская власть, а просто символ вифлеемской звезды! Некоторых русских паломников шокирует, что дети на службу приходят в костюмах: маленькие деды-морозики, снегурки бегают по храму.

Дело в том, что у нас Новый год — это такое шумное гулянье, праздник на всю страну, а Рождество — нечто более сдержанное, скромное. А здесь Рождество — самое настоящее веселье: все нарядные ходят, шумят, выпивают. Некоторые, не особенно верующие, даже до службы… Но ночью все идут в храм или, если не заходят, стоят около храма: служба транслируется на улицу и всем все слышно. Создается ощущение массового праздника.

К 5 часам утра, причастившись, люди расходятся по домам или по гостиницам.

Как правило, в следующие дни паломники осматривают святыни в окрестностях Вифлеема.

Обязательно едут смотреть поле, на котором ангелы возвестили пастушкам о рождении Спасителя. А еще идут в молочную пещеру. Есть предание, что после Рождества Иосиф с Марией и новорожденным Христом какое-то время (не меньше 40 дней) жили в Вифлееме, правда, уже в другой пещере, точнее, в доме, от которого теперь осталась только пещера. Рассказывают, что волхвы пришли уже туда, а сейчас там стоит храм. Пещерка — известняковая, белоснежная. По легенде, Богородица кормила Младенца грудью и капелька молока упала на пол, поэтому пещера стала белой. Белый пещерный мел собирают, продают паломникам. Еще в XIX в. известняк размешивали с молоком и продавали паломникам в бутылочках с наклеечкой «Молоко Божией Матери». И люди хранили их как сувенир.

Конечно, посещают пещеру Вифлеемских младенцев. Там еще сохранились некоторые детские косточки, но не много. В 90-е годы. туда ездили многие наши паломники, и косточки-мощи «перекочевали» в Россию. Правда, в пещерке лежат еще и кости взрослых людей — останки монахов, которые подвизались в этом месте.

Еще одна популярное место — пещерка святого Иеронима, в которой он составлял свой знаменитый перевод Библии — Вульгату — и другие произведения. Из него даже был свой тоннельчик в пещеру Рождества, и иногда, когда все перекрыто, по нему пробираются католики.

Можно говорить о какой-то конфронтации, пересечении празднований у представителей разных конфессий, но в последнее время открытые столкновения происходят редко. Нервы у всех на пределе, бывает, сдают, но по большому счету все спокойно.

Мусульмане приходят на праздник с большим удовольствием, заходят в храм. Они приходят поглазеть, им нравится торжество, огоньки, нарядные христиане…. Мусульмане ведь тоже почитают Иисуса Христа — Ису, правда, не как Мессию, а как одного из пророков. И по-своему празднуют день Его Рождения. Это тоже своеобразный праздник. Особенно если учесть, что мусульмане составляют 60% населения Вифлеема. Идет сильный отток христиан, миссионерские организации не активны. На этом фоне происходит сильная исламизации населения: строятся мечети, многих обращают в мусульманство.

Вифлеем — город на территории Палестинской автономии. Поэтому у паломников, конечно, проверяют паспорта, но в большей степени идет фейс-контроль, а не кропотливая проверка документов. Строже проверяют на выезде из Вифлеема. А в праздничные дни и вовсе дается «послабление» визового контроля, так что город оказывается абсолютно открыт для всех, кто захочет отпраздновать Рождество там, где родился Спаситель.

Подготовила Ольга Богданова

http://www.taday.ru/text/280 306.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru