Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург25.12.2012 

Многоценное сокровище

Несмотря на то, Святитель Спиридон Тримифунтскийчто все чудеса святого Спиридона официально признаны церковью и имеют документальное подтверждение в хрониках острова Кипр, современного человека они изумляют.

Рака с мощами святого находится в храме на самом виду, она вся увешана золотыми и серебряными украшениями — дарами тех, кому помог святой; вместилище реликвии заперто на замок: хранитель открывает его только для православных туристов, а католикам разрешается поцеловать лишь саму раку.

Сквозь стекло можно очень хорошо рассмотреть лицо святого. Его черты вполне узнаваемы, прекрасно сохранились волосы и белоснежные зубы. Кожа лишь немного сморщена и потемнела. Кстати, хранители раки говорят, что потемнел святой Спиридон относительно недавно. Это случилось в XVII веке, когда была проведена реформа православной обрядности и богослужебных книг, известная у нас как реформа Патриарха Никона. Видимо, святому она пришлась не по душе.

Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову.

Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира, и Церковь им не препятствовала. Однако биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу.

Мощи святителя Спиридона до второй половины VII в. почивали в городе Тримифунте, а затем из-за набегов арабов они, вероятно, по приказу императора Юстиниана II (685−695 гг.), были перенесены в Константинополь. В 1453 году, когда столица Византии пала под натиском турок, священник Григорий Полиевкт, тайно взяв чтимые мощи, отправился сначала в Фесприотийскую Парамифию (совр. Сербия), а в 1456 году привез их на остров Корфу (по-гречески Керкира), где искали спасения многие беженцы из Византии. На Керкире Полиевкт отдал священные останки во владение своему соотечественнику священнику Георгию Калохеретису. Последний завещал многоценное сокровище сыновьям Филиппу и Луке. Дочь Филиппа Асимия в 1527 г. вышла замуж за керкирца Стаматия Вулгариса. Ей в наследство отец передал мощи св. Спиридона, и с тех пор до 60-х годов ХХ века останки святого принадлежали семье Вулгарисов. В данный момент мощи св. Спиридона Тримифунтского принадлежат Церкви Керкиры (от ред. — святыня не была сразу передана священной митрополии Керкиры, Пакса и Диапонтийских островов, потому, что в завещании иерея Георгия Калохеретиса было сказано, что святые мощи будут принадлежать семье Калохеретисов и должны передаваться от поколения в поколение до тех пор, пока этот род из каждого своего поколения будет давать одного священника. Однако в 60-е годы ХХ века митрополит Керкиры Мефодий не рукоположил ни одного представителя этой семьи во священники, в результате чего святые мощи перешли во владение Керкирской митрополии).

Неизвестно, когда и по каким причинам десница была отделена от мощей святителя. По свидетельствам Христодула Вулгариса (великого протопопа Керкиры, жившего в XVII веке), в 1592 году десница была доставлена из Константинополя в Рим папе Клименту VIII, который в 1606 году передал святыню кардиналу Чезаре Баронио. Кардинал, известный католический церковный историк, в свою очередь, передал десницу церкви Божией Матери (S. Mаria in Vallicella) в Риме, о чем свидетельствует соответствующая запись в церковном архиве. Л.С. Врокинис, греческий историк, ссылаясь на Христодула Вулгариса, писал, что десница находилась в храме Божией Матери в конусообразном позолоченном хранилище невизантийской работы, высотой около полуметра. В ноябре 1984 года, накануне праздника святого Спиридона, усилиями митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Тимофея, святыня была возвращена Церкви Керкиры.

Мощи святителя Спиридона поражают одним своим видом — Божией милостию они полностью нетленны. Это удивительные мощи — они весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия.

Чудесно и то, что покровитель странников св. Спиридон Тримифунтский сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В Православном мире он почитается как «ходящий» святой — бархатные башмачки, надетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.

Невозможно рассказать обо всех чудесах, которые совершил святитель Спиридон во время своей земной жизни, но и после смерти, когда он стал ближе к Богу, святой не перестает их совершать. По всему храму и над саркофагом с мощами на цепочках висят «тамы», серебряные пластинки с выпуклым изображением фигуры всего человека или отдельных частей тела: сердца, глаз, рук, ног, а также серебряные лодочки, машины, множество лампад — это подарки людей, получивших исцеление или помощь от святителя Спиридона.

Рака с мощами закрывается на два замка, которые открываются двумя ключами одновременно. Открыть раку можно только вдвоем. И когда ключик не поворачивается, значит, считается на острове, святитель Спиридон «отлучился»: помогает кому-то. Эта история пересказывается из уст в уста.

На Керкире в день блаженной кончины святителя Спиридона совершается торжественное празднование в его честь и память: раку с честными мощами святого на три дня (с навечерия 11 (24) декабря до вечерни 13 (26) декабря) износят из придела на особое место у иконостаса, справа от местной иконы Спасителя для поклонения и молебных пений святому. Есть еще четыре дня в году, когда, по давней традиции, необыкновенно красочно и эмоционально чтят память святого. Выражением любви и благодарности к нему является проведение крестных ходов с мощами святого (литаний), которые установлены в память чудесной помощи святителя Спиридона жителям острова. Литании совершаются в Вербное Воскресенье (неделю Ваий), Великую (Страстную) Субботу, 11 августа и в первое воскресенье ноября.

В дни праздников мощи святителя вынимают из серебряной раки и полагают в иной саркофаг, где они стоят вертикально, а когда вновь возвращают в раку, они принимают прежнее положение. Саркофаг с мощами святого на носилках несут на плечах четверо священнослужителей под специальным златотканным балдахином. Перед святыми мощами следуют архиереи, духовенство всех чинов, хор, военные духовые оркестры, свещеносцы в парадных одеяниях, с толстыми свечами диаметром более 15 см. Их несут в специальных портупеях, перекинутых через плечо. Над городом плывет колокольный звон, звучат марши духовых оркестров, церковные песнопения. По обеим сторонам улицы стоит плотными рядами народ. На пути следования бывают остановки для чтения Евангелия, ектений и коленопреклонных молитв. Ближе к храму многие люди, надеющиеся получить исцеление, выходят на середину мостовой впереди Крестного хода и ложатся на спину, лицом вверх, рядом кладут своих детей, чтобы нетленные мощи святителя Спиридона в ковчеге пронесли над ними.

Кажется, что в эти дни на украшенные флагами и цветами улицы города выходят все: местные жители и многочисленные паломники, отряды скаутов и представители разных родов войск. Повсюду царят идеальный порядок, доброжелательность, взаимоуважение, искреннее сопереживание всему происходящему. Полиция ограничивает лишь въезд машин на те улицы, по которым проходит Крестный ход. Тот, кто не может выйти на улицу, встречает святителя Спиридона на балконе дома или около окна.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52817


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru