Русская линия
Православие и современностьЕпископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)27.12.2012 

О реальных героях, книгах, молодежи и проповеди на улице

Архимандрит Тихон (Шевкунов) на встрече с жителями Саратова

Почетным гостем X Межрегиональных Пименовских чтений стал наместник Сретенского мужского монастыря, автор известной книги «„Несвятые святые“ и другие рассказы» архимандрит Тихон (Шевкунов).

Во время своего визита в наш город отец Тихон встретился со студентами Саратовского государственного университета, воспитанниками Саратовской православной духовной семинарии, а также со многими саратовцами из числа тех, кому так или иначе интересна жизнь Русской Православной Церкви.

О реальных героях — даже на языке эсперанто

Первая встреча архимандрита Тихона (Шевкунова) состоялась в стенах Института филологии и журналистики СГУ. Аудитория, без всякого преувеличения, была переполнена: сюда к назначенному времени пришли студенты и преподаватели саратовских вузов, жители города. Отец Тихон начал беседу с рассказа о своей книге «Несвятые святые», ответив на вопрос о феномене ее успеха:

 — Популярность книги говорит о том, что Церковь до сих пор для многих остается terra incognita — неизвестной областью жизни, мыслей, чувств, событий в нашем Отечестве. Преодоление этой неизвестности, открытие особого мира Церкви — именно это было для меня некой сверхзадачей, которую я ставил перед собой, работая над книгой. Я пытался рассказать о героях — реальных людях, живущих рядом с нами. Пусть это люди небольшие, даже маленькие иногда и практически неизвестные. Но о них было рассказано как о героях, и они завоевали любовь и признание читателей. В современном мире происходит процесс «дегероизации». Мы знаем, каковы нынешние герои для большинства наших соотечественников, во всяком случае, кто претендует на звание «героев» — гламурные персонажи, преступники. Рыночная система ценностей, которая нам сейчас навязывается, превращает людей в трусов и, как следствие, делает нежизнеспособным общество. Рыночная система ценностей не ставит перед людьми реальных целей, не дает хороших примеров для подражания.

Отец Тихон рассказал, что сначала планировалось выпустить «Несвятых святых» тиражом в 30 тысяч экземпляров, потом — в 60 тысяч. Предполагалось, что года за два тираж разойдется. В сентябре 2011 года книгу презентовали на Московской международной книжной ярмарке, и сегодня тираж, а прошло чуть больше года после выхода книги в свет, — уже более миллиона. Книга архимандрита Тихона переведена на английский, греческий, сербский языки, сейчас ожидаются переводы на французский, китайский, японский. И даже — на язык эсперанто.

Книга как часть священнического служения

На встрече многих поразило, как отец Тихон относится к книге вообще: он называет ее частью своего священнического служения. У наместника Сретенского монастыря много должностей: он — ректор Сретенской духовной семинарии, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. У него много и других забот, отнимающих время от главного — священнического труда. Написанные книги и снятые фильмы (архимандрит Тихон — выпускник ВГИКа, создатель фильмов о современной жизни и истории Церкви) как раз восполняют то, что порой не до конца удается осуществить в пастырском служении.

Мне запомнился рядом сидящий журналист, конспектирующий ответы отца Тихона на ноутбуке. После того как в его компьютере разрядился аккумулятор, он продолжил писать в блокноте — наиболее надежном и проверенном средстве записи. Его вопрос к отцу Тихону был об отношении Церкви к произведениям классической литературы, в частности, к творчеству Льва Толстого. Журналисту этому довелось спорить, как он выразился, с одним батюшкой, утверждавшим, что православному человеку не стоит читать ни Ницше, ни Толстого.

 — Для своих семинаристов, — ответил отец Тихон, — у которых и так очень много предметов, я специально ввел дополнительно занятия по русской и западной художественной литературе. В юности, я считаю, очень полезно читать классические произведения, в том числе и будущему священнику. Они открывают иные горизонты, формируя человеческую душу, развивая прекрасные и правильные чувства. Своим ученикам говорю: обязательно читайте художественную литературу, ведь вы еще многого не знаете. Да, вы не проживете жизнь Гамлета или короля Лира, но на уровне ощущений и эмоций, переданных гениальными людьми, можно окунуться в удивительный мир, что непременно обогатит читателя. Конечно, художественная литература не сравнится со святыми отцами: когда я открыл для себя этот континент, о котором абсолютно ничего не знал, — поучения святых отцов, был просто потрясен, без всяких преувеличений. Художественная литература может нам рассказать о гениальном опыте ошибок людей, а опыт позитивной жизни отображен в житиях святых, в подвижнических историях. Хотя художественная литература и беллетристика могут подвести человека к порогу познания Бога.

Архимандрит Тихон поделился своими планами — замыслом фильма о Православной Церкви времен 1920−30-х годов. В центре сюжета будут стоять святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и Иосиф Сталин: две масштабные фигуры XX века, олицетворяющие две параллельные жизни в истории России — церковную жизнь и советскую действительность. По мнению отца Тихона, подобный феномен сосуществования двух миров необычайно интересен. Фильм задумывается как многосерийный и, может быть, игровой.

Почему умирают молодые?

У отца Тихона спрашивали об одном из героев книги «Несвятые святые» — об иеромонахе Рафаиле (Огородникове), любителе быстрой езды. Почему он, будучи прекрасным водителем, все же разбился на своей машине, почему Господь забрал его так рано?

 — Между Богом и человеком есть тайны, которые не постигнет никто, — ответил отец Тихон.— Мы почему-то считаем, что можем следовать школьному принципу «хочу все знать». Но не получится так — не будем мы знать всё, и надо с этим смириться. Мы слишком ограниченные и слабые существа. «Человек — это звучит гордо» — внушает нам наша культура. А культура православная говорит нам о том, что мы — великие создания Божии. Согласно церковному преданию и опыту отцов Церкви, человек умирает только в двух случаях. Первый — когда в глазах Божиих душа человека достигает своего духовного наполнения и предела, возможного ей, и тогда Господь исхищает ее из нашего мира. И с этим колоссальным потенциалом, максимальным в своей жизни, душа переносится в другой мир, где продолжается жизнь человеческой личности, человеческой души. Но есть и второй вариант — когда человек, несмотря ни на какие вразумления Божии, которые происходят и через людей, и через обстоятельства жизни, не изменяется, не приходит «в годность» для вечности. Бог видит, что уже ничего с человеком не произойдет, будет только бесконечная деградация, — и тогда Он пресекает эту жизнь. Мы можем лишь отчасти понимать и рассуждать о том, в каком состоянии человек пребывал. Но также можем надеяться и молиться. Вот я верю и молюсь, что отец Рафаил, несмотря на все его «хулиганство», страсть к машинам, именно в момент своей гибели в глазах Божиих достиг того, чего от него ждал Господь в земной жизни.
«Проклятые» вопросы, или Бог есть Любовь

Во время встречи в СГУ отца Тихона спрашивали о так называемых проклятых вопросах, которые, по Достоевскому, должны оставаться в человеческой душе и сознании до конца жизни.

 — Если человек задает себе вопрос, — ответил архимандрит Тихон, — значит, он рано или поздно получит на него ответ. Хуже, когда отсекает он от себя эти вопросы — тогда душа постепенно становится омертвевшей. Все произведения Федора Михайловича Достоевского отвечают на эти «проклятые» вопросы. Не формулой — «потому-то и потому-то», а гениальными образами и духовными открытиями. Вся великая художественная литература, если мы призадумаемся, написана людьми глубоко верующими. Шекспир, Данте, Пушкин, Гоголь и многие другие верили в Бога, признавали его Творцом мира. А на все вопросы человеку может ответить только Господь, если Ему по-настоящему их задать. Нам самим невозможно ответить на них, потому что мы слишком ограничены.

Очень интересны были размышления отца Тихона в ответ на вопрос одного студента о зле и несправедливости в мире:

 — Случается, что человек вдруг по-настоящему понимает, что Бог, по слову апостола Иоанна Богослова, есть Любовь, и все, что делает Господь в этом мире, исполненном зла, тоже — Любовь. Ведь человек свободен, он создан как образ и подобие Божие. И у человека есть драгоценный дар — свобода. Бог не создал некие правильные механизмы, которые «творят» добро, а создал человека — сотворцом Себе, создал существом, способным выбирать. И человеческая история пошла именно по пути выбора — выбора добра и зла. Многие люди, к сожалению, выбирают зло, поэтому зло очень часто торжествует на земле, и ничего здесь не поделаешь — это особое попущение Божие ради человеческой свободы. Для себя я понял совершенно четко — у Бога несправедливости не будет. Нам непонятно, как произойдет то, о чем говорил пророк Исаия: и тогда возляжет агнец и лев рядом (см.: Ис. 11, 6), и как отрет Бог всякую слезу с очей человеческих (см.: Откр. 7, 17; 21, 4). Но человек постепенно двигается к пониманию, шаг за шагом. Главный шаг, первый — это вера и доверие к Богу, другой шаг — это уже знание о том, как Бог ведет человека, затем опять доверие, потом знание и так далее. Ведь нет человека, перед которым Бог не открывает Себя, если только сам человек своей волей этого не отсекает. Но в этом случае жизнь превращается в трагедию, как бы ни хорохорился человек. Понимать, сознавать, сомневаться и снова искать ответа — вот задача всей человеческой жизни, иначе — духовная смерть.

Молодежь сегодня радует

С огромным интересом и любопытством отец Тихон слушал вопросы от студентов, общаясь с ними тепло и доверительно. Отвечая на вопрос о том, что радует его больше всего в современном обществе, наместник Сретенского монастыря сказал:

 — Больше всего радует молодежь — мыслящая, думающая, выросшая в постсоветское время. Мы, люди старшего поколения, воспитывались в стране великих свершений: военные победы, космос, наука. Мировоззрение молодых формируется в период разрушения: разрушения Советского Союза, перемен в образовании, в разных областях жизни. Мы воспитывались на свершениях, они растут — на разрушениях. Слава Богу, сейчас процесс остановился и пошел в другую сторону. У сегодняшней молодежи совершенно удивительный созидательный потенциал, причем у большинства. Это для меня чудо и загадка, то, чем я действительно восхищаюсь.

Наблюдая за беседой отца Тихона в университетской аудитории, я не переставала удивляться его живому, неподдельному интересу ко всему, о чем он говорит, простоте в общении со всеми людьми.

О духовнике и ревности в служении

Вскоре после беседы со студентами отец Тихон в Зале церковных собраний Покровского храма встретился с воспитанниками Саратовской православной духовной семинарии. В этой встрече участвовали также Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, преподаватели семинарии, прихожане саратовских храмов. У отца Тихона будто открылось второе дыхание после первой встречи в СГУ (а до этого было его выступление на пленарном заседании Чтений!), и он снова отвечал на вопросы, причем с той же заинтересованностью, искренностью, что и раньше.

Первый вопрос архимандриту Тихону как ректору Сретенской духовной семинарии задал воспитанник Саратовской духовной школы: «Как священнослужителю не потерять ревность к богослужению?». Отец Тихон начал с рассказа о причинах ослабевания этой ревности:

 — Литургия в течение года практически одна и та же. Грехи, которые рассказывают священнику на исповеди, открою секрет, тоже одни и те же. Проблемы у людей, в большинстве своем, почти одинаковые. Конечно же, это в один прекрасный момент может, соединившись с пассивностью, вызвать эффект самооправдания в том, что многое в церковной жизни священнику приелось. Но это будет самым настоящим преступлением перед Богом, перед Церковью и перед самим собой. Надо с самого начала воспитывать в себе главное в нашем деле — страх Божий и благоговение.

Интересно отец Тихон рассказывал о священнике и ученом Русской Церкви протоиерее Валентине Асмусе:

 — Мы, молодые послушники, иподиаконы, поражались, как он, через несколько лет после рукоположения, входил в храм с видимым страхом. Это даже казалось иногда неким утрированием: клал поклоны, со страхом и благоговением проходил по алтарю. Мы удивлялись: «Что это с ним?». Но когда я его увидел спустя 25 лет, он с таким же благоговением относился к службе. Такое же я видел у архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который 50 лет служил Богу.

Отец Тихон говорил, что в учебниках по пастырскому богословию можно найти множество духовных советов по поводу служения: надо читать Евангелие, святых отцов, что, конечно, должно стать правилом. Но и чисто внешнее поведение необычайно важно для священника, особенно в храме: внешнее проявление внутреннего состояния — страха Божия и благоговения.

 — Духовные советы необычайно важны, — так отец Тихон начал отвечать на вопрос: «Каждый ли верующий нуждается в духовнике?».— Но нельзя вдруг решить: именно этот священник станет моим духовником, не нужно торопиться. Если у человека еще нет духовника, надо пообщаться с одним священником на исповеди, в частных беседах, потом с другим, с третьим — и понять, кто из них наиболее близок тебе духовно. И только потом, спустя годы, попросить выбранного священника стать духовным руководителем. Ни в коем случае нельзя воспринимать как старца человека, который начинает вами мгновенно командовать — это катастрофа, от такого человека нужно бежать. Настойчиво, раз за разом предлагать правильный христианский путь — вот задача духовника, но ни в коем случае не властвование над своим духовным чадом, которое становится крайне печальной духовной болезнью некоторых пастырей.

Лучшее лекарство от суеты

«Что делать, чтобы духовная жизнь в человеке не погасла и не была забыта за бесконечными заботами?» — вопрос, актуальный для многих. Отец Тихон говорил, что священникам нужно чаще служить — остальное приложится. И молитва будет в радость, и все будет восприниматься намного легче: четыре-пять раз в неделю совершать богослужение — это самое хорошее лекарство от нашей суеты.

 — Сейчас, — заметил отец Тихон, — у нас есть многочисленные аппараты по съеданию и убийству времени: телевизор, компьютеры, Интернет и прочее. Даже считывая полезную информацию, люди становятся информационными наркоманами. Постоянное нахождение в Интернете превращается в злой навык, а как говорили святые отцы, «хуже беса злой навык, он внутри нас». Банальный совет — берегите свое время! Ни минуты в праздности!

Об Интернет-проповеди и проповеди на улице

Один из вопросов к отцу Тихону был посвящен тому, как он относится к проповеди в Интернете и на улице:

 — Главное в Интернет-проповеди — не переоценить свои возможности, ведь опасность здесь заключается в том, что ты не видишь человека, с которым общаешься. Еще Интернет — это область тотального осуждения всего и вся. Что касается миссионерства на улице, могу привести в пример потрясающие проповеди на улицах Китая, о которых не только слышал, но за которыми наблюдал. Сейчас в Китае можно видеть удивительный всплеск интереса к христианству. Как оказалось, китайцы очень восприимчивы к христианству. Они сами не знают, к какой конфессии относятся, просто прочли Евангелие и уверовали во Христа. За последние 20 лет христианами в Китае стали более 10% от всего населения, если сравнить — это численность всей России.

После двухчасовой беседы Митрополит Лонгин поблагодарил архимандрита Тихона, который весь день встречался с саратовцами. Владыка выразил надежду, что каждый, кто посетил встречи с отцом Тихоном и задал свой вопрос, получил для себя духовную пользу.

Подготовила Наталья Кацуба

Газета «Православная вера» № 24 (476), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61 813&Itemid=4


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru