Русская линия
Нескучный садСвятой праведный Иоанн Кронштадтский31.12.2012 

Праведный Иоанн Кронштадтский: как святой проводил Новый год

Св. прп. Иоанн Кронштадтский

Дневники, письма, проповеди — благодаря им мы можем увидеть то, что обычно опускают в житиях. Как жил великий святой в повседневной жизни, какие испытывал радости и скорби, как боролся с грехом в себе, о чем размышлял под новый год. Читаем, что пишет сам праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

ДНЕВНИКИ

1871 год

30 и 31 декабря были для меня днями скорби, тесноты и мрака. Не понравились мне частые посещения и гостьба отца Григория и Анны К., особенно вследствие частых шиканий моей жены, чтобы ходил не стучал, и следствии переселения её в спальню своячницы, а ко мне — отца Григория, да вследствие сору и беспорядков во всех комнатах. Но, признаюсь, я грешен в этой скорби, унынии и тесноте и мучении сам, или самолюбие мое. Я должен отвергаться себя, своей собственности, своего спокойствия, своих удобств в пользу своих ближних, тем более что от меня и требуется небольшое самоотвержение. Привык я к простору, к чистоте, к одиночеству, и вот стеснение некоторое для меня стало несносно. О, где у меня душа общительная, довольная, кроткая, любящая, терпеливая, охотно уступающая ближнему свое жилище, свой хлеб и питье, свои сладости, свои деньги, только бы это ему послужило в пользу? Где это все? Увы! Эти добродетели иссякли, следствие пристрастия к земному. К земному простору, к земному богатству, пище и питию, вследствие пресыщения земными благами; нам дороги и любезны стали не ближние, а свои удобства и удовольствия, свои выгоды; мы готовы порвать всякую связь с людьми, если они не полезны нам или если мы должны давать им часть своей собственности, хотя бы эти люди были к нам близки по родству и свойству. Так, человек достаточный и всем довольный делается кумиром для самого себя, равно как земные блага служат для него идолами, которые погашают в сердце его пламень любви к Богу и образу Его — человеку. А между тем вся жизнь, все блаженство человека, все его богатство заключается в любви к Богу и ближнему, потому что оно только никогда не отымается от него и есть истинная, вечная жизнь наша, а земное богатство не сегодня-завтра будет отнято у нас смертью или бедственными какими-либо случаями.

1872 год

31 декабря. Через невоздержание мое в пище и питье (напоминаем, что в то время 1 января приходилось не на Рождественский пост, а на святки — ред.) сбил меня грех с толку в воскресенье 31 декабря во время обедни, которую я служил без дьякона. непослушание протоиерею, просившему меня служить единолично без дьякона, тоже было препоною для меня в служении: враг смутил, обессилил, рассеял, убил меня. Даждь мне, Господи видеть в людях благое, а не злое; даждь искренно любить ближних и не мыслить об них зла. Вот, я читал книгу Сушкова о митрополите Филарете Московском, в которой он всё хвалит его, и мне досадно было, что он всё только хвалит его, и стал я припоминать худые слухи о покойном митрополите, о его деспотизме в своей епархии, о его непотизме, или страсти замещать места священно- и церковнослужителей своими родственниками, и зло было мне на обоих—на сочинителя и покойного Преосвященного митрополита, и смутно и тесно стало у меня на сердце; но вот я раскаялся перед Богом в моем пессимизме, переменил взгляд на Преосвященного Филарета — и стало легко. Благодарю и благопослушливого Господа, и благоприменительного.

1873 год.

30 декабря. Благодарю Господа, сподобившего благополучно совершить утреню, литургию и молебствие, громогласно и с силою душевною, хотя и при сильной головной боли (пред выпадением обильного снега). Благодарю Господа, удостоившего меня причастится Его Божественных и животворящих Таин, в очищение и освящение, крепость, исцеление и здравие души и тела. Благодарю за оживление меня чрез совершение двух крестин и нескольких молебнов. Благодарю Господа, благоутробно помиловавшего меня, злоутробного, когда я в скорби и тесноте обратился к Нему с молитвою покаяния, и избавившего меня от скорби и тесноты и даровавшего мир и пространство душе моей, — а я укорил и осудил нищих и кричал на них за частое ко мне хождение: но они нуждались, и я виноват против них.

ПИСЬМА

1898 год
Письмо игумении Пюхтицкого монастыря Алексии (Пляшкевич).

Честная Матушка Игумения Алексия! С новым годом и праздником Просвещения (Крещения Господня) поздравляю тебя и всех сестер. Присылаю вам на обитель триста рублей. Утешайтесь о Христе. Протоиерей Иоанн Сергиев, 5 января 1898 года

1903 год

Письмо игумении Леушинского монастыря Таисии (Солоповой).

Дорогая достопочтимая Матушка Таисия!

От души поздравляю тебя и сестер и отцев твоей обители с Новым (гражданским) Годом, с пожеланием новых благодатных и всяких других милостей Божиих, а тебе Матушка, в особенности — целости физической и духовной бодрости и не воспящаемой деятельности, столь благотворной и славной. Детям, воспитанницам всем желаю расцвета и полноты духовных и физических сил, особенно — твердой веры истраха Божия, как начала премудрости. Сегодня, 30 декабря, я имел честь служить в церкви вашего подворья и говорил поучение на Евангелие о тяжком наказании соблазнителям и о вреде соблазнов. Монахини пели превосходно; народу была полная церковь. Во имя Господа Вседержителя, держащего всю тварь дланию, смиренно преподаю тебе и сестрам и девицам-воспитанницам Божие благословение на Новый Год. Да будет он полон милостей Божиих; да хранит Господь дни твои, Матушка, в мире и здравии. Здешние сестры все здоровы и горят к тебе любовию и доброжелательством. Ваш смиренный Богомолец и слуга протоиерей Иоанн Сергиев. 30 декабря 1903 г.

ПРОПОВЕДИ

Слово на новый 1904 год

Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления — грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет и мало-помалу иногда заживо умирает!

По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7:21−23).

И так что же после этого значит для нас Новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее наше душевное спасение. Новый год — это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о бесплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов.

Но настанет последний день, после которого не будет времени, как говорится в Откровении Иоанна Богослова: Ангел, котораго я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на ней, и море и все что в нем, что времени уже не будет. Итак, придет пора, когда прекратится совсем время и настанет вечность неизмеримая, бесконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей, заря утра и вечера и. времен года; не будет этих постепенных чередований зимы, весны, лета и осени; не будет этого прекрасного украшения земли зеленью, цветами, листвою и плодами; не будет никаких рождений — ни человеческих, ни животных; самая земля, по слову Божественного Писания, сгорит, и будут новое небо и новая земля, нетленное небо и нетленная земля, сообразная духовным телам будущих воскресших людей (2 Пет. 3: 10,13); солнце угаснет и исчезнет, и Солнцем всеозаряющим, всепросвещающим, всеоживляющим будет Сам Христос Господь, Солнце правды; не будет луны и звезд, ибо все это временно, стихийно, сложно и потому невечно и тленно.

Прекратится, наконец, царство суеты и греха и всякой неправды, убегут все скорби, болезни, печали и воздыхания в новом отечестве, и не останется вовсе и помину о них; настанет царство любви, правды, непоколебимого мира, радости и вечного веселия; не будет этой пестроты народов, племен и языков — будет один народ Божий с одним дивным и для всех понятным духовным языком — ангельским или человеческим; все будут как один народ, как чада единой семьи, у которой будет один Отец — Бог. И эта вечность, предопределенная Творцом от начала, прежде бытия неба и земли, настанет скоро, по неложному слову Самого Творца: Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною воздати комуждо по делом его (Апок. 22:12). Для этой вечности, для этого будущего бесконечного жития и блаженства и создал всеблагий Господь человека и род человеческий; и если бы мы только в этом веке уповали на Христа и не имели в виду будущей бесконечной жизни, в которой водворяются вечная правда и святость, то мы были бы еще окаяннее, злополучнее всех человеков, терпя здесь бесчисленные болезни и скорби и тысячи видов всяких смертей и не имея воздаяния за все, что терпим, за правду, за Христа.

Итак, будет блаженное и вечное воздаяние за все добрые дела и подвиги здешней жизни, совершенные по вере и упованию на нашего Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа; и отрет Он всякую слезу с очей плакавших здесь ради правды Его, и злосчастные и праведные на коленях Божиих утешатся, по пророку, и радости их не будет конца (Ис. 35:10; 66:14), а нераскаянные грешники будут в вечной муке; всякая неправда людей, не заглаженная и не исправленная покаянием и добродетелью, получит свое возмездие праведное. Не льститеся: Бог поругаем не бывает (Гал. 6: 7), ибо, что человек посеет здесь, то и пожнет там, в вечности, говорит неложное слово Божие.

Итак, братья и сестры, готовьтесь неотложно к вечности — покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, и время к исправлению и подвигам веры и добродетели отнимется.

Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего — души и тела. Тогда, хотя внешний человек наш будет тлеть в болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек будет обновляться всякий день, как это было с апостолом Павлом. Аминь.

http://www.nsad.ru/articles/pravednyj-ioann-kronshtadtskij-kak-svyatoj-provodil-novyj-god


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru