Святая гора | Старец Лука Филофейский | 25.12.2012 |
Agionoros.ru публикует продолжение беседы с одним из самых авторитетных современных афонских богословов старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).
Откликаясь на любовь Божию, человек становится личностью. Он не теряется в тщетном и безличном, а получает возможность видеть Бога. «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят"[1].
Такой человек обретает способность относиться к людям со смирением и любовью. Осознает, что если Бог его оставит — он в одно мгновение всё потеряет. Видит, что всё в этом мире держится на Любви и Промысле Божием. Понимает, что сам по себе человек — ничто, но в свете Божественного замысла он ценен и значим.
Чтобы действительно понять и осознать своё место в мире и истинное предназначение — надо через покаяние обрести Божественное просвещение.
Смысл монашества заключается в покаянии. Оно возвращает нам подлинные и правильные отношения с Богом, с людьми и с тварной материей.
Монашество — это следование Евангелию. Так как в миру сложно исполнить Евангельский закон в совершенстве, Бог призывает некоторых людей (на основании каких принципов Он их избирает, знает Сам Господь) уйти от мира и безраздельно посвятить себя Богу.
Монахи призваны стать живыми примерами добродетели и тем самым воодушевить на подвижническую жизнь и своих братьев мирян. Людям свойственно сомневаться и задаваться вопросом: а можно ли достигнуть совершенства и исполнить Евангельский закон в наше время? И когда они видят людей, которые действительно живут по Евангелию, они воодушевляются.
Бог не ждет от нас чего-то, что превосходит наши силы. Задача человека проста — с любочестием стараться реализовать данные ему Богом таланты. А для этого необходимо очиститься, совлечь с себя одежды «ветхого человека», которые не дают задействовать дары, данные нам Создателем. Грех дезорганизует человека, покаяние возвращает ему цельность. Даёт возможность оставить противоестественное состояние и обновиться в Боге. Так человек, который был орудием в руках лукавого, становится «сыном Благодати».
Покаяние прогоняет противоестественное и даёт возможность человеку реализовать своё истинное предназначение, то, для чего он был сотворён Богом. Жить с надеждой, в «любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости, воздержании"[2]. Эти плоды Святого Духа становятся достоянием каждого, кто принял Бога в свою жизнь.
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя"[3], — говорит Спаситель. Значит, для того, чтобы быть с Богом, надо преодолеть то, что нас от Него отделяет — рабство страстям.
Для этого и существуют монашеские обеты: они разрушают сковывающие нас цепи греха.
Целомудрие, нестяжание, послушание, пост, бодрствование, молитва помогают человеку найти себя и постепенно обновляют его во Христе.
Такой человек может стать примером и для других. Однако воспримут его не все. Как наш Спаситель был «предметом пререканий"[4], так и монашество, главная задача которого подражать Христу, становится таковым для мира. Те, у кого открытое сердце — принимают благую весть монашества, другие же отвергают её. Так когда-то люди не приняли и Христа.
Наша задача — со смирением продолжать свой путь.
Без печати смирения ничего не будет угодно Богу. Как только человек начинает думать, что что-то из себя представляет, — он сразу же теряет связь с Богом. Его настройка сбивается с божественной частоты. И тут надо через смирение и сокрушение скорее поймать нужную «волну».
Разве у нас нет поводов для самоукорения и для раскаяния? Особенно у монахов. Мы должны сравнивать себя не с теми, кто на первый (поверхностный) взгляд «отстаёт» в добродетели, а с подвижниками и святыми. Поступая так, будем считать себя худшими и недостойнейшими из всех.
Великой ошибкой будет смотреть не вверх и вперёд, а вниз и назад. Сравнивать себя с теми, кто кажется нам грешниками. Именно так у человека появляется обманчивое чувство собственной «праведности» и он превращается в фарисея.
Человек, который сам не исполняет то, о чём говорит, не способен стать примером для других. Добро должно быть не дисциплиной для ума, а стать образом жизни.
Там, где светит солнце — жизнь, свет, радость, мир. Не случайно и Бога наша Церковь называет Солнцем правды. «Рождество твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды"[[5]. Так же как тварное солнце по воле Творца даёт свет, тепло и устанавливает порядок в тварном мироздании, так и Христос, входя в жизнь человека, упорядочивает её и освещает Светом Своей Любви и Мира.
Блажены те, кто стали сосудами Благодати! Но, чтобы достичь такого состояния, надо прежде очиститься. Металлические трубы со временем обрастают слоем ржавчины, теряя пропускную способность. Несколько лет назад мы меняли в монастыре систему водоснабжения, которая была установлена ещё в 1935 году. В один момент мастер подозвал меня и показал толстую свинцовую трубу, которая за долгие годы так обросла, что едва пропускала тонкую струйку воды.
То же происходит и с человеком: грех оставляет на его душе наросты и делает её всё более и более бесчувственной. Удалить эту ржавчину способны страх Божий и покаяние. По мере того как очищается сердце, просвещается и разум.
1. Матф. 5,8.
2. Гал. 5, 22−23.
3. Мф. 16,24.
4. Лук. 2, 34.
5. Тропарь Рождеству Христову.